Патриархия.Ru | Михаил Моисеев | 25.11.2005 |
Сам по себе факт выделения такого земельного участка в стране, где не так много пригодных для жилья и земледелия территорий, примечателен. Еще более любопытно, что израильское правительство решило проявить, как кажется, самую искреннюю заботу о христианских Церквах, о паломниках, приезжающих в страну для поклонения величайшим святыням.
На самом деле, для паломников будут разработаны специальные маршруты, которые пройдут по местам земной жизни Христа Спасителя. При этом, вероятно, для посещения откроются какие-то новые места, до сих пор остававшиеся недоступными для поклонения. Серьезность намерений израильских властей подтверждает предварительная смета проекта — около 60 миллионов долларов.
Планируется создать Библейский сад, в котором соберут все растения, упомянутые в Священном Писании. На берегу Галилейского моря построят амфитеатр, в котором смогут слушать проповеди и молиться сразу две тысячи паломников. Будет в новом парке и свой мультимедийный центр.
«Это будет парк, созданный в настоящих местах, по которым странствовал Иисус, — рассказывает представитель израильского министерства туризма Идо Хартув. — В этом месте паломники смогут прикоснуться к Библии».
Чем вызвана такая широкая благотворительность правительства Израиля? Трудно заблуждаться на этот счет. Самое очевидное объяснение запланированного строительства — элементарная выгода, извлечение прибыли из паломническо-туристического бизнеса, который даже се йчас, в его нынешнем состоянии, составляет довольно существенную статью дохода государственного бюджета.
Разграничение понятий «паломничество» и «туризм» — тема, которая довольно живо обсуждается в последнее время в светских СМИ. 23 ноября в «РИА Новости» прошла пресс-конференция с участием заместителя председателя Отдела внешних церковных связей епископа Егорьевского Марка (Головкова). Владыка Марк высказался за то, чтобы понятия «паломничество» и «туризм» получили четкое определение в профильном законодательстве.
Паломничество является процессом духовно-воспитательным и полную ответственность за него должна нести Церковь, отметил епископ Марк. Те же туристические фирмы, которые в последние годы начали активно осваивать паломническую «тематику», в большинстве случаев имеют весьма отдаленные представления о духовной стороне паломничества. И верующие люди, отправляясь в такие поездки, зачастую сталкиваются с неквалифицированной организацией паломничеств, непониманием их духовных запросов; порой «экскурсии» по святым местам сопровождаются комментариями светских экскурсоводов, густо замешанными на причудливом сочетании псевдохристианских и новомодных оккультных идей и верований.
Нечто подобное, по всей видимости, ожидает паломников в новом «христианском парке». «Прикосновение к Библии», по мысли израильского чиновника, должно приносить не духовное очищение, но, по возможности, максимальную экономическую выгоду создателям нового «Иисусленда».
Более отдаленная перспектива в планах израильского правительства просматривается, если обратить внимание на то, кто станет партнерами властей. Известно, что уже ведутся переговоры сразу с несколькими ведущими евангелическими церковными общинами Соединенных Штатов, которые собираются стать инвесторами и строителями библейского соперника Диснейленда.
Привлекая инвестиции в новый проект, израильтяне прежде всего заботятся о защите этих инвестиций. С точки зрения экономической целесообразности это, несомненно, оправданный шаг: американские протестантские деноминации представляют для правительства Израиля куда более удобных и выгодных партнеров, чем Православные Церкви или даже Ватикан. Собственно, к Поместным Церквям, традиционно имеющим определенное влияние в Израиле, правительство вряд ли рискнет обращаться с подобным коммерческим предложением — их реакция довольно предсказуема.
Интересно, что протестанты, довольно холодно относящиеся к почитанию каких бы то ни было христианских символов или святых, тем не менее, стремятся расширить свое присутствие в Святой Земле. Новым этапом усиления протестантского влияния, видимо, станет строительство «Иисусленда». Соответственно, влияние традиционных Православных Церквей должно ослабеть.
И, наконец, последнее предположение. Американский вариант христианства — с его легким и свободным отношением к «условностям» веры, бесспорно, более прибыльный «товар», нежели сохраняющее древние традиции Православие. Многовековая традиция паломничества в Палестину, практикуемая Православными Церквами, мало вписывается в американизированную модель христианства с парками развлечений на евангельские мотивы и турами по святым местам. Но, если что-то мешает построению этой американской модели — притом не только в христианстве — препятствия будут сметены уверенной рукой передового американского менеджмента, в данном случае к тому же заручившегося поддержкой израильского правительства.
Таким образом, традиционное паломничество как менее выгодный вид туризма должно, по планам строителей «Иисусленда», уступить место своего рода «паломничеству-лайт» — облегченной и приспособленной для нужд массового «потребителя духовности» версии. Западное христианство, уже давно утерявшее понимание духовного подвига, все более активно пытается доказать свою правоту с помощью понятий экономического преуспеяния и прибыльности.
Удивляться здесь нечему: «Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16, 8). А тем православным христианам, кто в излишнем волнении ждет новой эпохи гонений на христианство, можно лишь посоветовать не переживать так сильно: теперь уже понятно, что христиан не будут загонять в гетто. Для них построят «Иисусленд».