Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургСвященник Даниил Сысоев (+2009)06.12.2005 

Если ты еще не крестился.
Продолжение

(Продолжение. Начало в NN 41−43)

БОГ ОТВЕРГАЕТ НАЦИОНАЛИЗМ В РЕЛИГИИ

ВОЗРАЖЕНИЕ 7:
«Я по рождению мусульманин (или иудей, или буддист), и поэтому каждому нужно исповедовать ту религию, которой придерживались его отцы».

На это возражение ответим так. Разве может Истина быть связана с национальным происхождением человека? Ответ очевиден. Конечно, нет! Ведь если считать иначе, то получится, что само понятие Истины вполне человеческое. А ведь и Писание, и обычная практика показывают, что «всяк человек — ложь». А раз так, раз каждому из нас свойственно заблуждаться, то как мы в важнейшем вопросе станем опираться на изменчивые мнения человеческие? И откуда берется столь предвзятое мнение, будто раз нечто передано нам отцами, то оно уже только поэтому хорошо? Ведь если вдуматься, то неверность подобного утверждения очевидна. Разве способность заблуждаться зависит от того, кем тебе приходится человек, или от того времени, когда он жил? Никакое уважение к своим родителям не может заставить нас поступать по их злому примеру. И тем более недопустимо оправдывать беззаконие ссылкой на то, что так поступали предки. Иначе получается, что дети алкоголиков обязаны спиться, а дети преступников становиться преступниками. Вот к каким вздорным выводам может привести неоправданное доверие к голосу предков, не проверенное Откровением Божиим. Да и само почитание родителей возможно лишь потому, что так повелевает человеку Господь. Но если мы слушаемся Пятой Заповеди, то на каком основании отвергаем Первую?

Да и само утверждение, что человек по рождению мусульманин или буддист, неверно. Иначе зачем надо было проводить специальные обряды посвящения, как не затем, чтобы дать то, чего еще не было? Православные также говорят, что душа каждого человека по природе христианка, но из этого никак не следует, что новорожденный не нуждается в Крещении. Так что по рождению каждый человек — «чистая доска», на которой и родители, и воспитатели (но в первую очередь он сам!) записывают жизнь, с которой он отправится в Вечность. Так что требуется сознательное решение человека о выборе Откровения или отказа от него — и он сам несет всю ответственность за выбор.

Кстати, «националь-ный» подход к религии неверен еще и потому, что он часто скрывает за собой двойной стандарт. Ведь и мусульмане считают (опираясь на один из хадисов), что Аллах посылал множество посланников (до 124 000) к разным народам. По словам одного современного апологета ислама, «нет ни одного народа или нации, к которой бы не был послан пророк». И буддизм распространялся по планете вне зависимости от наций. А раз так, то очевидно, что Истина связана вовсе не с национальностью человека, а с Богом — источником ее.

Откровение Божие также подтверждает такой взгляд. Господь Иисус перед Своим Вознесением к Богу Отцу сказал своим апостолам (о которых даже Мухаммед утверждал, что они «помощники Аллаха» (Коран 61,14): «…Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать, и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15−16). Он также возвестил, что в Судный День «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13, 29). Но войдут в это Царство только те, кто поверил в Него. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 36) — засвидетельствовал это пророк Божий Иоанн Креститель. Об этом же задолго до воплощения Слова Господня сказал Бог через Давида в Псалтири (ср.: Коран. 21, 105): «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2, 12). Итак, мы видим, что и Библия, и Коран говорят об одном и том же.

И это понятно, ведь сам человек не способен изобрести верные понятия о Создателе, так же как картина не может сама познать художника. А раз так, тогда ничто человеческое (в том числе и нация) не должно становиться между ним и Властелином миров.

Более того, для Мухаммеда условием спасения любого человека является вера в него и в Аллаха (Коран. 8, 13). Думаю, что мусульмане какой угодно национальности никогда не скажут неофиту из иной культуры, что он должен оставаться в своей национальной вере. Так что говорящие о «вере по рождению» используют систему двойных стандартов. А ведь Богу неугодны лжецы! Конечно, утверждение Мухаммеда ошибочно (что мы докажем дальше), но сама подобная постановка вопроса является признаком лукавства.

При разговоре о вере нужно говорить только о том, является ли это учение Откровением Бога или нет, и какие существуют доказательства этого утверждения. Последний вопрос очень важен, ибо всегда существуют обман-щики, искажающие учение Бога. И именно из-за них (и из-за дьявола, который стоит за ними) возникло такое множество религий.

Так что отказ от Крещения по национальным соображениям является или признаком незнания или признаком нечестности ума, за которые, увы придется расплачиваться всю вековечную вечность.

«МЕНЯ ТАК ВОСПИТЫВАЛИ…»

ВОЗРАЖЕНИЕ 8:
«Я коммунист, меня так воспитывали, и поэтому не буду креститься. Ведь иначе мне придется признать, что всю жизнь я ошибался».

Ну и что, что тебя воспитали как коммуниста? Если какое-то учение являлось ошибкой, то разумно ли из принципа продолжать его исповедовать?

Да и где теперь коммунизм? Что он дал человеку для его вечной Жизни? Ведь даже все его земные обещания оказались огромной аферой. Где царство свободы, обещанное Марксом? И не надо говорить, что не дали построить столь «замечательное общество». Коммунисты строили его почти столетие и вовлекли в этот чудовищный эксперимент чуть ли не треть населения планеты. И что в итоге? Десятки миллионов трупов, разгромленные государства, обнищавшие и затерроризированные народы. Упадок культуры и вырождение людей.

В действительности коммунизм обещал «землю недостижимую», которая, как линия горизонта, удалялась все дальше и дальше по мере продвижения к ней. Ты скажешь о тех социальных благах, какие дал коммунистический режим. Не буду спорить об этом, хотя и здесь много чего можно сказать. Но, главное, ответь честно — что коммунизм обещал тебе лично после смерти? НИЧЕГО! «Вечную память» потомков, которая продлится, дай Бог, двадцать лет, да лопух на могиле. И все! Так зачем лопуху бесплатная медицина и «всеобщее» образование? Ведь самое удивительное в этой афере, что отдельному человеку ничего не обещается, все блага предназначены дальним потомкам в недостижимом будущем. И при этом личность почему-то должна жертвовать всем ради этой мечты! Так все-таки — ради чего? Ради материального довольства людей трид-цатого столетия?

Неужто до сих пор непонятно, что тебя просто вовлекли в настоящее дьявольское надувательство? А ты говоришь: «Разве я могу ошибаться всю жизнь?». Это утверждение сравнимо разве с тем, когда ограбленный удивляется: «Разве меня могли ограбить?»

А ты сам, мой друг, разве не похож на него, когда утверждаешь, что не мог заблуждаться всю жизнь? С чем ты войдешь в Вечность, когда уже ясно, что коммунистическая мечта являлась именно мечтой, заблуждением? Кому это нужно за гробовой доской? Все-таки лучше признать (пусть и поздно!) свою ошибку и с покаянием прийти к Богу, чтобы хотя бы на старости лет накопить чуть-чуть богатства для вечной Жизни.

«МНЕ НЕ НУЖНЫ ПОСРЕДНИКИ…»

ВОЗРАЖЕНИЕ 9:
«В общении с Богом мне не нужны посредники».

Почему же ты, дорогой друг, так уверен в этом своем утверждении? Разве ты способен сам прорваться сквозь тенета пространства и времени, чтобы встретиться со сверхза-предельным и вечным Творцом? А ведь именно это ты говоришь, заявляя, что тебе не нужны посредники в общении с Богом.

Посуди сам — разумно ли твое утверждение, если даже для того, чтобы научиться управлять машиной, тебе нужен учитель, который научил бы тебя управляться с этим механизмом. Для того, чтобы устроиться на работу, тебе необходимо образование. А в сложнейшем и глубочайшем деле богообщения нужно, по-твоему, полагаться только на нахрапистость и самоуверенность? Представь себе дикаря, который решил поэкспериментировать на оружейном складе, отбрасывая всякие советы, как ненужные выдумки. А ведь очень похоже (признайся!) поступаешь ты, говоря, что главное — духовность, забывая о том, что и духи бывают разные, да и слишком самоуверенных людей Господь не любит.

