Русская линия | Владимир Цыганков | 02.12.2005 |
Протопресвитер Александр Дернов. Фото 1915 г. |
Крест вдовства особенно тяжел для священника, обязанного по долгу службы денно и нощно служить многочисленной пастве. Впрочем, несовершеннолетние дети, лишенные материнской заботы, получили двойное, даже тройное отцовское внимание. Александр Афанасиевич сумел дать сынам и дочерям истинно христианское, строго церковное, воспитание. Он требовал от детей обязательного присутствия на воскресных и праздничных богослужениях, в какой бы ранний час ни совершались службы, строгого соблюдения всех постов. Чтобы прокормиться, семье, не исключая самых младших дочерей, приходилось вносить посильный трудовой вклад в полевых и домашних хозяйственных работах. Так и жили дети — в послушании отцу, трудовых заботах и христианском воспитании.
Саша, как старший из детей, первый покинул отчий дом и отправился по бла-гословению Александра Афанасиевича в Вятское Духовное училище. Пройдя весь курс начальных церковных познаний, юноша продолжил обучение в Вятской Духов-ной семинарии. Быстро пролетел семинарский курс, в мае 1878 года Саша Дернов с отличием сдал экзамены и, по праву сильнейшего в учебе, в августе того же года поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию.
В столичной Духовной академии Александр показал блестящие успехи. В 1882 году ему присваивается Советом академии степень кандидата богословия с правом получения стипендии магистра богословия. 24 мая решение Совета утверждается митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором (Никольским).
Еще немало значимых для Александра Дернова событий свершилось в 1882 году. 15 июня он, молодой выпускник Духовной академии, согласно резолюции владыки Исидора начал самостоятельное церковное служение — диаконом в церкви больницы святой Марии Магдалины на 1-й линии Васильевского Острова. В начале июля того же года Александр Александрович, испросив родительское благословение, женился на дочери протоиерея Елизавете Васильевне, урожденной Княжинской. Как и было заведено в ту пору, молодого женатого диакона незамедлительно рукоположили во священство. Дату рукоположения — 19 июля — о. Александр впоследствии неизменно отмечал за торжественным богослужением в том храме, где нес свой пастырский крест.
Сразу же после рукоположения в иерейский сан, о. Александр стал принимать активное участие в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Весной 1883 года батюшка так описывает начало своей деятельности в Обществе: «Религиозно-нравственные беседы в зале при церкви больницы св. Марии Магдалины начаты мною 17 октября 1882 года. Беседы эти произносились каждый воскресный день с 5 до 6 часов вечера. Предметом бесед было „Отношение Церкви к христианам“, за немногими, впрочем, исключениями. Так, в первую беседу 17 октября, говорил о том, почему мы называемся христианами, о молитве и внешних знаках ее, о крестном знамении, об иконах, а потом уже сделал переход к постоянному предмету своих бесед; 5 декабря сообщал житие св. Николая Чудотворца; 19 декабря говорил о достойном приготовлении к празднованию Рождества Христова; 26 декабря излагал учение Филарета, митрополита Московского „О молитве Господней“.
Последняя моя беседа была 20 февраля, после чего меня сразила тяжелая болезнь (тиф), от которой я еще до сего времени не могу избавиться. И уже поправлялся, да на прошлой неделе мне сделалось опять хуже…
Еще два слова о моих слушателях. Беседы мои посещали главным образом больные, находившиеся на излечении в больнице, а также и обычные посетители богослужебных собраний нашего храма; кроме того, иногда являлись рабочие с ближайших фабрик. Иногда собрание доходило до 200 человек. Среднее число по-сетителей было 70−80 человек. Трудился я один: сотрудников не было».
С 11 сентября 1883 года, после выздоровления, священник Александр Дернов вновь продолжил внебогослужебные беседы при храме св. Марии Магдалины. Беседы велись по-прежнему — с 5 до 6 часов вечера по воскресным дням. Круг слушателей остался постоянным. И вновь батюшка констатирует: «Трудился я один: сотрудников не было».
Вскоре о. Александр сам становится добрым сотрудником и товарищем для деятелей Общества. Он ведет внебогослужебные беседы в Казанском соборе, во Входоиерусалимской-Знаменской церкви, в Троицкой и Воскресенской церквях Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, в Городской Думе, на фабрике братьев Брусницыных.
