Православная газета г. Екатеринбург | 25.11.2005 |
Сделавшись патриархом Александрийским, святитель Иоанн сказал экономам церковным: «Пройдите весь город и перепишите мне господ моих». Экономы спросили: «Кто господа твои, владыко?» Он отвечал: «Те, коих вы называете убогими и нищими, ибо они могут принять меня в вечные кровы и подать помощь ко спасению». Воля святителя была исполнена, и всем бедным назначено было постоянное пособие. Для того, чтобы никто из нуждающихся не был отстранен от него, св. Иоанн в среду и пяток с некоторыми почтенными лицами целый день сидел у ворот церковных, чтобы все, имеющие до него дело, невозбранно могли приходить к нему. Когда изъявляли удивление такому терпению его, святитель отвечал: «Если я имею всегда доступ ко Господу моему Иисусу Христу, в молитвах беседую с Ним и прошу у Него все, что хочу: как же могу возбранить приходить ко мне ближнему моему?» И действительно, никакое спешное дело не могло заставить св. Иоанна отложить дело милосердия. Однажды посетил святителя богатый вельможа и, увидав на постели его худое покрывало, прислал ему шелковое, стоившее 36 златниц. Святитель почтил усердие и оделся подаренным ему покрывалом, но в ту же ночь, пробудившись, он раскаялся и говорил: «Горе тебе, окаянному! Ты покрываешься многоценным покрывалом, а братия Христовы — нищие цепенеют от холода. Пусть ценою его покроются несколько бедных». Утром он послал продать покрывало, и, когда вельможа вновь возвращал его, святитель не хотел воспользоваться подарком и приверженность к себе вельможи обратил на средство благотворительности.
Святитель Иоанн скончался в 620 году по Р. X. Умирая, он молился: «я благодарю Тебя, Господи, что Ты сподобил меня принести Тебе Твое».
Поучимся же, братия, у св. Иоанна Милостивого его милосердию, для чего приведем на память себе те великие побуждения к благотворительности христианской, которые содержатся в слове Божием и в творениях св. отцов Церкви и которыми, без сомнения, руководился св. Иоанн Милостивый.
Будем, прежде всего, знать, что милосердие уподобляет вас Богу. «Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение, — говорит святитель Григорий Богослов, — хотя Бог несравненно больше благодетельствует, а человек меньше, сообразно с своими силами. Бог сотворил человека и снова восставляет его из тления; а ты по крайней мере не презри падшего. Если ты можешь оказывать ближнему высшие благодеяния, приносящие пользу души, не откажись и этим послужить нуждающемуся; если же ты этим не можешь служить ближнему, оказывай ему хоть меньшие благодеяния, занимающие второе место и не превышающие силы твои. Помоги ему, доставь пищу, подай рубища, принеси лекарство, перевяжи раны, расспроси о бедственном положении, поговори о терпении».
Припомните, далее, что милостыня есть заем Богу. «Подавая милостыню, будем смотреть не на бедного, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — который принимает, но на Бога, Который воздает, не на того, кто получает серебро, но на Того, Кто делается должником нашим. Для того один принимает, а другой платит, чтобы, с одной стороны, бедность и несчастье приемлющего расположили тебя к милости и состраданию, а с другой — богатство Имеющего отдать, ручаясь за уплату с великой прибавкой, располагало к милостыне с большею щедростью. Не будем же беречь деньги или, лучше, будем беречь деньги; ибо кто бережет свое имущество, тот полагает его в руки бедных, в неприкосновенную Сокровищницу, недоступную ни для разбойников, ни для слуг, ни для злоумышленников».
Никогда не забывай, что милостыня приносит великую пользу подающим.
«Милостыня доставляет не только Царство Небесное, но и в настоящей жизни безопасность и избыток. Кто сказал это? Сам Тот, Кто властен сделать это. Подающий из своего имения бедным, сказал Он, сторицею приимет в этом веке, и живот вечный наследит (Мф. 19, 29). Видишь ли воздаяния, с великим изобилием подаваемые в той и другой жизни»?
«Нищие — воины. Они, приняв милостыню, умилостивляют Бога, они разрушают козни, не варваров, а демонов»; не попускают лукавому духу более усиливаться и делать на тебя непрестанные нападения, но ослабляют его силу". «Благоразумны те, — говорит Григорий Богослов, — кои, не веря благам настоящим, собирают себе сокровище в будущем и, видя непостоянство и переменчивость благополучия человеческого, любят благотворительность, которой никогда не изменяют. За то, без сомнения, получат они — по крайней мере — одно из трех воздаяний: или то, что никогда не подвергаются бедствиям, потому что Бог часто и земными благами утешает благочестивых, призывая их Своею благостью к состраданию; или то, что и среди бедствий они имеют в себе дерзновение к Богу, ибо страждут не за порочную жизнь, а по особенному устроению Промысла; или, наконец, то, что они по праву могут требовать от людей благоденствующих такой же сострадательности, какую сами оказывали нуждающимся во время своего счастья».
Милостыня покрывает множество грехов и приобретает нам Царство Небесное. «Бедные, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — врачи наших душ, благодетели и заступники, потому что"ты не столько даешь им, сколько получаешь; даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Господом». Ты даешь серебро, а получаешь отпущение грехов; ты избавляешь бедного от голода, а он избавляет тебя от гнева Божия. Это некоторая мена и торговля, приносящая прибыток гораздо больше расхода и значительную выгоду. Расход состоит в деньгах, а прибыток не в деньгах только, но и в отпущении грехов, в дерзновении пред Богом, в Царстве Небесном и в наслаждении благами, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9). «Нет греха, которого бы не могла истребить милостыня; все грехи ниже ее; она есть врачевство, пригодное ко всякой ране. Что хуже мытаря! Он способен на всякое нечестие, но и это нечестие Закхей очистил милостынею». «Не так врач, простирая руку и прилагая железо, очищает гнилые раны, как нищий, протягивая руку и получая милостыню, изглаждает греховные струпы язв; и что особенно удивительно, он без боли и страдания совершает свое превосходное врачевание».
Благотворя бедным, помни, что ты одной с ними природы. Указывая на одинаковость природы в нас и в бедных и этим взаимным сродством нашим побуждая нас к милосердию, святитель Григорий Богослов говорит: «они одинаковое с нами получили естество; из того же составлены брения, из какого и мы; или лучше — если должно упомянуть о важнейшем — они также, как и мы, одарены образом Божиим и хранят его, может быть, лучше нас; хотя и истлели телом, — в единого облечены Христа, по внутреннему человеку; одинаковый с нами приняли в сохранение залог Духа, участвуют в одних с нами законах, глаголах Божиих, заветах, собраниях, таинствах, надеждах; за них равно умер Христос, взявший на Себя грех всего мира; они суть наследники небесной жизни, хотя весьма много отчуждены от земной; они спогребаются Христу и совосстают с Ним; страдают с Ним, дабы с Ним и прославиться. Итак не презри брата твоего».
Имея такие великие побуждения к милосердию, не обленимся, братия, благотворить бедным по мере наших сил.