Нескучный сад | 29.11.2005 |
У одного протоиерея как-то заболел водитель, и меня попросили подвезти батюшку на службу. В Москве всегда пробки, все спешат, сигналят, ругаются. Одному надо налево, а никто не пускает, другому развернуться, но две сплошные полосы тянутся бесконечно. Водители нервничают, звонят мобильные телефоны. И тут, как специально, госавтоинспектор посередине проспекта загородил проезд. Все, стоим. Ждем, пропускаем начальство. Если свернуть во двор, есть шанс объехать это столпотворение, но висит знак «поворот направо запрещен». Не долго думая, нарушаю: мол, «в этом месте всегда поворачивают, есть правила, конечно, но ведь есть и обычаи…». При этом толкаюсь и прижимаю других желающих объехать пробку. А батюшка, хитро улыбаясь, спрашивает меня: «Что, сел за руль — перестал быть христианином?»
И точно, ведь за рулем все христианские помыслы как будто испаряются из головы. Окружающие автолюбители только раздражают своими маневрами. Какая уж тут христианская любовь! Каждый сидит в замурованном авто с единственной мыслью — скорее добраться до пункта назначения, и хорошо бы, чтобы все остальные участники дорожного движения куда-нибудь исчезли. Но, помню, в одной телевизионной передаче протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мц. Татианы, сказал, что «вождение в мегаполисе дает все возможности для проявления христианских добродетелей». Попытаемся разобраться, как ведут себя православные водители в накаленных ситуациях на дороге?
Над схваткой
Вечер. Поток машин движется медленно. Уставшие труженики сплошным потоком ползут по домам.Рассказывает свящ. Георгий Романенко (стаж вождения — 21 год):«Я думаю так: если я попал в пробку, значит, она мне послана Богом и я должен ее спокойно перенести. Тогда я включаю музыку, например Петра Лещенко. В дороге можно слушать Евангелие или Псалтирь, но это не особо рекомендуется. Слова должны проходить через сердце, а за рулем — заслушаешься и ненароком через чужое сердце переедешь».
Когда сидишь в пробке, удобно молиться — было бы желание. Когда еще в нашей суетной жизни останешься один, тем более в тишине! Некоторые православные водители слушают духовные песнопения и даже подпевают. Кто-то читает на память правило, кто-то — Иисусову молитву. Рассказывает отец Александр Шантаев (стаж вождения — 23 года): «А я люблю молчать и быть один, поэтому часто езжу в машине один и молчу. Мне это нравится. Я могу беспокоиться из-за того, что двигатель закипает или что-нибудь отваливается у моего автомобиля, но из-за того, что попал в пробку, я не переживаю. Мне удалось договориться самому с собой — не волноваться по этому поводу. Порой я бываю импульсивным, опоздания всегда вызывали во мне глубокое чувство рефлексии. Но однажды я решил, что буду спокойно существовать без этих переживаний, полагаясь на волю Божию. Что я могу сделать в пробке? Взлететь на ракете, подняться на вертолете или, как Карлсон, пропеллер включить? Да, опоздал, ну что поделаешь».
Вдруг откуда ни возьмись выруливает какой-нибудь резвый гонщик. Он пробует обойти пробку по встречной полосе, но, заметив впереди пост ГАИ, пытается влезть между машинами. Водители, честно просидевшие час в заторе, возмущаются и «летуна» не пускают, а тот напористо вжимается. Опыт показывает, что если не суетиться, а спокойно ехать в своем ряду, то, бывает, через час медленного, но уверенного продвижения замечаешь этого взмокшего автолюбителя всего в нескольких машинах перед собой. Он устал, но толком вперед так и не продвинулся — себя только замучил и окружающих. Объясняет о. Георгий: «Не нужно порицать тех, кто лезет вперед или объезжает по встречной. Они считают, что могут без очереди пройти, ну и помоги им Бог. Осуждать — это грех. Надо относиться к таким водителям так, как будто они действительно очень спешат. Может быть, у них рожает жена или они едут делить клад».
