Русская линия
Невское время Павел Виноградов05.12.2005 

Сорок дней до Вифлеемской звезды
Начался Рождественский (Филиппов) пост

По народному поверью, в Святые дни — Святки, наступающие после Рождества, — никакая нечисть не может ходить по земле. Может, оно так бы и было, если бы все христиане достойно подготовились к величайшему празднику явления в мир Спасителя, который сказал о бесах: «Род сей не изгоняется иначе как молитвою и постом». Потому, прежде чем радостно праздновать, Церковь велит сорок дней пребывать в посте, молитве и покаянии.

Второе название этого поста — Филиппов, поскольку он начинается после дня апостола Филиппа (27 ноября). Устав его не столь строг, как у Великого поста. По монастырскому уставу, до дня святителя Николая (Никола зимний, 19 декабря) — строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни — рыба, грибы, крупы с растительным маслом. После дня святителя и до предпразднества Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднество (с 1 января) нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье — пища с маслом.

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. В этом году он выпадает на воскресенье, потому рыба разрешена в любом случае. В сочельник (6 января) нельзя вкушать «до первой звезды» (то есть до наступления темного времени суток). После чего отнюдь не начинается празднование Рождества — разговение происходит на следующий день после литургии. Пища сочельника — сочиво, варенные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Несоответствие между церковным и светским календарями вводит многих во грех в новостильном конце года. С искушением надо бороться. Причем не только в отношении воздержания от скоромной пищи, но и скоромных мыслей, слов и поведения. В этом и заключается смысл любого поста.

Впервые празднование Рождества было введено в IV веке в Константинопольской церкви и быстро распространилось по всему православному Востоку. Святой папа Лев Великий (V в.) назвал этот пост «жертвой за собранные плоды», подразумевая нашу благодарность Богу за то, что Он даровал нам минувший год, за все случившиеся в нем радости.

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=227 207 831


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru