Интерфакс-Религия | Степан Тыщук | 28.11.2005 |
Представитель Константинопольского патриархата архиепископ Фиатирский Григорий (Великобритания) отметил, что гости из разных стран приехали «почтить великого иерарха, великого богослова, великого предстоятеля церкви Киевской и всей Украины, передать лично поздравления и признательность от предстоятелей всего мирового православия». Глава греческой епархии в Англии от лица патриарха Варфоломея пожелал митрополиту Владимиру многолетнего служения «во благо Украинской православной церкви». Между тем еще недавно константинопольские иерархи всячески избегали употреблять имя УПЦ, оспаривая даже законность церковной юрисдикции Московского патриархата на Украине.
От лица Антиохийского патриарха Игнатия епископ Нифон заявил, что УПЦ, «входящая в состав великой Русской церкви», является на всей украинской земле «единственной православной церковью, находящейся в полном духовном общении и единстве с православным миром».
Только что возведенный на свой престол патриарх Иерусалимский Феофил III через настоятеля своего московского подворья архимандрита Стефана заверил в постоянных молитвах о митрополите Владимире, которого назвал «признанным всем православным миром».
Грузинский католикос-патриарх Илия II подчеркнул, что «деятельность главы Украинской православной церкви является тяжелым, но одновременно благодатным крестом» поэтому «весь православный мир чествует семидесятилетие» митрополита Владимира, выражая «искреннюю любовь и уважение» к нему.
Епископ Тузланский Василий от лица Сербской православной церкви заявил, что расколы — это болезнь, и сербы молятся об их преодолении на Украине, «об исцелении болящих душ».
Епископ Нижнего Дуная Кассиан, представляющий Румынского патриарха Феоктиста, назвал митрополита Владимира «символом единства Православия» и подчеркнул, что в Киеве собралась вся «полнота Православной церкви».
Митрополит Ловчанский Гавриил заявил, что вся православная Болгария чтит Киев как «город, где родилась Русская православная церковь». Эти слова акцентируют неразрывную связь Украины с Московским патриархатом.
Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул особо подчеркнул, что митрополит Владимир был избран главой «канонической Православной церкви на Украине во времена тяжкие, во времена великих для нее испытаний», и в этих условиях стал «хранителем традиций и догматов веры единой Церкви, решительным защитником ее канонических прав». Высказывание лидера православных христиан Греции не оставляет места для сомнений, на чьей он стороне в противостоянии УПЦ и неканонических групп, настаивающих на отделении от Москвы.
Митрополит Варшавский и всея Польши Савва также напомнил о пережитых УПЦ «испытаниях смутой, когда был нарушен мир Церкви» в результате поддержанного политиками раскола. Он дал высокую оценку заслугам митрополита Владимира перед Украиной и его усилиям по «умиротворению деструктивных настроений и строительству канонического единства Церкви и украинского народа».
Митрополит Чешских земель и Словакии Николай выразил надежду на то, что «в скором времени весь православный народ Украины» преодолеет расколы и объединится вокруг митрополита Владимира как предстоятеля единой УПЦ.
На этом фоне у украинского государственного руководства, похоже, оставался лишь один выбор: примкнуть к хору поздравлений. Премьер-министр Юрий Ехануров и спикер парламента Владимир Литвин, мэр Киева Александр Омельченко, а за ними и большинство заметных украинских политиков не поскупились на высокие слова о заслугах митрополита Владимира перед народом Украины. Это было единственно верным политическим решением в атмосфере приближающихся парламентских выборов (с учетом недосягаемо высокого нравственного авторитета главы УПЦ) и после очевидного краха окончательно провалившейся несколькими днями раньше затеи создания «единой Поместной церкви» из последователей не признанных никем из православных лидеров мира патриарха Филарета и митрополита Мефодия.
Более того, устами Владимира Литвина, без бумажки и с очевидным волнением заявившего на сцене национального дворца «Украина», что власть ни в коем случае не должна пытаться руководить Церковью, а политики вместо того, чтобы пытаться рулить ею, обязаны прислушиваться к «проводникам духовности», было, по существу, заявлено об окончании кампании государственного «церковного строительства», направленного на максимальное дистанцирование Киева от Москвы.
Вероятно, к этому решению должен будет присоединиться и Виктор Ющенко, поздравивший митрополита Владимира хоть и письменно, но с особой теплотой. И это несмотря на прежние выступления президента в роли главного энтузиаста идеи церковной незалежности, облегчающей управление «религиозным ресурсом». Потому что в глазах всего православного мира «единой поместной», несомненно, остается лишь та Украинская православная церковь, которая в подавляющем большинстве своих епископов, священников и мирян вовсе и не думает рвать многовековые связи с Москвой.