Иду на обгон
Автолюбители любят похвалиться мощностью своего автомобиля. Бывает, что тянет погоняться по ночной трассе. Или рвануть со светофора и «сделать» менее прыткого соседа по шоссе. Еще горит красный, но «противник» уже рычит мотором — пугает. Желтый замигал. Зеленый. Визг резины, машины срываются со стоп-линии. Повезло, если все пешеходы успели перейти дорогу!Рассказывает о. Александр Шантаев: «Хорошо, кому удается совладать с этим специфическим автомобильным бесенком, который подзуживает наши азартные импульсы. Если отделаешься от него до первой аварии — это признак мудрости. У меня был опыт серьезной аварии. Именно тогда и наступило ощущение, что, даже если я невнимателен к своей жизни (а это грех), есть те, о ком я должен заботиться, те, кто зависит от меня. Существует масса дел, в которые я вовлечен по Божией воле, и было бы преступно их оборвать по собственной инициативе. С тех пор я всегда просчитываю ситуацию и езжу очень аккуратно. Стараюсь не провоцировать ситуации, где я могу потерять контроль».
Аварии всегда случаются по глупости и почти всегда из-за несоблюдения скоростного режима. Страшно и невосполнимо, если кто-то пострадал. Но в мелких происшествиях есть и воспитательный момент. После аварии на некоторое время возвращается страх перед дорогой, водитель становится особенно внимателен к ситуации за бортом. Лихачество — к сожалению, временно — уступает чувству самосохранения. Своим опытом поделился Геннадий Лазарев, профессиональный водитель (возит приходского священника, стаж вождения — 27 лет): «Я свое отгонял, теперь не гоняю. Попадал в страшные аварии. В 90-м году провел четыре дня в коме, но, слава Богу, выжил и все пассажиры остались целы. Нет, водить после этого не страшно, но я по опыту знаю, что „автомобиль — это не развлечение, это смертельная опасность, это гроб на колесах!“ Раньше такими словами начинали учить вождению. А теперь выдают права за 24 часа и этих смертников выпускают на дорогу!»
Чайники
Все водители когда-то были «чайниками». Тем не менее новичков на дороге не любят. Один водитель с большим стажем как-то заметил, что надо не пускать в центр города тех, у кого стаж меньше трех лет. Пусть себе катаются по кольцу, за городом, на специальных полигонах — пока не наберутся опыта. «Новички, кто только что получил права, во многом бывают не уверены, совершают массу нелепых огрехов, но они боятся ошибиться и часто водят автомобиль менее аварийно, чем потом, набравшись опыта. Опасаться на дороге стоит скорее тех, кто думает, что уже научился водить машину», — считает о. Александр Шантаев.В городе машины идут плотным потоком, и водители связаны дорогой друг с другом. У каждого своя манера езды, свой темперамент. Обязательно один из «сопутников» торопится или устал, он начинает сигналить, если кто-то замешкался на светофоре или неудачно перестраивается в другой ряд. «В городе ты перенимаешь условия той игры, которую навязывают окружающие, — поясняет Геннадий Лазарев. — Трудно сдерживаться — и ругаюсь, и возмущаюсь. Батюшка меня успокаивает, но и он иногда не выдерживает. Основная масса водителей совершенно некультурны, стоит какой-нибудь пешеход посередине дороги, и никто его, бедного, не пускает, а ведь можно взять и пропустить. Пусть все обгудятся сзади».
Все-таки если несколько абстрагироваться от накаленной ситуации, можно ее использовать для тренировки добродетелей: «За рулем учишься терпению в действии, — рассказывает о. Александр Шантаев. — Если ты внимателен к себе за рулем, то заметишь: вот здесь я проявил здравомыслие, здесь рассудительность, но в этой ситуации был невнимателен и подрезал грузовик. Когда мы едем по улице, мы как бы пребываем в потоке движения разных страстей, потому что каждым автомобилем управляет человек со своим характером, со своими душевными проблемами. Он на дороге наш ближний, а вовсе не тот, кто рядом сидит. Взрывной ты или раздражительный, слабохарактерный или гневливый — все становится видно, целое „Добротолюбие“ открывается! За рулем можно научиться оставаться в равновесии, даже если спешишь или опаздываешь. Надо подумать: а есть ли что-то важнее, чем твоя собственная жизнь и жизнь другого?»
Правила — не для гаишников
Мало кто ездит в нашей стране по правилам. В Европе все ездят по закону, а чем дальше на Восток, тем больше доверяются своей интуиции. «Мы с батюшкой не должны опаздывать и поэтому нарушаем здорово, — поделился Геннадий Лазарев. — Но я с настоятелем договорился: если я нарушил сам и нас остановили — я плачу, если я нарушил по его благословению — он платит штраф».Но правила придуманы не для того, чтобы кормить гаишников. Они основаны на опыте реальных аварий и должны помочь водителям избежать нештатных ситуаций на дороге. Рассказывает о. Владимир Шафоростов (стаж -10 лет): «Правила я непременно соблюдаю и всем рекомендую. Хотя бывают особые ситуации: кто-то умирает, и я должен срочно причастить человека. Тогда приходится где-то и нарушить, чтобы успеть вовремя. Но это серьезно оправдано. Священник — он ведь как скорая помощь. Я считаю, у батюшек должны быть мигалки, чтобы к умирающему сквозь пробки спешить официально».
Езда в провинции
На городской дороге необходимы динамика и крепкие нервы, в провинции — острое зрение и быстрая реакция. Рассказывает о. Александр Шантаев: «Разумеется, водить машину в провинции мне страшно. Часто приходится ездить по непроглядным сельским дорогам, где в темноте легко сбить пьяного или велосипедиста. На проселочных дорогах фонари, даже если они есть, не горят. Дальний свет тоже нельзя включать, потому что можно ослепить пешехода и боковое зрение водителя сужается. В таких случаях я молюсь.Очень непривычно, но в провинции водители никогда не включают поворотники. Если им нужно повернуть, они просто сбрасывают скорость и поворачивают. Поворотники — это знак уважения к тому, кто едет сзади, а в провинции человек весь в себе. В городе паркуешься так, чтобы окружающим было удобно. Но кто привык ездить в поле, бросает машину на проезжей части или ставит так, что рядом уже никто не встанет. Неуважение и невнимание к окружающим, увы, присуще провинции. В Москве культуре вождения учат опытно: не включил поворотник — получил удар в багажник, встал криво на парковке — углы подровняют!
Моя поездка на машине — это каждый раз сто километров в одну сторону. Мне очень нравится наблюдать смену времен года, что трудно заметить в большом городе. Смотреть, как знакомое поле желтеет, как с него собирают траву, как оно покрывается первым инеем, заметается снегом. Есть такое место, где я всегда останавливаюсь ненадолго — „делаю стоп-кадр“. В этом есть своя маленькая поэзия. Дорога — это поэма или симфония, где масса перепадов и новых партий».
Рекомендации священника Георгия Романенко, психиатра по образованию, для православных водителей:
— Не ругайтесь в машине. Как только начинаешь ругаться, к тебе сразу подступают силы зла. Нужно относиться ко всем по-доброму и говорить в салоне только о хорошем. Если ваш пассажир или попутчик начинает сквернословить или осуждать кого-то — просите его прекратить, добром это ни для кого не кончится.
Есть такое знаменитое правило «три Д» — Дай Дорогу Дураку. Если видишь, что впереди водитель ведет себя странно: разгоняется, резко останавливается на светофорах — держись от него как можно дальше. Определить, опытный ли впереди водитель, можно по тому, как он тормозит. Человек, давно и уверенно водящий машину, редко пользуется тормозом — он все рассчитывает, пользуется передачами, регулирует скорость, не торопится.
Чаще всего аварии случаются при подъезде к дому. В конце пути ослабевает внимание. Так же как больные часто умирают, как только приезжает «скорая помощь»: видят белый халат, адреналин перестает вырабатываться, человек думает, что спасен, и тут же умирает. Опытные врачи снимают халат при подходе к больному. Так же и за рулем: чем ближе к месту назначения, тем будьте внимательнее.
Жены, не нужно учить своих мужей водить машину! Сидите тихо, и лучше сзади, молитесь. В машине должна быть атмосфера мира. Когда муж сидит в качестве пассажира, он должен понимать, что женщина — это скудельничный сосуд, и удивительно, как Бог дал ей в руки руль. Поэтому молитва мужа должна быть сугубо огненная. Учить никого не нужно, пока тот за рулем.
У нас нет культуры пропускать пешеходов. Мы-то сидим в железных авто, а они бегают под колесами беззащитные, как зайцы. Надо быть вежливыми — тем более к слабому. Пешехода нужно пожалеть и пропустить.
По возможности старайтесь бесплатно подвозить людей. Подвезешь путника — Господь тебе поможет. Надо, конечно, смотреть, кого брать с собой. Но все-таки Господь дал тебе машину, ты немножко побогаче — помоги.
С Госавтоинспекцией нужно общаться по-христиански. Если просят денег — надо отдать. Взятка — это плохо, но, если просят, нужно отдать и рубаху. Кстати, к священникам инспекторы относятся хорошо, порой, надо сказать, незаслуженно хорошо. У них существует поверье: если обидишь попа — ноги отсохнут.
Нельзя вешать всякие болтающиеся ароматизаторы на зеркало перед глазами — это нарушает внимание. Желательно иметь в машине крестик. Крест сам по себе имеет великую силу, он освящает дорогу. Можно в дороге молиться — это как уж кому хватит сил. «Господи помилуй!» всегда можно произнести. Мы как-то ехали с другом и пытались по дороге читать акафисты. Но как только открывали молитвослов, сразу на нас обоих нападал сон. Пришлось отложить чтение. И сразу сонливость исчезла. Вот так бес нападает! А уж бороться с бесом в дороге или подождать, пока доедешь, — это каждый сам решает.
Если устали в пути — нужно отдохнуть. Остановиться и поспать. Можно притормозить у какого-нибудь храма или памятника, выйти помолиться, а потом дальше поехать. Перед дальней дорогой надо выспаться и после обязательно отдохнуть. Уставший человек если и не заснет за рулем, может не заметить какую-нибудь опасность.
Ни в коем случае не обращайте внимание на собак. Недавно в Европе произошла авария, где из-за собаки погибли дети. Она резко выскочила на дорогу, водитель свернул и сбил детей. Надо оценивать ситуацию, если никого нет вокруг и скорость небольшая — можно и затормозить, но если есть хоть какая-то опасность — смело давите собак, пускай погибнет она, смерть человека никак нельзя восполнить.
Водить нужно не как правильно или как лучше. Православие — это дух. Духом нужно жить и водить тоже. А дух — это любовь, дух — это радость. Всегда радуйтесь, благодарите и непрестанно молитесь! Радоваться людям, что у них есть «Мерседесы», БМВ, «Порши», «Бентли». Эта радость внутри должна тебя греть.
P. S. О. Георгий Романенко: «Как можно определить психику водителя? По его машине. Если машина чистая, коврики вычищены, торпеда без пыли, под ноги газетка подстелена — перед вами сумасшедший. Разве можно так относиться к железке? А если в авто в ногах валяются бутылки, пакеты из-под сока, грязь на торпеде, там сломано, здесь скотчем примотано — это здоровый человек! Правильное свободное отношение, как к телеге. Залатал, сел, поехал».
O. Александр Шантаев: «Машина в нашем странном мире часто заменяет мужчинам их „мужское дело“, которое в современной жизни у них часто отсутствует в принципе. Автомобиль — это отраженное эхо былой вольницы, былой подлинно мужской жизни воина. Мужчины украшают свою машину, моют, покупают для нее новые колеса и прочее. Так они бы холили и лелеяли своего коня, который бойцу жизнь спасает».
http://www.nsad.ru/index.php?issue=18§ion=10 004&article=338