С 28 января 1884 по 6 мая 1899 г. по приглашению Их Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны батюшка преподавал уроки Закона Божия Их Августейшим детям, Их Императорским Высочествам Кириллу, Борису и Андрею Владимировичам и Великой Княжне Елене Владимировне.
Великокняжеский Двор тепло принял молодого законоучителя. Особенно уважительно батюшку Александра принимала Великая Княгиня Мария Павловна, дочь Великого Герцога Фридриха-Франца III Мекленбург-Шверинского, потомка славянских князей Западного Поморья. Ее супруг, Великий Князь Владимир Александрович — третий сын Александра II и императрицы Марии Александровны — видимо, по совету супруги счел возможным поближе познакомиться с о. Александром.
Впоследствии Александр Александрович Дернов получит от Ее Императорского Высочества Марии Павловны два драгоценных наперсных креста. Об одном из них архивные записи сообщают: «крест выполнен на металлической филиграни, с сиянием по углам, с золотым распятием по средине, украшенный драгоценными камнями, имеющий на верху массивную корону, украшенную двумя аметистами, одним большим изумрудом и мелкими бриллиантами, имеющий на вершине крестик из бриллиантов». Именно этот наперсный крест будет всегда сиять на облачении о. Александра при всех высокоторжественных богослужениях. Первый же золотой на-персный крест он получит 10 апреля 1893 года из рук Государя Императора Алек-сандра III.
2 мая 1895 года Совет Общества распространения религиозно-нравственного просвещения избирает в руководство двух молодых священников: председателем — Философа Николаевича Орнатского, а казначеем — Александра Александровича Дернова. Два друга и соратника, о. Философ и о. Александр, вплоть до переворота 1917 года будут совместно служить в этом знаменитом петербургском Обществе. Здесь священник Александр Дернов обрел также дружбу с членами Совета Обще-ства: епископом Гдовским Вениамином (Казанским), будущим священномучеником, митрополитом Петроградским, протоиереями Михаилом Соколовым, Константином Ветвеницким, Павлом Кульбушем и Павлом Лахостским.
Природными чертами батюшки Александра Дернова являлись смирение и любвеобильность. С этими качествами соседствовала еще одна отличительная черта — щедрая благотворительность. Батюшка Александр жертвовал немало личных средств, а от духовных чад постоянно передавались пожертвования храмам, библиотекам, учебным заведениям, православным обществам и братствам трезвости.
Получая материальную поддержку, люди спрашивали:
— За кого молиться Господу?
— Благотворители пожелали остаться неизвестными, — неизменно отвечал о. Александр Дернов, смиренно скрывая и свою, и своих духовных чад тайную благотворительность.
— Как же благодарить их?
— Кто добро творит, тому Бог отплатит.
С Высочайшего соизволения и согласно прошению заведующего придворным духовенством протопресвитера И. Л. Янышева 25 июня 1888 года батюшка Александр переводится на вакансию священника Петропавловского Придворного собора. Вскоре за усердную службу он награждается Святейшим Правительствующим Синодом саном протоиерея, в который 9 мая 1899 года его возводит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). 1 июня того же года протоиерей Александр Дернов получает назначение на должность настоятеля Петропавловского собора.
В 1901 году совместно со священником Павлом Николаевичем Лахостским и магистром богословия, статским советником Александром Николаевичем Надеждиным протоиерей Александр Александрович Дернов редактирует журнал «Православнорусское слово».
— Какие задачи ставит перед собой редакция журнала? — интересуются петербургские пастыри.
Батюшка Александр поясняет:
— Мы стремимся придти на помощь православному русскому человеку среди постоянно смущающих и соблазняющих его самопроизвольных мнений, кривотолков, суемудрых речей и явных лжеучений. Они ныне со всех сторон раздаются против православной истины, стремятся подкопать религиозно-нравственные устои православной жизни и учреждения Православной Церкви, обвиняя в отчужденности от жизни и отсталости и как бы безответственности против современных запросов и народно-общественных требований… В то же время редакция журнала считает своим долгом оказывать содействие и русскому духовенству в его учительно-пастырской деятельности и исполнении заповеданной ему апостолом обязанности «проповедовать с настойчивостью, благовременно и безвременно. Обличать, запрещать, увещевать и назидать совопросников века сего, от здравого учения отвращающихся к басням и суемудрию.
В этом же году протоиерей Александр Дернов издает книгу «Чтения по Закону Божию для слушательниц Педагогических курсов при Санкт-Петербургских женских гимназиях». В журнале «Вера и Церковь» помещается отзыв: «книга прот. А. Дернова существенным своим содержанием резко выделяется в лучшую сторону из книг подобного рода… Дай Бог, чтобы книга не только широко распространялась, но и возымела свое практическое действие на улучшение и возвышение такового святого дела, как религиозно-нравственное воспитание… в духе веры и Церкви Православной…». Пожелание журнала исполняется в короткий срок. Все экземпляры этой книги расходятся менее, чем в 10 месяцев. Законоучители просили автора еще более расширить круг вопросов, поднятых в «Чтениях по Закону Божию».
В следующем году выходит второе издание батюшкиной книги. Составители учебных методик отмечают: «В ряду руководств по Закону Божию выделяется труд прот. А. Дернова, который представляет собой первый опыт методики Закона Божия, не только проведенного, но обоснованного церковно-исторически. Книга послужит лучшим руководством для законоучителей». Забегая вперед, отметим, что третье, исправленное издание, которое получит несколько измененное название «Методика Закона Божия», выйдет в свет в 1913 году. Этот капитальный труд в трех частях по достоинству будет оценен современниками и принесет протоиерею Александру Александровичу Дернову непререкаемый научный авторитет.
Несмотря на занятость педагогической деятельностью, редакторской и научной работой, батюшка постоянно проводит от Общества распространения религиоз-нонравственного просвещения внебогослужебные беседы о трезвости в храмах Общества: Иоанно-Предтеченском на Нюстадтской, Воскресения Христова у Варшавского вокзала, в Троицком соборе на Стремянной. Во всех храмах трезвенники неизменно удивляются тому, что сила слов о. Александра Дернова на удивление схожа с горячими проповедями знаменитого кронштадтского протоиерея Иоанна Сергиева.
Вполне закономерно, что именно протоиерей Александр Дернов становится инициатором создания Общества защиты о. Иоанна Кронштадтского от нападок врагов. История свидетельствует: «После манифеста 17 октября 1905 г. о свободе совести в газетах и журналах стали печатать разные пакости про Царя и про о. Иоанна Сергиева с несомненною целью очернить их обоих в глазах народа. Нападки на о. Иоанна сделались вскоре столь многочисленны и бесстыдны, что горячие почитатели великого старца решили учредить Общество для защиты его от этих безобразий».
В создании Общества защиты о. Иоанна Кронштадтского приняли участие ряд виднейших пастырей и дворян столицы. Они одобрили проект Общества, а затем депутация во главе с протоиереем Александром Дерновым сразу же отправилась к о. Иоанну испросить благословение. О. Иоанн оказался настолько растроган этим начинанием, что прослезился и поцеловал проект устава Общества. Однако, когда представили этот проект на утверждение митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), то… митрополит Общество учредить не разрешил.
После трагических событий 1905 года протоиерей Александр Дернов все чаще и чаще проводит внебогослужебные беседы о трезвости с петербургскими рабочими.
— Что Вы стремитесь достичь посредством проповедей? — спрашивают батюшку Александра светские журналисты.
Батюшка охотно поясняет:
— Я стремлюсь привить у пасомых любовь к духовному просвещению, любовь к Богу, к вере, к благочестию, к Православной Церкви, любовь к ее чадам, нуждающимся в чистом свете истины и желающим жить трезво.
— Приносят ли Ваши проповеди успех?
— Залогом успеха являются воодушевляющая любовь и преданность делу, — неспешно рассказывает отец Александр Дернов. — Часто и бесспорные дарования не имеют главного и первенствующего значения. Одно формальное, хотя бы и безупречное, исполнение своих обязанностей, без глубокого сочувствия к тому делу, к которому призван, может только на время поддержать это дело, но никак не сообщить ему жизнь и поступательное движение вперед. Животворящим духом во всяком человеческом служении является любовь, пробуждающая в человеке самоотверженную энергию и настойчивость. Любовь эта особенно необходима в деле раскрытия, уяснения и проповедования божественной истины.
— О какой любви Вы говорите? — недоумевают атеистически настроенные журналисты.
— Ничем иным, как только истинною христианскою любовию, не завидующей, не превозносящейся, не ищущей своего, все терпящей и николиже отпадающей можно явить плодотворную работу, — тихо отвечает батюшка. — Эта любовь не вызывается стремлением достигнуть каких-нибудь житейских выгод и материального довольства, громкой известности своей просветительной деятельности. Труды наших пастырей чуждые всяких самолюбивых расчетов и доходят иногда до полного самоотвержения, становятся своего рода подвижничеством с великими лишениями и с забвением собственной личности.
— Сотрудничаете ли Вы с руководителями социалистических рабочих кружков?
— Современное нам общество нуждается в истинных руководителях, которые бы твердою рукою направили его на надлежащий путь, положили бы в основу его мировоззрения твердые, определенные начала и тем уврачевали бы его от удручающих недугов и удовлетворили бы его духовный голод здоровой пищей. Исполнение этих высоких задач лежит, прежде всего, на пастырях Церкви. Но едва ли они могут выполнить их с успехом, если не встретят себе сочувствия и энергичного содействия в самом обществе. Не нужно забывать, что содействовать развитию и утверждению христианских начал религии и нравственности в жизни и, таким образом, способствовать распространению православной веры — долг каждого христианина…
Начало ХХ века ставит перед пастырями немало серьезных проблем. Одной из таковых — задача противостоять попыткам либеральной прессы разрушить святость православного брака. К примеру, в 1900 году газета «Новое Время» разражается целой серией пасквильных статей публициста и философа В.В. Розанова. Протоиерей Александр Александрович Дернов дает критическую оценку призывам В. Розанова к «свободному» сожительству, а точнее — к половой разнузданности. В начале 1901 года из типографии М.П. Фроловой (Галерная ул. д. 6) выходит в свет книга батюшки Александра под названием «Брак или разврат? По поводу статей г. Розанова о незаконных детях».
Первое, как отмечает в этой книге о. Александр, юношам и девушкам нужно иметь здравые понятия о назначении брака и целомудрии. Второе, обращает внимание ревностный пастырь, — это необходимость ограждения юношества от развития чувственности: «Раннее введение детей и юношей в сферу жизненных интересов взрослых лиц всего чаще способствует несвоевременному пробуждению полового чувства… Окружающая среда имеет огромное воспитательное значение и потому сильно влияет на раннее или позднее развитие половой зрелости и силу напряжения полового чувства. Двусмысленные разговоры, жесты, движения, любовные сцены, картины — легко запечатлеваются восприимчивым ребенком, оставляют неизгладимые следы в его памяти, которая у здоровых детей, начинает развиваться на 4-м году от рождения».
Но гибельнее всего, указывает протоиерей Александр, когда воспитатели молодежи (а иногда и родители) сами толкают их людей к блуду: «Это происходит от неправильного взгляда врачей и воспитателей на половой инстинкт, вследствие которого и являются лукавые советы воспитателей, противоречащие вековым опытам христианской жизни, будто воздержание вредно для молодых людей, что не следует и думать о целомудрии, ибо это противоестественно, это ведет к умалению здоровья, к непорядкам и сокращению жизни».
Говорит батюшка Александр и о растлевающем влиянии прессы: «Современная печать вместо того, чтобы давать духу человека сродное ему питание, возвышать его, — часто потворствует, одобряет, усиливает порок, рисует его в самых завлекательных красках. И все это читают, глубоко воспринимают и потом проводят в жизнь. Фельетоны ежедневных газет, статьи журналов, излагающих некоторые судебные процессы с романическою подкладкою, повести, романы и драмы слишком нескромного содержания, порнографические издания, распространяемые в массе народной с какою-то особенной старательностью, — все это действует буквально растлевающим образом на читающую массу… Объем влияния, занимаемый современной печатью, необозрим. Разнообразием и крайним удешевлением изданий она овладевает умами людей всех наций, состояний и возрастов. Ни невинная юность, ни подрастающие дети, ни простые поселяне, ни рабочие люди, — никто не защищен от ее разрушающего влияния, когда она принимает ложное направление… Для поднятия падшего человечества требуется иное направление в литературе, а современное грозит дальнейшим растлением человечества».
Пастырь добрый вскрывает вред и ложь материалистической философии: «…философия последнего времени есть в сущности одна колоссальная проповедь эгоизма, — эгоизма, возведенного в принцип, в единственный и безусловный закон жизни. Материализм и дарвинизм говорят: «Нет человека, как самостоятельно-целого, он есть лишь продукт природы, мировых законов и так далее. Человек должен быть единственным для себя законодателем, своим судьей и решителем своей судьбы. В человеке все естественно, и борьба с требованиями природы дело безполезное и даже вредное. Так называемый наследственный грех теологов есть ничто иное, как простая животная природа человека. Пить, есть и женщину — вот единственное, естественное законное требование организма. В этом состоит сущность природы человека и способность ее к развитию. Организм не может господствовать над самим собой».
Под углом такого воззрения все извращения похоти нашей природы должны считаться только выражением полноты нашей природы и, конечно, не могут подлежать никакому стеснению. В невозбранном раскрытии всех вожделений нашей плоти усматривается совершенство жизни всего человеческого рода в будущем. Происхождение добродетели целомудрия объясняется ничем иным, как эгоизмом, который не желает разделять удовольствия своей любви с другими и потому установил закон о браке.
Такими воззрениями, конечно, дается твердое основание для отвержения закона в принципе, для погружения в пучину чисто животной жизни».
В чем главная опасность для души от пристрастий к наслаждениям и чувственным удовольствиям? Отец Александр указывает: «… они привязывают к себе наше сердце, делаются потребностью души, получают преобладание и даже полное господство над нашей жизнью и волей, над нашим умом и сердцем, лишают самого драгоценного нашего дара и принадлежности христианской свободы. Тот грязный след, который оставляет в нашей душе чувственные удовольствия, то льстящее чувственности воспоминание, которое трудно заглушается в нашем плотяном сердце, могут послужить и действительно служат источником этого лишения…Доходит до того, что много людей нашего времени становятся плотью, т. е. совершенно заглушают в себе духовные потребности и, помышляя об одних земных выгодах и чувственных удовольствиях, отличаются от безсловестных животных только изобретательностью средств умножения и разнообразия этих выгод и удовольствий. Не может ли последовать грозный приговор Божий над таковыми людьми: «не имать Дух Мой пребывати в людех сих, зане суть плоть» (Быт. 4, 3)?» Отец Александр подчеркивал, что жажда развлечений и наслаждений «не может определять смысл жизни человека».
За свои пастырские и духовно-просветительские труды протоиерей Алек-сандр Александрович Дернов награждается орденами: св. Анны 3 (1896 г.), 2 (1902 г.) и 1 степеней (1914 г.), болгарским орденом «За гражданские заслуги» 2 степени (1898 г.), св. Владимира 4 (1905 г.) и 3 (1911 г.) степени.
О батюшке Александре современники свидетельствовали: «он близок по духу и чувству к приснопамятному о. Иоанну Кронштадтскому, унаследовал от него то молитвенное благоговеинство, дерзновение правды Божией, которое дается при необычайном личном смирении, кротости и любвеобильности». После кончины о. Иоанна горячие почитатели создают «Общество в память отца Иоанна Кронштадтского», утвержденное гражданскою властью 17 марта 1909 года. Конечно же, не случайно председателем нового православного Общества становится протоиерей Александр Александрович Дернов.
17 февраля 1915 года Высочайшим указом протоиерей Александр получает должность заведующего придворным духовенством и сан протопресвитера. С 24 ок-тября того же года он постоянно присутствует на заседаниях Святейшего Синода.
Вскоре закрутилась на Руси бесовским октябрьским хороводом сатанинская власть чужебесов. Грянула революция.
В тяжелое, жестокое время протопресвитер Александр Дернов продолжает возглавлять ведомство, которое стало называться «ведомством бывшего придвор-ного духовенства». Батюшке Александру придется еще не раз пережить не только беззаконные убийства близких людей (прежде всего священнослужителей, которые входили во вверенное ему ведомство, и которых он считал необходимым по мере сил ограждать от произвола большевистской власти), но и поругание этой властью православных святынь.
Нелегко складывалась судьба протопресвитера Александра Александровича Дернова. С 1 апреля 1918 года он оказался без средств к существованию. Однако, уже 1 декабря 1919 года батюшка Александр передал открывавшемуся Петроградскому Богословскому институту 10 000 рублей «и выразил надежду, что это первое пожертвование от него не будет последним». Он сделал также ценное пожертвование в библиотеку института.
С конца 1910-х до середины 1920-х Санкт-Петербургскую епархию накрыла волна обновленчества. К 1923 году в обновленческом расколе не принимали участие только 5 храмов из 123, а в Петрограде не оставалось ни одного архиерея Патриаршей Церкви. Большинство стойких борцов с обновленцами считали самым достойным кандидатом во епископа уроженца города Луги иеромонаха Мануила (Лемешевского). В июле 1923 г., после освобождения Святейшего Патриарха Тихона из-под стражи, протопресвитер Александр Дернов приехал к Первосвятителю в Москву. Цель поездки — просить о назначении правящим архиереем в Петроград о. Мануила (Лемешевского).
Святейший согласился, но повелел протопресвитеру Александру предварительно поговорить с местным духовенством о кандидате. Созванное в августе собрание православных священнослужителей Петрограда после обсуждения возможных кандидатур выбрало три самые достойные из них — о. Мануила, иеромонаха Варлаама (Сацердотского) и архимандрита Серафима (Протопопова). Из трех кандидатов Патриарх выбрал иеромонаха Мануила, который 21 сентября 1923 г. был возведен в сан архимандрита в Даниловом монастыре, а 23 сентября хиротонисан во епископа Лужского с правом управления всей епархией.
Твердыня обновленчества поколебалась, дала широкую трещину и начала рушиться в своем основании. Одна за другой переходили церкви из обновления в Православие, приносили покаяние маститые протоиереи и священники, а народ плакал и своими слезами выражал радость. Радовался торжеству Православия и батюшка Александр Дернов. Последние дни его жизни были наполнены уверенность в полной победе истинной веры.
30 сентября (13 октября по новому стилю) 1923 г. ревностный, твердый в вере пастырь умер в Петрограде. 15 октября в Троицкой церкви (на Стремянной улице) протопресвитера Александра Дернова отпевал владыка Мануил. Епископу сослужили 144 архимандрита, протоиерея, иерея и 47 диаконов.
Точное место, где был похоронен протопресвитер Александр Александрович Дернов, стало известно недавно. 2 мая 2001 года я иду на Смоленское кладбище. Направление поисков известно, но одолевает страх: вдруг все-таки надгробие разрушено, и места упокоения уже не обнаружу. Вглядываюсь в надписи на крестах. «Отче Александре, помоги!». И — не верю своим глазам — на жестяной табличке черной краской мелькнуло: «Дернов». Открываю дверь оградки, всматриваюсь. Три креста. На том, который я увидел первым написано: «Дернов Александр Александрович». Но это не батюшкина могила, а его сына. Рядом могила другого сына, Владимира Александровича. И — третий крест. На нем, как на двух первых, жестяной таблички нет. Выбитые на этом кресте буквы видны еле-еле. На одной стороне его значится: «Протопресвитер Александр Александрович Дернов. 15 февраля 1857 — 30 сентября 1923 года». На другой — «Помяни мя, Боже, во Царствии Твоем». Сколько же времени на этих могилах не ставили свечи? Сколько лет не служили литию?
Зажигая свечи, пою «Христос Воскресе из мертвых…». На душе Пасха. Тропарь литии читается легко и радостно: «Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе упокой…».Вспоминаются слова Спасителя, обращенные к Марфе: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?». Так, Господи! Верую!
Владимир Анатольевич ЦЫГАНКОВ ,
руководитель Школы трезвения в Александро-Невской лавре,
академик Русской Академии
http://rusk.ru/st.php?idar=14808
Страницы: | 1 | |