Да, Господь слышит всякого, кто бы и где бы ни взывал к Нему. Он — надежда всех находящихся у края земли и тех, кто в море далеко. Но ведь речь и не идет о том, сможет ли Бог услышать тебя, а о том, сможешь ли ты напитаться Его бессмертной жизнью. И христиане сами, без посредников, молятся Создателю на всяком месте владычества Его. Но нам мало молиться. Нам нужна вечная Жизнь, а дать ее может лишь Сам Господь Иисус Христос, ибо в Нем соединились и Божественная и человеческая природы, и потому Он и может стать Тем, благодаря Которому безмерная жизнь Бога вливается в наше слабое смертное существо и дает нам силу победы над смертью как тела (через воскресение плоти), так и духа (через прощение грехов). Сам Господь сказал, что никто не может прийти к Отцу, как только через Него. Разве ты лучше знаешь пути, ведущие на Небеса, чем Бог Небесный?

Не обижайся, но такую ни на чем не основанную уверенность всегда называли воинствующим невежеством. Почему? Сам посуди — за твоими словами нет живого опыта богообщения. Величайшие пророки, увидев сияние Творца, падали ниц в благоговейном ужасе, а ты говоришь об этой встрече как о походе на рынок. Моисею Господь сказал, что человек не может увидеть Его и остаться в живых (Исх. 33, 20). Исайя, созерцая Господа Саваофа, восседающего между пламенных духов и окутанного клубами курений, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6, 5). И только вмешательство Серафима (одного из высших Ангелов), очистившего его уста от нечистоты чрез прикосновение небесного угля, спасло пророка.

А ты утверждаешь, что можешь общаться с Богом напрямую, неочищенный, с нечистыми устами, без страха Божия? Но в таком виде ты вспыхнешь и сгоришь перед Его лицом, как бабочка в огне. Ведь Библия прямо говорит что «Бог наш, есть огонь поядающий» (Евр. 12, 29).

Потому-то и потребовалось Боговоплощение, чтобы общение между Богом и человеком стало возможным. Только через плоть Христову можно вынести смертному пламень Божества. И потому священники, эти слуги Воскресшего, могут помочь восстановить связь с Творцом. Ведь именно им дана власть и отпускать грехи (Ин. 20, 23), и совершать Литургию, когда Сам Христос входит в человека.

ЛЮБОЙ ЛИ ПУТЬ ВЕДЕТ К БОГУ?

ВОЗРАЖЕНИЕ 10:
«Бог один, и все религии ведут к одной вершине. А поэтому мне не нужно обязательно креститься. А вы, православные, вообще фанатики. Говорите, что только вы спасетесь. А ведь это гордыня!»

Да, поистине Бог один. Но разве Он безличен? Разве может быть так, чтобы творение было выше Творца? А ведь твои слова, если присмотреться, означают именно это. Ведь сравнивать Господа с вершиной горы возможно только представляя Его как не осознающую себя Силу. Разве хоть какая-то личность захочет, чтобы к ней приходил кто угодно? Вот ты захотел бы, чтобы к тебе в гости пришел страшный убийца? И при этом утверждаешь, что любой путь ведет к Богу.

А теперь рассмотрим часто встречающееся утверждение, будто Бог «выше» личности. Тут стоит уточнить, что обычно имеется в виду.

Если ты отождествляешь личность с телесным обликом, тогда ты прав. Вседержитель не имеет материальной формы. Он дух и потому безвиден. Но христиане, говоря о личностности Творца, подразумевают то, что — именно живая личность, говорящая о Себе — «Я». И тут для любого человека, который верит, что Бог — это Творец, станет очевидной наша правота. Ведь Творец, по определению, совершенней Своего творения. А ведь очевидно, что обладать самосознанием — признак большего совершенства, чем бессознательное существование. Любой человек, не задавшийся целью отрицать очевидное, не станет говорить, будто камень, птица, крокодил или куча земли совершенней человека. И степень совершенства связана именно с тем, что мы можем и ставить себе цели, и сознавать сами себя. А если это так, то тем более мы не имеем права утверждать, что сверхсовершенный Господь лишен свойства самосознания. Другое дело, что христиане знают: Бог сверхличен по-иному. Он не Одноличен, а Триедин. Но из этого знания скорее вытекает единственность пути, а не множественность. Бог не только Троица, Он также и любовь (мы говорим о христианской вере, а не иных концепциях). А раз так, то те, кто не желают жить в любви и тем более не верят в Троицу, не будут приняты в общение с Богом. Любовь никогда не навя-зывает себя, и ее не достигнуть путем шантажа и насилия.

Да, только тот, кто соединен с Богом, может быть спасен. И путь спасения — это Церковь. Вне ее нет спасения, ибо нет органического единства со Христом, достигаемого через Таинства. И именно поэтому спасение открыто только для православных. Кто извратил Откровение Бога, тот не может приступить к Таинствам. Кто не приступает к Таинствам, не имеет в себе вечной Жизни. Это не наши выдумки, это онтология, это самые корни Бытия. Здесь нет места фанатизму, помутняющему разум. Напротив, это дверь к чертогам цветущей мысли.

Что же касается обвинений в гордыне, то говорить правду — это признак смирения. Да, по слову апостола Иоанна, «мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Если бы мы изобрели веру, то убеждать всех в том, что только она истинна, было бы безумием. Но вера дана нам Самим Творцом, и не нам подстраиваться под изменчивый мир — пусть лучше он изменится. А что до гордыни, так нам невозможно гордиться своей «избранностью» — путь Христа открыт для всех. Православие — не религия для элиты, а вечное Евангелие для всех народов. Приходите все. Вод Крещения, Мира Святого Духа и Чаши Причастия хватит на все человечество. Услышьте голос Предвечной Премудрости: «Идите, ешьте хлеб Мой, и пейте вино, Мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч. 9, 5−6).

«ОТТУДА НИКТО НЕ ВОЗВРАЩАЛСЯ…»

ВОЗРАЖЕНИЕ 11:
«Ну, скорее всего, там что-то есть, но сейчас мне это не нужно. У меня семья, работа, а все это… Вот попаду туда — и все узнаю. Тем более что оттуда никто не возвращался. А еще некоторые говорят, что все равно на Небо пойдут».

Конечно, если тебе не нужна Истина, то сказать тебе нечего. Как можешь ты относить себя к роду человеческому — homo sapiens (человек разумный)? Ведь разум, отказавшийся от понятия Истины, отказывается от самой своей сути. Если абсолютной Истины не существует, тогда вообще не существует никаких реальных знаний. Человек тем и отличается от животных, что способен подняться над уровнем «чего поесть и с кем поспать». Если ты утратил желание узнать конечную цель своей жизни, то какой смысл имеют все твои дела, семья, работа? Все твои достижения сожрет чудовище смерти, а от тебя не останется даже могильного праха.

В одном ты прав. Попадешь туда — и все узнаешь. Но помни, что смерть ставит точку на свободе твоего выбора. И все те знания, которые ты приобретешь там, за чертой земной жизни, уже будут для тебя бесполезными. Хотя ты увидишь и Бога, и узнаешь, что есть ответственность за твои дела. Но это ведение послужит, увы, только к твоему вечному горю. Как говорил Господь Христос: «Там будет плач и скрежет зубов». Плач о безвозвратно утерянных возможностях, от которых ты отказался по своей близорукости.

Ты утверждаешь, что никто «оттуда» не возвращался. Но зачем же обманывать себя самого? Оттуда возвращались сотни и тысячи. История человечества знает множество случаев воскресения мертвых. И самое великое из этих свидетельств — Воскресение Христово. Более пятисот свидетелей видели Воскресшего (1 Кор. 15), многие из которых засвидетельствовали своей смертью подлинность этой вести. Причем подлинность в прямом смысле этого слова, ведь «подлинный» означает показания, полученные под линями, т. е. бичами. И как ты можешь не верить столь великому множеству людей только потому, что тебе не хочется задуматься? Это признак неискренности и неразумия.

И — обрати внимание! — из тех многих, кто возвратился, все утверждали, что от нашей жизни здесь, на земле, зависит наша вечная участь. Да, далеко не все попадают на Небо. Там нет места для тех, кто не принял спасения. Над неверующими во Христа нависает меч гнева Божия. Те, кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Ин. 3, 5). Кто не исполняет волю Господа, того участь в озере, горящем огнем и серой. Такова реальность. И как будут выглядеть твои оправдания: «мне было некогда и неинтересно» — когда придет время Суда? Всё сказанное Богом об участи грешников — не эффектная фраза для запугивания «непокорных». Дай Бог тебе понять это здесь, пока еще не поздно…

«НЕ ТО ЧТО У КАТОЛИКОВ!..»

ВОЗРАЖЕНИЕ 12:
«Мне в храме становится плохо, особенно от ладана. У вас нет скамеек, жарко. Не то что у католиков!»

