Седмицa.Ru | 28.11.2005 |
Накануне выхода в свет 10 тома корреспондент «Седмицы.Ru» Павел Лебедев встретился с сотрудниками Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» которые рассказали о содержании тома и работе, проделанной при его составлении.
Интервью с ответственным секретарем Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Людмилой Викторовной Барбашовой
— Людмила Викторовна, в начале хотелось бы задать традиционный вопрос: сколько статей содержит 10 том «Православной энциклопедии»?В этом томе заканчиваются статьи на букву «В» и начинаются материалы на букву «Г». Открывается том статьей, посвященной 5-й библейской книге Второзаконие, а завершается статьей «Георгий, сщмч., еп. Загорский». Один из крупнейших материалов 10 тома — статья «Георгий, великомученик (Победоносец)». Основными и наиболее объемными статьями на букву «В» в томе являются «Высшая Церковная власть», «Высшее управление Поместной Церкви», при чем надо отметить, что в последней статье обобщены материалы, которые уже проходили и будут проходить в статьях, посвященных той или иной Православной Поместной Церкви.
— Каким темам уделено больше внимания в рассматриваемом томе, и каким редакциям выпало на долю больше всего потрудиться над этим томом?
— Каждый том «Православной энциклопедии», конечно, зависит от алфавита, но при этом каждый том имеет и свою специфику. В 10-м томе очень много мелких статей. Особенно много таких, которые рассказывают о святых неразделенной Церкви.
Весьма знаменательным является тот факт, что 10-й том, как уже было сказано, заканчивается большой статье, посвященной великомученику Георгию Победоносцу. Эта статья занимает четыре авторских листа и в ней подробно разобраны разные редакции жития. Также освещена история почитания великомученика в Византии, на Руси, в Грузии, и в других Поместных Церквах, где он очень известен, даже в Церкви Эфиопии. В статье дается подробная иконография святого, описаны другие изображения св. Георгия Победоносца, образ которого мы можем видеть, прежде всего на гербе города Москвы.
— Произошли ли какие-нибудь существенные изменения в авторском составе?
— Конечно, новые авторы появляются в каждом томе. Но у нас есть более или менее постоянный состав внештатных авторов, которые пишут на одни и те же темы, являясь ведущими специалистами в своей области. Естественно, что чаще всего мы обращаемся именно к ним, зная, что получим хорошие статьи.
В число авторов входят и многие сотрудники «Православной энциклопедии». При чем очень часто им приходится самостоятельно исследовать темы, по которым невозможно найти авторов по причине неразработанности той или иной проблемы.
— Наверное, в этом, во многом и заключались основные трудности работы над 10-м томом?
— Знаете, это типичная трудность работы над каждым томом.
— Это является следствием оригинальности проекта по изданию «Православной энциклопедии» на современном этапе развития церковно-исторической и богословской науки?
— Да. При этом мы готовы расширять круг авторов, но сделать это подчас сложно, так как и сроки написания статей у нас очень сжатые, а кроме того люди часто не готовы, скажем, за полтора месяца написать исследовательскую статью.
— Людмила Викторовна, стало известно, что планируется ускорить темпы выпуска «Православной энциклопедии». Насколько эта информация достоверна? И если такие планы имеются, то каким образом это будет осуществляться?
— Да такие планы у нас есть, но для этого потребуется увеличить количество авторов, работать с молодыми авторами, активизировать работу над подготовкой верстки томов. Кстати, надо отметить, что 10-й том был подготовлен и сдан в типографию немного раньше положенного срока.
— А в чем заключается причина сжатия сроков для подготовки следующих томов?
— Это вызвано трудностями на начальном этапе работы над энциклопедией. Кроме того, на начальных этапах работы над проектом у нас возникали задержки с поступлением материалов, которые были необходимы для работы над статьями.
Однако, надо сказать, что выпускать каждые полгода по тому — это уже рекордные темпы, с какими еще никто, по крайней мере в России, не выпускал энциклопедий, если учесть, что нам приходиться делать все практически с нуля.
