Страна.Ru | Филипп Стеркин, Ангелина Тимофеева | 24.11.2005 |
Проблемы без решения
Большинство независимых экспертов считают, что для России, как и для любой европейской державы, весьма актуальны проблемы демографии и привлечения трудовой миграции. Признают это и чиновники, констатирующие, что из-за несовершенства системы натурализации Москва несет прямые финансовые издержки. Согласно неоднократно озвученным представителями ФМС данным, ежегодно экономические потери России от незаконных мигрантов составляют около 8 млрд долларов, в том числе из-за того, что доходы нелегалов проходят мимо российской казны.Другая проблема, — демпинговые расценки на услуги гастарбайтеров, численность которых в России колеблется от 7 до 14 миллионов. В условиях нулевого налогообложения они являются заведомыми победителями в конкуренции за рабочие места с российскими безработными, численность которых, по данным Росстата, превышает 5 миллионов безработных. «Иммигранты нам нужны, — заявил, выступая недавно в эфире телеканала „Россия“, глава ФМС Константин Ромодановский. — Это объективная необходимость. И поэтому нужно использовать возможности иммиграции в интересах России. И люди должны это понимать».
При этом в области привлечения и легализации мигрантов у России есть колоссальные преимущества перед странами Старого Света. Гигантский ресурс трудовых переселенцев расположен вдоль границ нашей страны, а привлечение этих «рабочих рук» не обременено такой проблемой, как культурная ассимиляция переселенцев. Ведь речь идет о близких россиянам «до степени идентичности» людях, объединенных единым языком, культурой и традициями.
Тем не менее, несмотря на остроту этих проблем, уже более десяти лет Москве не удается разработать эффективные подходы к их решению. Невнятность позиции правительства иллюстрирует и судьба миграционного ведомства, которое постоянно меняет «крышу» то одного, то другого министерства. Созданная в 1992 году ФМС (на базе Главного управления по сельскохозяйственному переселению и организованному набору рабочих при Совете министров СССР) должна была помочь натурализоваться беженцам и вынужденным мигрантам главным образом из бывших союзных республик. И, несмотря на скудное финансирование, служба немало сделала для переселенцев. Но в конце 90-х ФМС оказалась подхвачена вихрем административной реформы — ее то ликвидировали, то реструктурировали, то присоединяли, пока, наконец, Служба не осела в МВД, которое сегодня является «куратором» этого самостоятельного ведомства. Не реже менялись и руководители ФМС, достаточно сказать, что с 2001 года ее дважды возглавлял один и тот же человек — Андрей Черненко.
Назначение же минувшим летом на эту «расстрельную» должность бывшего главы Департамента собственной безопасности МВД Константина Ромодановского в свое время вызвало массу слухов. Ведь его называли «государевым оком», человеком, специально командированным президентом из ФСБ в МВД. В связи с этим в СМИ стали высказываться предположения, что статус ФМС может быть повышен. А на одной из встреч с общественниками президент не исключил, что Миграционная служба вообще будет выведена из подчинения МВД и превратится в самостоятельную гражданскую структуру. «Изначально эта служба была гражданской, но полностью наладить ее работу и управление не удалось, и поэтому ее погрузили в МВД», — заметил президент.
А мы вас не ждали!
«Главное, о чем стоит задуматься — это интеграция иммигрантов в общество, — считает руководитель Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский. — Здесь основная задача — сохранить русский язык, культуру, а у нас в первую очередь думают о разрезе глаз и цвете волос. Конечно, самые желанные иммигранты для нас — это русские и русскоязычные, второй эшелон — граждане бывших советских республик, которые в большинстве своем знают русский язык и близки нам по историческому бэкграунду». Подобный подход, кстати говоря, близок опыту ФРГ, которая активно привлекала поволжских и казахстанских немцев, создав для них особый, льготный режим переселения в республику.Однако, адаптироваться в России сегодня сложнее всего именно этническим русским иммигрантам и русскоговорящим гражданам бывших советских республик. «Этих людей не защищают, но зато обирают в наших консульских учреждениях, — рассказала Стране.Ru председатель организации „Гражданское содействие“ Светлана Ганушкина. — Надо, чтобы наши консульские учреждения работали быстро, не заставляли людей стоять в бесконечных очередях, оперативно оформляли все справки, пересылали в Россию документы, характеризующие людей, которым нужно срочно переселиться. Люди ведь приезжают сюда и уже в России пытаются натурализоваться, потому что не в состоянии выстоять эти огромные очереди в консульства. А ведь в отличие от гастарбайтеров, которые в силу своей бедности готовы довольствоваться хотя бы нелегальным положением, эти люди не согласны жить подпольно. Они хотят легально переехать со своими семьями, со своим имуществом. Они не собираются жить на рынке в коробке, они Россию считают своей родиной. Да, мы не можем принять закон о репатриации русских по крови. У нас ведь многонациональная страна. Но мы можем смягчить, сделать вменяемым закон об иностранцах, включить в него преференции для тех, кто родился в России, чьи родители, дедушки и бабушки родились в России».
С другой стороны, русскоязычные переселенцы, которые едут в Россию, сталкиваются с тем, что им негде жить, негде работать, никому они не нужны. «Возможно, они бы все переехали давно, но если здесь нет родственников, нет квартиры — эти люди никому не нужны. В результате они приезжают, покрутятся и звонят нам. Но мы уже ничем им помочь не можем, поскольку они граждане России, а мы занимаемся конкретно только теми гражданами России, которые находятся за рубежом. Чаще всего просят помощи: нет документов, на работу не берут, как нам быть? Мы говорим: когда вас притесняли в Туркмении, мы работали через посольство, через МИД. А теперь вы в России, как все», — рассказали Стране.Ru в отделе Туркменистана МИД РФ.
Иными словами, отсутствует государственная программа поддержки мигрантов. Плановых переселений нет, как таковых. Нет государственной разнарядки о переселении этнических русских граждан. С некоторыми государствами у РФ, в том числе и со странами ближнего зарубежья, где проживает много этнических русских, заключены соглашения о добровольном переселении. В этих странах существуют представительства ФМС. Будущие переселенцы, которые едут в Россию добровольно (для вынужденных переселенцев, равно как и для беженцев, существует собственное законодательное регулирование — Страна.Ru), получают там специальные сертификаты, которые делают возможным их переезд. Единственной льготой, которая предоставляется по этому соглашению, является беспошлинное перемещение личных вещей и имущества. К примеру, речь может идти об одном автомобиле или о деньгах, вырученных за продажу дома — при условии, если власти страны, откуда вы уезжаете, позволяют вам его продать. В некоторых республиках бывшего СССР это не так-то просто.
Остальное — на свой страх и риск. Работа ФМС заканчивается на оформлении документов. Миграционная служба не занимается даже переездом будущих полноправных граждан РФ. Государство не несет ответственности за то, где будут жить добровольные переселенцы, где работать. Возникают и сложности юридического порядка: на местах не всегда воспринимают разрешение на переселение как документ, который сигнализирует о законном пересечении границы. «При пересечении границы человеку ставят штамп в паспорт. Но у нас существует межгосударственное соглашение о переселении, согласно которому виза не проставляется. Но где-нибудь в глубинке какой-нибудь участковый может спросить при проверке паспортного режима: а где у вас штамп в паспорте? Где у вас виза въездная?», — рассказали Стране.Ru в отделе международных связей управления правового обеспечения ФМС.
Вот и звонят люди в МИД, в ФМС, в МВД: а вот мы переселились, а какие нам положены льготы? Не удосужившись узнать о своем незавидном положении заранее, они переселяются в РФ с массой обычных российских проблем: поиск жилья, работы и т. д. Получается, что те люди, которые имели возможность переехать и получить поддержку от родственников или у которых достаточно собственных материальных средств, — они уже давно переселились. За рубежом остались соотечественники, статус которых не очень ясно определен в нынешнем законодательстве, и это имеет свои причины: оно было составлено наспех, в начале 1990-х годов, когда народ валом валил в РФ после распада СССР, и миграционные ведомства были буквально перегружены работой. Получается, что сейчас у этих оставшихся, брошенных русских и стимула нет добровольно переселяться в РФ, кроме, конечно, сомнительной льготы от беспошлинного провоза личного имущества.
Драконовский закон
Весьма «оригинальный» подход к решению миграционных проблем существует в законодательной области. Сначала несколько миллионов людей, считавшихся формально гражданами России и проживающих в нашей стране, были фактически лишены гражданства после того, как 1 июля 2002 года в силу вступил новый закон «О гражданстве». Напомним, что по старому закону все проживавшие в России в 1992 году на день вступления нового закона в силу признавались ее гражданами, если только они не изъявят обратного желания. Новый закон признал их всех «негражданами», воздвигнув между ними и натурализацией настоящую Великую китайскую стену из многочисленных условий приема в гражданство.«С колоссальным трудом нам удавалось отстаивать права этих людей, — рассказала Стране.Ru председатель организации „Гражданское содействие“ Светлана Ганушкина. — Мы получали судебные решения о том, что люди проживали в России на момент 6 февраля 1992 года, после чего шли в милицию с заявлениями о натурализации, где добивались окончательной победы. И то это стало возможным во многом благодаря вмешательству зампредседателя Верховного суда Виктора Жуйкова. А так было практически невозможно убедить чиновников, что если человек в силу закона автоматически признается гражданином России, но не оформил гражданство, то никаким новым законом его нельзя лишить гражданства».
Полтора года вокруг этой проблемы кипело настоящее Бородинское сражение, однако работа над поправками началась лишь после того, как отмашку изменению закона дал президент, раскритиковав этот акт в своем послании к Федеральному Собранию. И после того, как проект поправок поступил в парламент, центристы, еще недавно топившие любую либерализацию, осенью 2004 года поспешно за них проголосовали.
Действующий сегодня закон создает для ряда категорий упрощенный порядок натурализации, в том числе для иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрированных по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 года. А бывшие граждане СССР, зарегистрированные по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 года, будут натурализоваться без соблюдения «ценза оседлости», требований об источнике средств к существованию и владении русским языком, а также без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем намерении приобрести гражданство РФ. «Гражданство смогли получить хотя бы те, кто имели постоянную прописку в России, получили образование в нашей стране, имеют родителей или совершеннолетних детей — граждан России, — рассказала Светлана Ганушкина. — Сейчас предлагается продлить этот период еще на 2 года».
Были предприняты и другие шаги для решения ряда проблем. Так, в этом году была введена миграционная карта нового образца для иностранцев, продлен срок пребывания (до 90 суток) без регистрации для украинских граждан. С другой стороны, была значительно ужесточена ответственность за нарушение режима регистрации — выросли административные штрафы за использование «черной» рабочей силы (до 3000 МРОТ), а УК прирос ст. 322.1, по которой за организацию незаконной миграции можно сесть на 5 лет. Иными словами, государство пытается всячески принудить компании регистрировать гастарбайтеров.
Впрочем, эксперты считают такие шаги полумерами. «Главным препятствием для легализации мигрантов из бывших союзных республик остается закон „О правовом положении иностранных граждан в РФ“, — пояснила Светлана Ганушкина. — Вот конкретный пример — москвич, гражданин России с шестью детьми женат на украинке. Она не могла получить разрешение на временное проживание, потому что ей нужно было подтвердить, что у нее есть средства в размере прожиточного минимума на три года. Нам удалось помочь им, но могу сказать, что фактически сотрудники миграционного ведомства пошли на нарушение собственного закона».
Правозащитники рассчитывают, что в будущем политика государства будет смягчаться.
В пользу готовности власти пойти навстречу мигрантам говорит и выступление Ромодановского в эфире телеканала «Россия». «Мы надеемся, что в следующем году сумеем легализовать или определить правовой статус порядка миллиона человек, — отметил он. — Тогда люди у нас не будут прятаться по каким-то подземельям, а будут спокойно работать, будут каким-то образом интегрированы в трудовую деятельность». Глава ФМС отметил, что все усилия службы «направлены на то, чтобы каждый иммигрант, прибывающий на территорию России, получил свой правовой статус».
http://www.strana.ru/text/stories/01/10/24/1852/265 875.html