Известия | Борис Клин | 01.12.2005 |
Традиция устанавливать рождественскую ель в Бостоне существует почти 100 лет. Но в этом году власти решили, что выставление напоказ религиозного символа нарушает права нехристиан. Изгнание религиозных символов стало одним из принципов политкорректности, и переименование елки — далеко не первая акция. В 2003 году администрация Университета Индианы приняла решение убрать из здания рождественскую ель, поскольку установка религиозных символов в общественном месте является неприемлемой. Аналогичные случаи были в штатах Айова и Мичиган, где власти решили, что публичное празднование Рождества нарушает Конституцию. А в штате Канзас в школу не был допущен Санта-Клаус.
Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин сообщил «Известиям», что от подобных абсурдных решений страдают не только христиане, но и иудеи. По его словам, периодически по решению судов запрещается праздновать Хануку, а этот праздник традиционно носит публичный характер. По мнению Горина, так называемая политическая корректность вытесняет европейскую толерантность и пытается сделать всех людей одинаковыми, вместо того чтобы учить терпимости.
Заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что в России недавно объявились граждане, предъявляющие претензии к гимну страны, в котором, по их мнению, «слишком много Бога». «Есть и у нас те, кто считает, что на Соборной площади много соборов и куполов», — отметил отец Всеволод. По его мнению, тем, кто считает тенденции современной политкорректности нормой, можно только посочувствовать: «Если так дальше пойдет, то американцам придется уничтожить и все доллары, поскольку там есть фраза о вере в Бога».
Специалист по христианско-исламским отношениям Роман Силантьев в качестве абсурдного примера следования нормам политкорректности называет требования изгнать из программы «Спокойной ночи, малыши!» Хрюшу, якобы оскорблявшего чувства мусульман. Эта попытка кончилась неудачей, но, по словам Силантьева, в Татарстане с православных храмов пришлось убирать «якорные» кресты: «Это кресты, в основании которых кому-то мерещился полумесяц. На самом деле якорный крест — символ более древний, чем ислам. Этот крест символизирует, что вера — якорь христианина, а вовсе не превосходство христианства над исламом». Силантьев говорит, что в Татарстане не разрешили установить памятник Петру I, якобы нелицеприятно отзывавшемуся о мусульманах, а в Набережных Челнах запретили строительство церкви на проспекте Сююм Бике — посчитали неприличным существование церкви на улице, названной в честь героини, якобы павшей от рук русских захватчиков.
Пресс-секретарь председателя совета муфтиев Равиля Гайнутдина Радик Амиров заявил, что мусульмане от политкорректности не страдают: «Наши праздники мы отмечаем в храмах, они не носят публичного характера». Зато, по мнению Амирова, России политкорректности не хватает — празднование юбилеев Куликовской битвы сопровождается крестными ходами, хотя татары были и в той, и в другой армии. Амиров отмечает, что для празднования 23 февраля приглашаются православные священники, хотя во время Великой Отечественной войны татары занимали третье по численности место среди офицеров Советской Армии.
А правозащитник Евгений Ихлов, комментируя ситуацию, говорит, что происходящее в США нельзя считать нарушением прав верующих: «Это выглядит немного смешно, но вот в России 50% населения православными себя не считают, а праздник отмечать обязаны. Мне американский перегиб нравится больше, чем российский».