Редакторы редакций ЦНЦ «Православная энциклопедия» подробно осветили тематику статей и разделов, над которыми они работали в период подготовки 10 тома энциклопедии.<
Мария Розинская, редактор редакции Поместных Церквей ЦНЦ «Православная энциклопедия» рассказала о том, что вошло в 10 том «Православной энциклопедии» по тематике, посвященной Болгарской и Сербской Православным Церквам
— Сразу надо сказать, что у нас, в России, несмотря на близость нам этих Православных Церквей, очень мало известна их история, и «Православная энциклопедия» ведет большую работу по восполнению этого пробела в области церковно-исторической науки.
В 10-й том вошли статьи о таких значимых церковных деятелях, в основном Сербской Православной Церкви, как священномученик Гавриил I (Раич), Патриарх Сербский, (ум. 1659 г.), Гавриил II (Михич Михайлович), Патриарх Печский (XVIII в.), Гавриил III (Николин), Патриарх Сербский (XVIII в.), Гавриил V (Дожич), Патриарх Сербский (1938−1950). Последний несколько больше, чем другие Сербские Патриархи известен в нашей стране, но в основном, благодаря своей репутации противника коммунистического режима Тито. Однако, его жизнь и деятельность мало изучены даже в самой Сербии, не говоря уже о России.
В материале по церковной жизни южно-славянских Церквей отражена, конечно, и тема просвещения. Этот аспект духовной жизни Сербской Церкви представлен статьями о Геннадии Святогорце, который является автором ряда житийных памятников и литургических сочинений, Гаврииле (Венцеловичи Стефановичи), книжнике, представителе сербского барокко.
Также можно выделить статью «Габровские монастыри» Болгарской Православной Церкви, в одном из которых располагался госпиталь для русских солдат, оказывавших военную помощь Болгарии во время освободительной войны болгарского народа от Османского ига в 70-х гг. XIX столетия.
Благодаря статьям об упомянутых иерархах и других подвижниках и деятелях Сербской Церкви, читатель сможет более глубоко познакомиться с историей южно-славянского Христианства.
— В чем, на Ваш взгляд, заключается вклад российской церковно-исторической науки, и, в частности, «Православной энциклопедии», в дело изучения жизни и истории славянских Православных Церквей?
— Российская церковная наука имеет, несомненно, в силу исторически сложившихся обстоятельств, сложившуюся традицию и более благоприятные условия, нежели сербская или болгарская.
В целом, публикация статей по истории Сербской и Болгарской Церквей в «Православной энциклопедии"поможет некоторой систематизации известных фактов и их дальнейшему осмыслению.
* * *
В ЦНЦ «Православная энциклопедия» активно занимаются подготовкой и публикацией материалов о жизни пока еще малоизученных и почти неизвестных святых, прославившихся своими трудами и подвигами в странах Западной Европы в I тысячелетии по Р.Х., то есть в период истории еще неразделенной Церкви. «Седмице.Ru» об этой интересной области исследований рассказал Илья Попов, старший редактор редакции Истории Восточных Христианских Церквей .— В новоизданном 10-м томе «Православной энциклопедии» значительный объем занимают статьи, посвященные малоизвестным святым неразделенной Церкви, главным образом западным святым.
Скажите, Илья, в какой мере эта тематика была разработана и представлена в дореволюционной российской церковно-исторической науке, в частности, в Энциклопедическом Православном Словаре под редакцией А.П.Лопухина и Н.Н.Глубоковского?
— Российская дореволюционная наука почти не занималась этими темами. На Западе уровень науки о святых также был еще не высок. Не было собрано достаточного объема сведений для того, чтобы систематизировать и изучать данные о местных малоизвестных святых и их почитании.
Работало общество Балландистов, постепенно собиравшее и публиковавшее агиографические памятники, но в целом энциклопедических изданий такого формата, где бы была отражена вся агиография, не было как в России, так и в странах Западной Европы.