Конечно, это возражение нельзя назвать серьезным, но для многих соображения комфорта важнее вопроса вечного спасения. Однако Бог не хочет гибели и отверженного, а Христос не переломит и надломленного жезла и не угасит льна курящегося. А раз ты уже пробовал заходить в храм, значит, хоть какое-то стремление к высочайшему Благу в твоей душе теплится. И это уже обнадеживает… Но давай разберем твои аргументы.

Итак, почему человеку может стать плохо в церкви? Ответом могут быть и естественные причины: на праздники, когда «захожане» (то есть те, кто изредка заходит на минутку) посещают храмы, те битком забиты людьми. Ведь на самом деле священных мест крайне мало для такого множества христиан. И поэтому, действительно, многим становится просто душно.

Но на самом деле эта причина не основная. Ведь часто встречается такая ситуация, что людям становится плохо и в совершенно пустом храме. Христиане прекрасно знают духовные причины этого явления.

Дело в том, что, по словам Библии, храм — это место, на которое очи Господа отверсты день и ночь (3 Цар. 8, 29). А теперь вспомним о том, что эти глаза ярче десяти тысяч солнц, что Господь видит все происходящее во мраке (Сир. 23, 27−28) и испытывает сердца и утробы (Апок. 2, 23). А теперь давай подумаем, все ли душа желает показать Богу? Не скрывается ли у тебя желание иметь в сердце закуток, куда не желаешь пускать никого? А именно в этом — источник отторжения храма, полного Божественного Присутствия. Твой дух чувствует силу Господню и по гордыне отбрасывает благодать. Но не только человек отворачивается от Господа, но и Сам Господь не принимает человека с самомнением. Ведь сказано, что «Бог гордым противится» (Иак. 4, 6). Подобные случаи известны и из древности. Так Мария Египетская, которая была блудницей, попыталась войти в Храм Гроба Господня в Иерусалиме и поклониться Животворящему Кресту. Но невидимая сила отбросила ее от ворот церкви. И лишь после того, как она раскаялась и обещала больше никогда не повторять своего греха, Бог допустил ее в дом Свой.

Известны случаи, когда наемные убийцы и проститутки не могли выносить запаха ладана и падали в обморок. Потерять сознание в храме могут и те, кто занимается магией, астрологией, экстрасенсорикой и другими формами бесообщения. Мы видели, как некая сила скручивала их в самые важные моменты службы, и из храма их забирали на карете «скорой помощи». Тут мы сталкиваемся с еще одной причиной отвержения храма.

Не только ты, но и те, кто стоит за твоими греховными устремлениями, не желают встречи с Творцом. Во время Таинства Крещения священник изгоняет злого духа, «сокрытого и гнездящегося в сердце» человека. Именно эти нечистые сущности, некогда ангелы, а ныне бесы, мешают человеку войти в храм. Они отнимают силы у стоящего в церкви. Ведь один и тот же человек может часами сидеть в «качалке» и не способен десять минут провести в присутствии Творца. Очевидно, что только Сам Бог может помочь тому, кто захвачен дьяволом. Но помощь эта придет лишь тогда, когда человек пожелает измениться и жить по-Божьи. А без желания переменить жизнь твои рассуждения на самом деле только повторение «вражеской агитации». А зачем тебе бездумно повторять слова тех, кто желает твоей гибели?

Ну, а что касается скамеек, то это вопрос не канонический. У православных греков установлены сидения в храмах, у русских — нет. Кроме того, если ты болен, то никто не мешает тебе сесть на скамьях, расположенных в боковых приделах почти каждого храма. Тем более что по богослужебному Уставу Русской Православной Церкви на праздничной вечерней службе прихожане могут сесть семь раз. В конце концов, если тебе тяжело стоять всю службу, а все скамьи заняты, то никто не мешает тебе принести с собой раскладной табурет. Вряд ли кто-то будет тебя осуждать за это. Надо только встать на чтение Евангелия, на Херувимскую песнь, Евхаристический канон, существует и еще около десятка важнейших моментов службы. Думается, что это ни для кого не составит проблемы. Инвалидов эти правила вообще не касаются.

И еще раз повторю, что все эти возражения совершенно несерьезны и не могут быть причиной отказа от Крещения и церковной жизни.

(Продолжение следует)

«Православная газета», 2005 г., N 44 (365)

http://orthodox.etel.ru/2005/44/krest.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика