Русская линия
Наша газета (Латвия) Елена Гедюне24.11.2005 

Голос архангела звучит над Даугавпилсом два раза в сутки.

И когда солнечные лучи поутру поднимают людей с постелей, и когда вечерние сумерки напоминают о приближении ночи, колокольный звон заливает своим величественным звучанием улицы и окрестности нашего города.

И тогда радуется душа человеческая. Душа, что любит и страдает, ищет свой путь в жизни, ищет Бога. А в колокола для того и бьют, чтобы «яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к словословию имени Святого…». И так многие века. Корреспондент «Нашей Газеты» решил узнать поподробнее об этой неотъемлемой от православной церкви традиции. Кто встает с петухами и бьет в колокола Борисо-Глебского собора Даугавпилса? И сложна ли наука помогать «голосу архангела» говорить с нами, даугавпилчанами?

Самая гармоничная музыка…

Церковный колокольный звон — это очень древняя православная традиция. «За 12 лет моего пребывания в чине настоятеля Борисо-Глебского собора два человека приходили с протестом: мол, звоните по утрам — спать мешаете! Это меня удивило. Я живу рядом с храмом, и когда сам не служу службу, то не просыпаюсь. Ведь колокольный звон является настолько удивительной музыкой, что, в отличие от сигналов автомобилей, сирен Скорой помощи или заводских гудков, совершенно гармонично сливается со звуками природы: с плеском моря, с шелестом листвы», — начал свой рассказ отец Георгий. Сам же колокольный звон символизирует архангельский голос, что однажды созовет всех людей мира на суд Божий. И, конечно, главное его назначение состоит в том, что таким образом созываются все верующие на богослужение. Входить в церковь на богослужение нужно до окончания колокольного звона, который длится обычно от 7 до 10 минут. И лучше не опаздывать. Считается, что во время звона в церковь невидимо входят Богородица и ангелы, и, согласитесь, после них входить в храм уже зазорно. Что же делать, если вы все же опоздали? Каяться, каяться и еще раз каяться.

Вы слышали благую весть?

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства. И русский православный народ полюбил церковный колокольный звон, соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Поэтому появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и назначение. Каждое утро и каждый вечер в храм нас созывают благовестом: мерными ударами в один большой колокол. Его название расшифровывается просто — им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения.

А вот медленный перезвон по одному разу в каждый колокол — с самого большого до самого малого колокола — звенит, когда выносят к народу плащаницу Христа, что символизирует «истощение» Господа нашего Иисуса, который сошел с неба и ради всеобщего спасения принял на себя человеческую плоть раба. А перебор от самых малых колоколов до самых больших звучит, когда усопшего после отпевания выносят из церкви, что символизирует преходящую жизнь человеческую. Вообще, бить в колокола — это настоящая наука, и в одной статье не перечислишь всех разновидностей колокольного звона. Но на вопрос о самом любимом звоне батюшка Георгий признался, что это, пожалуй, трезвон: «Он более радостный из всех, божественен». Недаром именно трезвон используют при венчании, когда молодые входят в храм и когда выходят.

Чем Бог наделил — тем его и славим

«Однажды в окрестностях Иерусалима я зашел в монастырь и услышал буквально неземной звук колоколов. Настоящий малиновый звон. Впечатление было такое, что колокола там хрустальные. А оказалось, что это электроника. А ведь электронная имитация колокольного звона в церкви вообще не приемлема. Бога надо славить только натуральными голосами: что Бог нам дал — тем и славим. Все, чем мы славим Бога, должно быть естественным. И электронная имитация колокольного звона, церковного пения — это настоящее преступление! Фонограммы мы не используем», — заверяет батюшка. Ведь церковный колокольный звон несет в себе особенный смысл — усиливать созданную Творцом звукосферу (звук дождя, рычание тигра, щебетание птиц и голоса людей). Это — спасительная альтернатива хаосу, созданием которого человеческое общество занимается последние несколько веков.

Благовест убивает микробы!

И корни этого утверждения гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Это гениальное изобретение человечества по-настоящему чудотворно. Известный советский академик Ф. Я. Шипунов — русский ученый-эколог, доктор биологических наук, специалист по квантовой механике — научно доказал необычайное благотворное действие колокольного звона на всякое живое существо. Он утверждает, что при каждом ударе колокол работает как генератор энергии в ультразвуковом диапазоне, не только оказывая на все живое благотворное действие, но и разрушая болезнетворную среду. Такие структуры, как вирус гриппа, вирус желтухи, тифозная палочка, и тому подобные в течение нескольких секунд гибнут в ультразвуковом диапазоне колокольного звона. Необъяснимо только одно: как же наши предки века назад знали, против какого конкретного «морового поветрия» — а по-нынешнему «эпидемии» — и в какого тембра колокол нужно «клепать» круглосуточно, пока зараза не уйдет?! Известно одно: на месте, где когда-то стояла церковь и раздавался церковный благовест, пусть даже сто или двести лет назад, до сих пор не живут микробы.

Есть язык, сковорода и юбка…

Ни для кого не секрет, что, к великому сожалению, в советские времена были уничтожены многие православные святыни: монастыри были превращены в скотные дворы, а в церквях располагались планетарии. Колокольный звон долгое время находился под запретом. В том числе и в Даугавпилсе. Сколько же радости было, когда все начало возрождаться. «Когда я присутствовал на открытии Христорождественского собора в Риге, то это было вообще удивительно. Тамошний колокол просто огромен. Стоишь под ним и думаешь, что если он сейчас на тебя упадет, то ты окажешься в однокомнатной квартире. Он был залит то ли бетоном, то ли цементом, и его освобождали всю ночь. А утром в него уже звонили, и все плакали. Удивительно бархатный голос у колокола. Когда в него звонишь — не закладывает уши. И гудит от одного удара чуть не три минуты…» — рассказывает отец Георгий, который сам является хорошим звонарем.

Конечно, литье колоколов — это особое искусство, где есть свои традиции, свои секреты. Очень хорошо отливают колокола на знаменитом московском заводе имени Лихачева, который славится могучими ЗИЛами. Кстати, именно на этом заводе были отлиты колокола для нашей часовни Александра Невского. Названия частей колокола просты: язык, кольцо, юбка, серьга, сковорода, уши, плечо и маточник. Но главное отличие русских колоколов от западноевропейских состоит в том, что сам колокол крепится неподвижно, а язык, то есть ударная часть колокола, подвешивается внутри колокола свободнокачающимся. Православный колокольный звон отличают духовность, благозвучие и умеренность, он превратился в особое искусство.

Посредник между небом и храмом

В нашем Борисо-Глебском соборе сейчас восемь колоколов: пять из них — ровесники самой церкви, а три недавно отреставрированы. Колокольня хорошо оснащена: недавно приезжал мастер из Елгавы — педали новые сделали, чтобы удобно было звонить руками и ногами. Звонарей в нашем храме несколько, и они постоянно совершенствуют свое мастерство: ведь звонарь — это посредник между храмом и небом. Что нужно, чтобы быть хорошим звонарем? Как оказалось, музыкальный слух не обязателен, а вот чувство ритма должно присутствовать. Тем, кто в детстве, в пионерах, играл на барабане гораздо легче. Необходима физическая сила и координация движений. Техника безопасности очень важна: ведь колоколов много и надо отбивать ритм то ногой, то рукой… Всякий раз, идя бить в колокола, звонарь должен получить благословение батюшки. Во время звона требуется читать 118-й или 50-й псалом, ведь колокольный звон требует от звонаря особого духовного настроя. И, говоря словами Романа Смирнова, одного из лучших наших звонарей, у каждого звонящего есть свой почерк.

Роману тридцать лет, семь из которых он регулярно поднимается на колокольню Борисо-Глебского собора. Обычно на колокольне применяются наушники, но Роман привык обходиться без них: «С ними не слышишь чистого звона колокола. А хочется слышать малейшие нюансы». В мирской жизни Роман работает на ЛРЗ, товарищи по цеху относятся к его работе звонаря с пониманием и про себя называют батюшкой. Семья звонаря тоже привязана к церкви: и жена, и дочь. А дочка, которой исполнилось уже одиннадцать, замечательно поет в церковном хоре. «Когда звоню утром, мне нравится наблюдать за народом, который идет по своим делам. Интересно, о чем они думают? Хотелось бы, конечно, чтобы люди, слушая колокольный звон, настраивали свою душу на мысли о Боге. Помнили о том, что они живут на Земле, но что есть еще и вечная жизнь. Помнили, что однажды архангел вострубит… Ведь колокола — это голос ангела».

http://www.nasha.lv/article.php?id=557 066&


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика