Гудок | Ростислав Новиков | 25.11.2005 |
Подобный масштаб не случаен. Сто лет назад Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости». В 1905 году с алтарей храмов Рогожской слободы — центра московского старообрядчества — были сняты печати, наложенные в царствование Александра II, а с самих старообрядцев — прозвище «раскольники».
Недолгий период «открытого существования» — с 1905 по 1917 год — называют золотым веком старообрядчества. В ряде городов начинается интенсивное строительство старообрядческих храмов, многие люди заново открывают для себя древнерусскую иконопись. В новых условиях в старообрядческой среде формируется особый тип «настоящего страстного коллекционера древности и редкости».
Такими почитателями древнерусской живописи и книжности стали Степан Рябушинский, Георгий Рахманов, Анна Мараева, Петр Никифоров, Егор Егоров, Михаил Чуванов и многие другие. Московские старообрядческие храмы Рогожского и Преображенского кладбищ, Никольского единоверческого монастыря, Тверской и Остоженской общин с их богатейшими собраниями древностей являлись в полном смысле слова уникальными музеями древнерусского искусства.
Первый раздел выставки, расположившийся в Архангельской церкви, включает в себя произведения, созданные еще до церковного раскола и сохранявшиеся в старообрядческих храмах и частных молельнях.
Он открывается иконой XV века Богоматерь «Одигитрия», подаренной музею старообрядческой рижской Гребенщиковской общиной. Отдельную стену занимают пять икон из семифигурного деисусного чина, известного как «Облачный». Предание связывает его с рублевской иконописной школой и относит к XV веку, однако большинство историков искусства считают его работой старообрядческого иконописца конца XIX — начала XX века. Среди экспонатов — вдохновенный образ святого Николая (Зарайского) с житием работы новгородских мастеров XVI века, сызранские старообрядческие иконы, рукописные книги.
Основная же часть экспозиции разместилась в просторном зале Настоятельского корпуса. Здесь представлены произведения не только сохраненные, но и созданные старообрядцами.
— Готовя экспозицию, мы попытались мысленно облететь всю Россию, обозреть многочисленные центры старообрядчества, — рассказывает куратор и автор выставки Елена Зотова.
— Хотелось показать все многообразие искусства старообрядческих общин — Поморской, Федосеевской, Преображенской, Ветковской, Невьянской, каждой из них посвящен отдельный стенд. Посетитель начинает свой путь по выставке с Распятия Христова и постепенно, начиная с Севера, проходит всю Россию, возвращаясь к Рогожскому кладбищу и иконе Христова Воскресения. Для нас это путь веры.
Посетители выставки могут увидеть древнейшую рукопись музея — «Слово о постничестве»
Василия Великого 1402 года. Созданная в стенах Спасо-Андроникова монастыря, она сохранялась в старообрядческих скитах и долгое время считалась утраченной, пока в 1961 году не вернулась назад в монастырь из куйбышевской библиотеки. Икона Христос «Пантократор» из собрания Третьяковской галереи была написана в начале XX века для Успенского собора на Апухтинке близ Покровской заставы. Собор, построенный в 1906 — 1907 годах, к сожалению, не сохранился. Этот удивительный памятник современники считали храмом-музеем.
Другой образ, также созданный в начале XX века, — Богоматерь «Одигитрия» ныне хранится в Историческом музее. Происходит и он из Тверской старообрядческой общины — Никольского храма на Бутырском Валу. Обе иконы высочайшего качества письма, ориентированы на древние образцы.
Отдельную часть экспозиции составляют произведения меднолитой пластики. Среди них особенно выделяется поморское литье.
— Поморские изделия — это подлинные шедевры, — говорит Елена Зотова. — Начиная с XVIII века во всей старообрядческой пластике ничего лучшего не было создано. Поморские мастера разработали новые иконографические схемы, которых прежде не было. А ведь еще при Петре I в 1722 — 1723 годах вышли два указа, запрещающие не только производство медного литья, но и само его бытование. И именно благодаря старообрядцам этот вид материала был сохранен и поднят на новую высоту.