Daily Telegraph | Луиза Бэринг | 05.12.2005 |
Иконопись существует примерно 2000 лет, однако иконы старательно игнорируются западными историками искусства. По словам британского ценителя икон сестры Уэнди Беккетт, они «слишком духовны, чтобы подпадать под какую-либо категорию искусства, и одновременно слишком художественны, чтобы стать частью молитвенников».
И лишь эксперты помогают нам войти в мир икон. Например, такие, как английский арт-дилер Ричард Темпл.
Он впервые увидел икону в 1954 году, когда ему было 16 лет. В тот день Темпл случайно забрел в старую темную лавку в переулке Св. Мартина в Лондоне и увидел изображение святого Георгия, датированное XVII веком. Очарованный «спокойной величественностью» образа, Темпл купил икону всего за 11 фунтов стерлингов. Сорок лет спустя он был вынужден с ней расстаться, когда Борис Ельцин предоставил Московскому Патриарху 12 млн. долларов для выкупа российских сокровищ, распроданных за границей в сталинские времена. Темпл получил за нее 24 тыс. фунтов.
«Когда вы приобретаете икону, то покупаете красоту и духовность, — говорит Темпл. — В большинстве случаев мы не знаем, какой художник ее написал». Среди немногих исключений — иконописец Андрей Рублев, живший в XV веке. В 1966 году Андрей Тарковский сделал эпохальный фильм о том варварском периоде в российской истории, который, как это ни парадоксально, породил безмятежную гениальность Рублева. Однако большинство икон написано неизвестными монахами, а после XVIII века — целыми поселениями иконописцев.
После того как Темпл в 1969 году открыл свою галерею в Лондоне, через его руки прошли тысячи икон. Его увлечение чуть не довело его до банкротства. Сегодня галерея Темпла — не просто бизнес, но и культурное заведение, к мнению экспертов которого прислушиваются ученые, представители православной церкви, коллекционеры, включая нескольких российских олигархов, а также любители типа сестры Уэнди, которая говорит о «глубокой тайне» икон. Среди гостей, посетивших галерею, архиепископ Кентерберийский, автор тоненькой книжечки под названием «Зарождение света: молитва с иконами Христа». А еще один почитатель икон, принц Уэльский, хранит в своей личной часовне в Хайгроув икону XIX века с изображением Девы Марии.
На выставке в галерее Темпла показаны иконы XVIII и XIX веков. Они висят одна над другой, как настоящий иконостас, — в православных церквях стена с иконами отделяет прихожан от алтаря. На иконах изображены святые, апостолы, пророки, Дева Мария и святой Георгий на белом коне, пронизывающей копьем красного дракона.
Иконопись с ее традиционным одномерным, почти абстрактным изображением повлияла на таких мастеров живописи XX века, как Казимир Малевич и Василий Кандинский. Под впечатлением от икон находился и Анри Матисс. Обращаясь к Пикассо во время своей поездки в Россию в 1911 году, он писал: «Ты ничего не знаешь о том, что такое цвет, если не видел русских икон».
Иногда шедевры приходится отмывать от многовековой грязи. Этим занимается друг Темпла Томас Мониус. Свою берлинскую студию он называет «сортировочным пунктом». Многие из российских икон, которыми заставлена мастерская, почернели от времени.
Вместо лака древние иконописцы использовали кипяченое льняное масло, которое со временем темнело и скрывало под собой краски. Доски, на которые наносилось изображение, часто использовались несколько раз, так что шедевр мог оказаться скрытым под четырьмя или даже пятью изображениями, сделанными на его поверхности. Реставраторы удаляют верхние слои и даже, если они представляют собой ценность, сохраняют поверхностные изображения.
«Раньше шедевры русской иконописи попадались мне примерно раз в неделю, теперь это происходит примерно раз в год. Обычно это случается, когда какой-нибудь коллекционер показывает мне икону, которую он собирается продавать», — говорит Мониус.
Во времена «холодной войны» десятки икон доставлялись из Москвы в Берлин по дипломатической почте. Начало коллекции знаменитого Давида Орлера было положено, когда он познакомился с артистами труппы Большого театра, выехавшими на гастроли в Венецию и предложившими ему купить несколько икон.
Официально иконы можно купить через госкомпанию «Новоэкспорт». Дилеры типа Темпла и Мониуса платят 10 тыс. долларов, чтобы иметь возможность выбрать интересующие их иконы из обширного хранилища в одной из московских церквей.
Сегодня Россия настроена на сохранение своего наследия. Со времен падения коммунистической идеологии и атеизма в 1991 году особым спросом стали пользоваться услуги реставраторов и экспертов в области иконописи (московский Исторический музей, например, может похвастать собственным подразделением по реставрации икон). Одновременно Министерство внутренних дел собирается разыскать иконы, которые были украдены и проданы за границу за последние 15 лет. Недавно Темпл вернул России икону середины XVI века, когда он обнаружил, что в 1994 году она была украдена из музея в 150 км от Москвы.
«У богатых русских вошло в традицию дарить иконы политикам или чиновникам. Считается, что икона — хороший подарок», — говорит коллекционер редких икон Павел Лисицын, в прошлом — нефтяной трейдер. В свое время Борис Березовский подарил икону Владимиру Путину, которому он помог получить власть.
На Западе иконы не пользуются особым спросом и интересуют скорее отдельных коллекционеров типа Бланшетт Рокфеллер, известную своей коллекцией икон XIII—XVII вв.еков. Хотя Британский музей также имеет небольшую коллекцию первоклассных икон, включая редкие иконы византийского периода, но они не выставляются. По мнению Темпла, это происходит из-за того, что историки-искусствоведы видят в иконах прежде всего предметы религиозного отправления.
В мае этого года принц Уэльский написал письмо директору Британского музея Нейлу Макгрегору, в котором убеждал его включить иконы в экспозицию, устроив псевдочасовню для размышления и украсив ее иконами. Но Макгрегор ответил отказом.
Материал опубликован в «Газете» N230 от 05.12.2005 г.
http://www.gzt.ru/society/2005/12/04/214 801.html