Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Григорий Дьяченко29.11.2005 

29 ноября — память апостола и евангелиста Матфея

Святой евангелист Матфей, память коего совершается ныне, был сперва мытарь, т. е. сборщик податей, и был обращен Самим Иисусом Христом. Проходя по берегу озера Генисаретского, Господь увидел его, сидящего у сбора податей, и сказал ему: «Иди за Мною». Матфей радостно последовал за Господом и, собрав других мытарей, устроил в своем доме для Господа угощение. Когда гордые фарисеи стали говорить ученикам: «Зачем Иисус Христос ест и пьет с мытарями и грешниками?», Господь сказал на это: «Не здоровые нуждаются во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Матфей был в числе 12-ти учеников Господа. Чрез 8 лет по вознесении Господнем он написал Евангелие для иудеев, обратившихся ко Христу. О дальнейшей жизни святого Матфея по преданию известно, что он проповедовал в Мидии, Персии, Парвии и Индии.

Иисус Христос несколькими словами, ска-занными мытарю Матфею: «Иди за Мной», привлек его к Себе и сделал его ближайшим Своим учеником. И мы не погрешим, если скажем, что Иисус Христос привлекает к Себе всех, если только привлекаемые не противятся зовущему их голосу. Он Сам сказал: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12, 32).

Обетование Иисуса Христа привлечь к Себе всех несомненно и начало исполняться непосредственно с того времени, как Он вознесен был на крест. Даже от толпы Его мучителей, не перестававших терзать Его и на самом кресте, отделился один, по-видимому, недоступный ни для каких спасительных действий — один из распятых с Ним разбойников. Господь просветил его разум, коснулся его сердца, он увидел свои преступления, признал себя достойным наказания, уверовал в Господа и сказал Ему: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твое (Лк. 23, 42).

Когда Господь испустил дух, когда церковная завеса раздралась надвое, и потряслась земля, привлечен другой, язычник, сотник, бывший при кресте на страже, и — сказал о Господе: воистину Божий Сын бе Сей! (Мф. 27, 54). Непосредственно за сотником привлечены Иосиф Аримафейский и Никодим, бывшие до этого времени только тайными учениками Господа.

Когда Господь вознесся на небо, то число при-влеченных к Нему было уже более ста.

А когда сошел на учеников Господа Всесвятый Дух, и они начали проповедовать всем покаяние и веру в распятого Господа, тогда народ начал привлекаться к Нему тысячами.

Обратите взор на три первые христианские столетия! Что видим? Бесчисленное множество мужей и жен, юношей и дев, людей старых и детей, смело и с полною надеждою на блаженную жизнь по смерти идет в узы, в темницы, на все мучения и смерть. Все они идут, чтобы остаться верными Христу, Который умер за них на кресте, в Которого они веруют, на Которого надеются, и Которого любят всем сердцем.

Обратите взор на времена дальнейшие! — Что видим?

Видим многих, подобных блудному сыну. Все дары, коими сподобил их Господь Бог, они употребили во зло и впали в крайнее бедствие. Но распятый и страдавший за грехи мира добровольно на кресте Господь коснулся их сердца Своею благодатью: они услышали Его слово и обратились к Нему.

Видим многих грешников, подобных упомянутой в Евангелии грешнице (Лк. 7, 37). Они были весьма худы, служили только миру или плоти и совершенно погибали душою и телом. Но Распятый коснулся их Своею благодатью: они услышали Его голос, оплакали свое заблуждение и обратились к Нему.

Видим многих, подобных Закхею. Они были без Бога. Божество их было корысть. Но Иисус Христос коснулся их сердца Своею благодатью: они обратились к Нему, переменили худое направление своего сердца, возвратили чужое, кому что принадлежало, вознаградили за сделанный вред, и — грехи их были прощены: они Христовы!..

Видим многих, подобных апостолу Павлу до его обращения. Они гордились своею мудростью и добродетелью, смеялись над Христовым учением. Но Господь коснулся их сердца Своею благодатью, и они обратились к Нему и крайне возрадовались, что нашли в Нем своего Господа и Бога. Итак видим, что распятый на кресте Господь в самом деле привлек к Себе всех, кто не противился Его влечению.

Теперь пусть обратится всякий к самому себе и посмотрит: привлек ли к Себе Господь его? Христов ли он?

Святой апостол сказал: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Поэтому, ежели Господь меня привлек, ежели я Христов: то я непременно оставляю грех, распинаю плоть или не попускаю прийти в исполнение живущим во мне злым расположениям, истребляю греховные привычки, заглаждаю мои грехи истинным покаянием. Но так ли я поступаю? Прекращаю ли мои распо-ложения, противные закону Божию? Истребляю ли греховные привычки? Заглаждаю ли мои грехи истинным покаянием? Нет! Итак я еще не привлечен к моему Спасителю; я еще привязан к плоти, к миру, ко греху. Я еще не Христов!

Почему же я не принадлежу Господу? Неужели Он не привлекает меня? Напротив, Он звал меня к Себе весьма часто. Он привлекал меня в первые дни моей жизни, когда мне преподавалось святое Крещение и Миропомазание. Он привлекал меня в моей юности, когда я был наставляем в Его учении и Его любви. Он привлекал меня святыми таинствами Покаяния и Причащения. Он многократно звал меня к Себе внутренним просвещением и пробуждением. Но я не давал Ему привлечь меня к Себе: я не Его, я принадлежу миру, себе самому и греху!

Что же мне делать? Если я в самом деле хочу спастись, то мне очень ясно, что должно делать. До сих пор я противился влечению распятого Гос-пода; отселе мне не должно так поступать. Мне должно все внимание обратить на безмерную любовь распятого Господа, на все, что Он сделал для меня, и на Его учение. А за этим все, что во мне есть противного Ему, всемерно стараться истреблять истинным покаянием, отрекаться от всех гибельных для моей души удовольствий мира, и вообще распинать мою плоть с ее похотьми. Мне должно всем сердцем возлюбить Возлюбившего меня и предавшего Себя за меня, принадлежать вполне Ему и остаться верным Ему во всей моей жизни и при смерти.

http://orthodox.etel.ru/2005/44/k_29matfey.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика