Пресс-служба Псковской епархии | Протоиерей Андрей Таскаев | 25.11.2005 |
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке, всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни Успенского и Рождественского постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября». Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 28 (15 — по старому стилю) ноября и продолжается до 7 января (25 декабря). Длится сорок дней, и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.
О Рождественском посте рассказывает настоятель храма Иоанна Богослова в Пскове священник Андрей Таскаев:
«Говеть — славянское слово, говеть — подготавливать себя к чему — либо. Говели перед Причастием. Брали на себя подвиг говения всей семьей, чтобы вымолить у Бога заступничество за ребенка, если он болеет. Говели, когда готовились к важному событию в жизни. Говение — духовная подготовка к чему — либо. Говение — это и есть пост, прежде всего, говение — это усиленная молитва, какие — то труды аскетики.
Милосердие, милостыня, смирение и примирение с ближними, а только потом — „диета“. Заговенье, которое приходится на 27 ноября — подготовка к говению. Неправильно думать, что в заговенье главное наесться побольше мяса, доесть все запасы. Лишнее лучше раздайте нищим. Заговенье — это посещения храма, участия в Литургии, а затем — праздничный обед в православном доме, праздничный стол, кушанье; это праздник, а не объедение. Православные праздновали начало поста, потом усиленно в посту молились, а когда пост проходил, его окончание тоже сопровождалось праздником — разговенье. Тоже праздничным столом, но аккуратно, спокойно.
27 ноября в нашей Церкви празднуется память Апостола Филиппа, поэтому пост, который начинается на следующий день — 28 ноября, называется Филипповым постом. Или Рождественским — в честь того события, которым он заканчивается — Рождество Христово.
Пост этот намного легче, чем Великий пост, иногда его называют „детским“ постом. Он легкий и радостный, он не обременен сугубыми строгостями, как Великий пост, в нем много полиелейных Богослужений (вечерних — прим). Полиелей — торжественное песнопение, состоящее из стихов псалмов 134, 135, которые поются в воскресение и праздники и елеопомазывания символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого. По Уставу послабления в посту делаются в полиелейные праздничные дни, поэтому и полиелеев много. Церковь, как бы сама не нарушая устава, послабляет пост телесный. И даже в монастырях, в связи с полиелейными службами, пост получается облегченным — дается где-то рыбка, где — то масло подсолнечное. Сухоядения почти нет.
А мирянам в Рождественском посту, по сложившийся традиции, такое благословение: рыба допускается во все дни, кроме среды и пятницы. Когда поста нет, мы постимся два дня в неделю: в среду — день, когда Христа предали, и пятницу — день, когда Его убили, распяли на кресте, и Он умер. Для нас это страшные дни, дни человеческого позора. Помните, в Евангелие: „Собрался народ на позор сей ко Кресту“. В эти дни мы не едим молочную и мясную пищу, но рыба и масло разрешаются. В пост также молочное и мясо не употребляются по Уставу, значит, среду и пятницу надо выделить — в среду и пятницу Рождественского поста мы отметаемся от рыбы и подсолнечного масла.
В Рождественском посту идет особое почитание ветхозаветных Пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила идругих пророков. Это торжественное воспоминание памяти Святых Пророков связано с Рождеством, перед которым Церковь православным христианам напоминает о том, как Ветхий Завет ждал этого великого дня. Как люди Ветхого Завета с надеждой и нетерпением чаяли, жаждали спасения человеческого рода. Об этом просто кричали все Пророки, они вразумляли народ, призывали к покаянию, к чистоте веры, к стоянию за веру, запрещали идолопоклонство. Пророчествовали, чтобы народ готовился к пришествию Мессии, Помазанника Божия — Христа на землю. Было предсказано все: где родится Иисус Христос, когда (как пророчествовал Пророк Даниил: через семьдесят седмин — 490 лет), родится от Девы, что не будет принят народом, будет распят и в третий день воскреснет. Пророки предупреждали народ, пусть и для того, чтобы не были люди в числе распинателей Христа.
И сейчас то же самое. Новозаветное предание и Церковь говорят о том, что Христос придет на землю второй раз, и уловите тот момент, чтобы не поклониться антихристу. Будет антихрист, и множество поклонятся ему, даже избранные прельстятся, как говорит Господь. Будем теми, если мы доживем до этого времени, которые не прельстятся. Будем надеяться, что у нас будет такая возможность стоять в вере и иметь ум открытый, ум здравый, чтобы разглядеть антихриста и не поклониться ему. А принять, подготовиться принять Христа во Славе. Если в первый раз Он пришел к нам в „зраке раба“, в виде человека — смиренным, то теперь Он придет во Славе Своей, как Судья, в грозном виде Судьи и Мздовоздаятеля.
И память ветхозаветных Пророков, которая совершается в нашей Церкви в дни Рождественского поста, нам напоминает, чтобы мы подготавливались к событию Рождества. А, вспоминая того или иного Пророка, вспоминали, о чем он пророчествовал, что он говорил, и так, потихоньку, в торжестве радости послабленного поста мы приблизились бы к празднику Рождества. Напитавшись ветхозаветными пророчествами, встретим само Великое Событие, понимая его глубоко и осмысленно».
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=700