RBC daily | Маргарита Парфененкова | 30.11.2005 |
Сегодня в России по разным оценкам находится от 5 до 15 млн незаконных мигрантов. По данным ФМС, примерно 80% из них — это граждане бывших республик СНГ. В 2005 г. из России выдворено около 57 тыс. нелегально находящихся здесь иностранцев. В 2004 г. к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства были привлечены более 104 тыс. человек, а за первое полугодие 2005 г. — 49 тыс. Всего лишь 10% иностранцев трудятся в России на законных основаниях. Как полагает руководитель ФМС, благодаря либерализации миграционного законодательства в ближайшие два года российское гражданство смогут получить до 500 тыс. мигрантов из стран бывшего СССР.
Как сообщил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский в четверг на парламентских слушаниях в Совете Федерации, его ведомство подготовило проект поправок в закон «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ». Они касаются мигрантов из стран СНГ. «Предложения по изменению законодательства предусматривают упрощение регистрации иностранных граждан в России и выдачи им разрешений на работу», — заявил он. Однако суть предложений своей службы Константин Ромодановский раскрывать не стал: «Работа еще не закончена, и говорить о конкретных предложениях я не готов». Как рассказала RBC daily глава московского представительства Международной организации по миграции и руководитель программ «Миграция и право» Московского центра Карнеги Галина Витковская, о либеральной инициативе ФМС многие наслышаны, но с окончательным вариантом мало кто знаком. «Это тайна за семью печатями. Документов самих я не видела, их никому не показывают, но тем не менее они уже отданы на согласование в 15 министерств и даже согласованы с десятью из них», — говорит она.
Однако, по сведениям Галины Витковской, ФМС хочет предложить уровнять в правах всех граждан СНГ (сегодня приезжие из этих стран обязаны зарегистрироваться по месту жительства в течение 3 дней, в то время как жители Украины имеют право проживать на территории РФ без регистрации в течение 90 дней). «Они собирались ввести 90 дней для всех приезжих из стран СНГ, — рассказала она. — Речь шла также о другом кардинальном изменении: об уведомительном порядке получения разрешения на привлечение рабочей силы и на работу». Приезжающий в Россию на заработки сможет получить разрешение либо у себя на родине (для этого нужно послать в ФМС ксерокопию паспорта, заявление о желании работать за рубежом и запрос принимающей организации), либо в уже России, в территориальном органе миграционной службы. Проект поправок в закон предлагает сократить срок оформления пластиковой карточки трудового мигранта до 10 дней. Пока же на рассмотрение документов и оформление карты уходит до полугода. Регистрацию иностранцев по месту жительства также предлагается превратить в уведомительную. По задумке авторов законопроекта, мигрант будет лишь сообщать адрес предполагаемого места жительства, а после проверки по объединенной базе ФМС и МВД иностранец сразу получит штамп о регистрации.
В комитете по безопасности Госдумы RBC daily отказались комментировать документ ФМС: депутаты пока не знакомы с этим законопроектом. Однако, как заявил RBC daily член комитета по безопасности Госдумы Отари Ашба, либерализация миграционного законодательства России необходима. «Первое, что должна сделать ФМС, — это амнистия уже находящихся в стране нелегальных иммигрантов, которые зачастую становятся таковыми лишь оттого, что не зарегистрировались в три дня, но ничем иным перед законом не провинились, — считает депутат. — Одно это предотвратит скатывание бесправных иммигрантов в криминал. Не говоря уж о налогах с их легальных заработков в казну. Кроме того, пропуском в Россию должна стать квалификация, а не регистрация и платежеспособность. Нужна балльная система, позволяющая сразу давать вид на жительство, а значит, право на работу тем специалистам, в которых нуждается страна. В легализации мигрантов, которую предлагает ФМС, меня, правда, несколько настораживает один пункт — разрешение мигрантам выписывать в Россию семью. Одно дело, когда легальный мигрант законно трудится на своем рабочем месте, получает зарплату и платит налоги. Другое — когда наряду с одним миллионом амнистированных мигрантов у нас в стране появится 5, а то и 10 млн человек с не вполне определенным статусом, с неясными перспективами найти работу, жилье. Не получится ли в России со временем, как во Франции, где все более возрастающая масса мигрантов, не могущая или не желающая найти работу, не интегрированная в общество спровоцировала там беспорядки?»
Как считает Галина Витковская, либерализация условий для трудовых мигрантов, безусловно, благо, но это далеко не все, что поможет легализовать иностранцев. «Проблема не в том, какой порядок будет — уведомительный или разрешительный, а в отсутствии жилья, — убеждена она. — В большинстве случаев просто нет жилья, где мигрант может зарегистрироваться. Нет ни общежитий, ни дешевой аренды жилья. Все упирается именно в это, и никакой закон этой проблемы не решит. Нужно срочно развивать центры, подобные центру в Екатеринбурге, где мигрантам предоставляется регистрация на время, пока они не найдут жилье с регистрацией. Такие центры только начинают создаваться в России. В частности, планируется появление его и в Москве. Нужны официальные сервисные центры для мигрантов, которые искали бы им жилье с регистрацией, искали бы работу. Сейчас этим занимаются теневые сервисы и сети посредников, которые создаются на базе землячеств. И это превратилось в очень доходный бизнес. Необходимо очень быстро развивать государственные или частные, но официальные агентства».
http://www.rbcdaily.ru/news/society/index.shtml?2005/11/28/212 028