Для современной российской церковно-исторической науки жизнеописания, подвиги, сочинения малоизвестных святых — это, конечно, невозделанная нива, поскольку латинская традиция в определенной мере признается, по умолчанию, чуждой для нас, а поэтому и малоизучаемой. Понимание же и ощущение, что в первом тысячелетии Церковь и ее святые были едины, остается, к сожалению, не до конца осознанным.
Относительно «Православной энциклопедии» нельзя сказать, что здесь в области западноевропейской агиографии проводится исследование «с нуля», так как во многом мы опираемся на западные издания житий и им посвященные монографии, которых в последние десятилетия в Европе становится все больше и больше.
К сожалению, у нашего научного центра нет доступа ко многим источникам по агиографии Западной Церкви, которые находятся в европейских библиотеках. Для полной исследовательской автономии нам понадобилось бы несколько десятков авторов, которые жили и работали бы в Европе.
Но такой необходимости, наверное, и нет, в виду того, что работа над источниками проведена и продолжается проводиться западными учеными. Наша же задача состоит больше в том, чтобы транслировать и адаптировать на российской почве и в русле Восточной православной традиции то, что сделано в западно-европейской науке.
— Какую работу удалось проделать в 10-м томе по освещению жизни, трудов и подвигов малоизвестных святых неразделенной Церкви?
— Работа над этой тематикой от тома к тому набирает обороты. При этом необходимо иметь в виду, что работа над статьями по западной агиографии в основном состоит в изучении жизни большого количества почти неизвестных святых, о которых сохранилось очень мало сведений в источниках. Информация о них по большей части касается лишь имен и скудной фактологии. В такой ситуации важным и интересным является сам факт присутствия их почитания в христианской традиции.
Поэтому достижением в области науки о святых неразделенной Церкви является то, что вообще есть возможность узнавать, исследовать жизнь и труды указанных святых и знакомить интересующуюся читательскую публику с ними.
— Это только начало. Будем надеяться, что исследования в области западной агиографии будут продолжаться и расширяться.
Илья, а какие статьи о святых неразделенной Церкви из 10-го тома Вам лично показались наиболее интересными и содержательными?
— На мой взгляд, это, прежде всего, статья о святом Генгульфе, кстати крупном землевладельце, жившем в Бургундии и славившемся своей благотворительностью и даром чудотворения. Он канонизирован как мученик, при чем интересно, что пострадал он от рук любовника своей жены.
Также можно выделить статьи о свт. Генебальде, первом епископе г. Лаудуна (совр. г. Лан во Франции), нарушившем обет безбрачия и затем принявшего на себя суровый подвиг покаяния; о св. Вульстане, епископе Вустера, о св. Гвидоне, «бедняке из Андерлехта», преподобной Вульфтруде. Самая объемная статья посвящена святой деве Геновефе из местечка Неметодур, близ г. Паризии (совр. Париж), которая известна больше под французским именем Женевьевы, покровительницы Парижа.
Об этих и других святых собрано очень много интересного и познавательного материала, дающего возможность прикоснуться к эпохе раннего европейского Средневековья и познакомиться с образцами святой жизни той, надо сказать, очень смутной и варварской эпохи. В конце каждой из статей дается обширная библиография вопроса.
* * *
Редактор редакции церковного искусства и археологии Екатерина Костина сообщила о материалах 10-го тома «Православной энциклопедии» связанных с памятниками церковной архитектуры.— Прежде всего, необходимо выделить следующие направления в тематической области, связанной с церковной архитектурой: типология церковных зданий; описание, история происхождения, эволюция отдельных частей церковных зданий, происхождение и история построек — как отдельных памятников церковного искусства, так и городов, а также памятников, известных сейчас благодаря археологическим раскопкам. Еще одно направление включает в себя изучение персоналий архитекторов, которые проявили себя в церковном строительстве.
В 10-й том вошли как отдельные статьи, посвященные памятникам церковной архитектуры, так и разделы, являющиеся частью статей большого объема, повествующих о монастырях и городах.
— Какие бы Вы выделили наиболее яркие и интересные статьи или разделы статей в 10-м томе по архитектурной тематике?
— Я бы выделила статьи, посвященные отдельным частям древних церковных построек, — «Галерея» и «Гавит». Гавит — это часть армянского храма, обязательная в период средневековья, предваряющая вход в храм. Статья «Галерея» тоже очень важна для нас, поскольку посвящена истории и эволюции той части храма, которая воспроизводилась в памятниках зодчества всех направлений Христианства. Наличие галереи в строениях и сооружениях прослеживается, начиная уже с очень ранних памятников церковной архитектуры, вплоть до настоящего времени.
Среди статей, в которых внимание авторов уделено отдельным архитектурным памятникам, необходимо отметить статью: «Гареджи», рассказывающую о комплексе пещерных монастырей в Закавказье; а также «Гелати», в которой содержатся сведения о знаменитом Гелатском монастыре — крупным духовным центром Закавказья.
Интересна также статья, повествующая об истории и архитектуре Высокопетровского монастыря, знаменитого тем, что именно в этом монастыре впервые в русском зодчестве появилась столпообразная постройка, — собор святителя Петра, митрополита Московского.
Статья «Вятская и Слободская епархия» содержит обширный обзор памятников церковного искусства этой крупнейшей губернии (области) России.
* * *
— В 10-й том вошли статьи, посвященные русским святым, иерархам, материалы по русским монастырям и епархиям.
Одним из самых значительных разделов в томе являются статьи о Галицкой Руси. Сюда относятся статьи: «Галицкая епархия и митрополия (XII-XVвв.)», собственно «Галицкая Русь», «Галицко-Волынское Евангелие» «Галицкое Евангелие 1144 г.».
— Какие статьи, на Ваш взгляд, содержат в себе наиболее интересные, а может быть, до сих пор неизвестные, сведения по истории нашей Церкви?
— Думаю, можно выделить статьи о свт. Геннадии Новгородском, о Геннадиевском кружке и Геннадиевской Библии. Впервые, надо сказать, эта проблематика рассматривается в энциклопедическом издании комплексно. При чем при работе над статьей были учтены все выявленные источники и вышедшие в последнее время исследования по указанной теме.
Интересными мне видятся статьи о древнерусских монастырях: Высоцком серпуховском, Геннадиевом костромском, Высокопетровском.
* * *
Редактор редакции Священного Писания Александр Петров рассказывает о статьях по библейской тематике в 10 томе.— Центральной статьей 10 тома по редакции Священного Писания является статья «Второзаконие», посвященная последней книге Пятикнижия Моисеева.
Статья представляет краткий обзор основных сведений о происхождении, содержании и богословии книги. Данная статья должна стать основой для любого богослова, экзегета, или простого читателя, имеющего намерение подойти подготовленным к чтению и пониманию текста этой книги, ознакомится со всем спектром ее возможных датировок и интерпретаций ее.
Статья, прежде всего, создана для тех, кто хочет воспринимать текст книги в контексте его церковного понимания, войти в традицию святоотеческого понимания основных идей и образов этой книги Библии. Данная статья также поможет ориентироваться в дискуссионном пространстве современной библейской критики, в той области современной богословской науки, в диалоге с которой должна формироваться православная библеистика в нашей стране. Справочно-библиографический отдел статьи содержит список большинства изданных комментариев к этой книге, всю дореволюционную и современную литературу на русском языке, а также основные работы современных исследователей.
— Какие еще объемные и содержательные статьи по библейской проблематике Вы выделили?
— Из статей по библейской проблематике следует отметить статьи «Галатам Послание св. ап. Павла», «Вульгата». Особенно я бы выделил статью, посвященную раскрытию евангельского учения о «Геенне», одного из важных понятий в богословии Нового Завета. В статье не только представлено происхождение и развитие этого сложного термина в Библии, в межзаветной апокрифической литературе, но, что ни мало важно, на примере святоотеческого истолкования раскрывается значение и смысл евангельских слов о «геенне огненной» в духовной жизни каждого христианина.
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=28 552&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)