Русская линия
ТрудИгумен Сергий (Рыбко)28.11.2005 

Без поста нет праздника
28 ноября у православных начинается Рождественский пост

Его еще называют Филипповым — по имени апостола Филиппа, память которого Церковь отмечает накануне. Длится этот пост сорок дней и завершается Рождеством Христовым. В отличие от Великого или Успенского постов он менее строг — кроме среды и пятницы, разрешается рыба. Но вовсе не рацион питания должен быть в центре внимания православного человека во время Рождественского поста, считает игумен Сергий Рыбко:

— Пост — это время, когда человек должен немного встрепенуться душой и больше внимания уделить своей духовной жизни. Это самое главное. Не так важно, что ест или не ест человек во время поста. А важно, чтобы он в эти дни лишний раз в храм зашел, лишний раз встал на молитву. Тот, кто давно не участвовал в Таинствах Церкви и не причащался, пошел бы и причастился. Конечно, если при этом он сможет и соблюдать в пище ограничения, предусмотренные правилами поста, так это очень хорошо. Но гораздо важнее, чтобы человек взял духовную книгу, пошел в храм, задумался о духовных проблемах, задал об этом вопрос священнику или хотя бы каким-то своим друзьям православным и воцерковленным. Есть такое понятие — воцерковленность, когда человек не просто верит в Бога, но и ощущает себя полноценным членом Церкви: регулярно, каждое воскресенье, посещает храм, молится утром и вечером, постится, участвует в Таинствах Церкви, причащается. Вот с такими людьми стоит побеседовать тому, кто только начинает свой духовный путь, просто задать вопросы о вере, о душе, о Церкви.

— Рождественский пост еще называют радостным. Почему?

— Как сказал святитель Тихон Задонский, у кого нет постов, у того нет и праздников. А ведь Рождество Христово — особенно волнующее и радостное событие для христиан. Но по-настоящему прочувствовать Рождественский праздник можно только попостившись. Иногда я сравниваю, как отмечают некоторые люди Новый год, который приходится на время поста, и как встречают Рождество православные. От новогодних торжеств иногда возникает ощущение искусственности, чрезмерности. Это хороший семейный праздник, но, мне кажется, некоторые излишества его только портят. А вот когда приходит Рождество и люди после поста собираются за праздничным столом, там совсем другая атмосфера. Наступают Святки. И для православного человека все эти дни после поста — такая тихая, спокойная радость, заработанная после некоторых испытаний.

— Но все-таки не будет большим грехом для верующего человека встретить Новый год во время поста?

— Конечно, когда церковный календарь совпадал с гражданским, все это было более естественно. Сначала большой православный праздник, потом Новый год — такой культурно-государственный праздник. Его праздновали и в Церкви, есть для этого специальный молебен. Сейчас, конечно, у православных по этому поводу возникают некоторые сомнения. Хотя серьезных проблем из-за этого создавать не стоит. Я, например, как монах не праздную Новый год. Но ничего не имею против того, что другие празднуют. И думаю, что если православный человек живет в семье, где принято отмечать Новый год, то ему надо проявить смирение и не отделяться. Тем более сейчас есть столько всевозможных постных блюд, даже торты постные, что никакого ущемления и не заметишь. Можно к тому же и рыбные блюда вкушать до второго января. Но ведь самое главное, еще раз напомню, что сосредоточиться во время поста нужно не на еде, а на духовной жизни. Пост — хорошая возможность для совершенствования души, а не фигуры. Вот на этом пути я и желаю всем успехов!

Коновалов Валерий

http://www.trud.ru/006_Sbt/200 511 262 220 607.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика