Труд-7 | Валерий Коновалов | 24.11.2005 |
КОГДА БУДЕТ СТРАШНЫЙ СУД?
О грядущем пришествии Спасителя в Священном Писании говорит не только апостол и евангелист Иоанн Богослов в своей книге Откровения, но и Сам Господь в так называемом «малом апокалипсисе» (13 глава Евангелия от Марка).Этот последний текст не оставляет никаких сомнений относительно исторических сроков наступления конца мира: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». А потому и главная заповедь в связи с пророчеством о Конце такова: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время».
…Народ церковный поймет, что на разговоры о Последних временах он должен реагировать не вопросом: «Когда наступят?», а вопросом: «Что сделать, чтобы не постыдиться на Суде?» И тогда мысль о Конце света породит не страх, а призыв к молитвенной активности и христианскому творчеству.
КАК ПРОЙТИ В «ЦАРСТВО НЕ ОТ МИРА СЕГО»
Эсхатологическое видение Церкви заключается в том, что, пребывая в мире и выполняя свое призвание освящения и свидетельства, Церковь и каждый отдельный христианин должны духовно пребывать в состоянии «не от мира сего». Как социальный институт Церковь существует для того, чтобы служить восхождению от дольнего к горнему. Церковь не имеет в этом мире «земных» интересов. Ее миссия заключается в том, чтобы являть, делать присутствующим в «этом мире» Царство, которое «не от мира сего».ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПОСЛЕ КОНЦА СВЕТА
Мы ожидаем, что в конце концов спасется любое самое малое проявление любви Божией, начиная с красоты незначительного полевого цветка до головокружительной гармонии движения галактик, от удивительной красоты поступи леопарда до света в глазах ребенка или того же света, который становится улыбкой на устах матери.ГДЕ БЫЛ АДАМ?
Иной порядок времени отчетливо проступает в жизни Адама, а также пророка Илии.У Адама не было детства. У Илии не было старости. Пра? отец не вкусил прошлого, пророк не пережил будущего. Адам не имел родителей, а Илии нет с нами, хотя он не умирал. Прошлое Адама не имеет протяженности; его не было, и вдруг — он уже взрослый. Илия же, наоборот, жил и, не слабея, не болея, внезапно исчез. Мы находим ясную аналогию в физике. Частица рождается и исчезает вся целиком, ни в коем случае не по частям, не постепенно, а скачкообразно. Другими словами, в квантовых наблюдениях любой объект переходит из одного состояния в другое дискретно. Волновая функция разрушается и возникает новая целиком вся и сразу, и ее вид нельзя предсказать с полной достоверностью. Биологический процесс перехода в случае Илии выпадает, давая место временному разрыву, который проявился в виде мгновенного выхода из бытия в не-бытие, а также из временного состояния в вечное, в иное время, характеризующее иноприродный мир. Судьба Адама и Илии таинственно свидетельствуют о происхождении и конце мира, когда будущее и прошлое оказываются свернутыми.
КАКИМИ БУДУТ ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
Последние события будут временем предельного политического напряжения, которое будет предопределено напряжением духовным, противостоянием остатка верных — той системе, которую установит «сын погибели», антихрист. И лишь с действительным концом времени, с торжеством Христа закончится эта политическая борьба.ЧЕМ НЕУДОБНА ЭСХАТОЛОГИЯ
Подлинно церковным богословам, тем более в России, не следовало бы страшиться гнева тех влиятельных сил в современном мире, которые хотели бы добиться полного забвения церковной эсхатологии и скрытия его «неудобного» политического содержания. Богословие Церкви должно иметь мужество свидетельствовать и о грядущем торжестве христианских начал в истории, и об обострении антихристовой ненависти, и о всеобщем отступлении от Христа, и о действии «тайны беззакония», и об Антихристе и установленной им «тирании», и о сопротивлении верных этой тирании, и торжестве над этой тиранией истинного царя мира — Господа Иисуса Христа.НЕ КОНЕЦ, А ВЕНЕЦ ИСТОРИИ
Христианская эсхатологическая перспектива полностью противоположна идее «Конца Истории» как торжества бессмысленного времени. Она основана на идее Конца Времен, прекращения именно течения лет и веков, при сохранении Истории и ее торжестве через установление ее конечного смысла.Прекращение времени, «конец веков», не упраздняет Историю. Напротив, именно тогда, когда «времени больше не будет», История торжествует в своей завершенности.
КОМУ СТРАШЕН СТРАШНЫЙ СУД?
Грядущее пришествие есть пришествие в «мир сей». И оно страшно для мира, потому что означает Суд над ним. Потому оно страшно и для нас — в той мере, в какой мы сами несем в себе «этот мир», живем по его стихиям и законам. И в то же время издревле христиане, исполненные веры и упования, с радостью ожидали второго пришествия своего Господа и Спасителя, чая «жизни будущего века».Как нам следует относиться к так называемым эсхатологическим ожиданиям, которые время от времени усиливаются в народе? Как таковые они являются просто проявлением христианской веры, в том числе веры в то, что Господь грядет со славою и потому непременно наступит конец мира…
К сожалению, есть и такие христиане, для которых более важным, чем духовное бодрствование, является поиск знамений Конца истории, якобы уже приближающегося на их глазах.
Правильное духовное устроение — это радость о Воскресшем Господе и о дарах Его благодати, подаваемых в Церкви Христовой, которую никогда не одолеют врата ада. Говоря светским языком, можно сказать, что христианская эсхатология оптимистична.
ПЕТР ОСТАНЕТСЯ ПЕТРОМ
Среди эсхатологических тайн, к которым с упованием на грядущее избавление от смерти и вечных мучений не раз обращалась христианская надежда, находится и грядущее воскресение тел праведников и грешников. Каков будет образ этого воскресения? Насколько изменятся тела спасаемых? Каковы будут их природа и их физические способности? Какими духовными свойствами они станут обладать?Ответы на эти вопросы пытаются дать многие из древних Святых Отцов.
Они настаивают: человек воскреснет в той же самой сущности (пусть и сущности, обладающей некими преображенными свойствами), которая составляет нашу нынешнюю телесность. «…В воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, „волос не погибнет“, и все соделается световидным, все погрузится и преложится в огонь и свет, но не разрешится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Ибо Петр остается Петром, и Павел — Павлом, и Филипп — Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем существе».
ПЛОХИЕ НОВОСТИ
Эсхатологический характер телевизионных новостей усиливается их ежечасным повторением. Мы не каждый день читаем Священное Писание, не каждую неделю слышим хорошую проповедь, но каждый час мы имеем возможность увидеть самые плохие новости дня. Как результат окружающий мир выглядит более страшным и опасным, чем он есть на самом деле. Из новостей исчезает красота мира. Красота, которая призывает нас познать Творца.ГРЕХ ДЛЯ НИХ ПРОГРЕСС
Еще в IV веке один очень умный и проницательный человек, Святой Антоний Великий, предрек, что наступят времена, когда люди будут безумствовать и, если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: «Ты безумствуешь», — потому что он не будет на них похож. Согласимся, что это во многом сказано о нашем зазеркальном мире, в котором все перевернуто и поставлено с ног на голову.О чем и говорит старец Паисий: «Но хуже всего то, что нынешние люди, повально увлекаясь грехом и видя, что кто-то не следует духу времени, не грешит, имеет капельку благоговения, — называют его отсталым, ретроградом. Таких людей задевает, что кто-то не грешит. Грех они считают прогрессом. А это хуже всего. Если бы современные, живущие в грехе люди по крайней мере это признавали, то Бог помиловал бы их. Но они оправдывают то, чему нет оправдания, и поют греху дифирамбы. А считать грех прогрессом и говорить, что нравственность отжила свой век, — это, кроме всего прочего, самая страшная хула на Святого Духа».
СВОБОДА СПАСАТЬСЯ
Кратко и точно христианский подход к проблеме свободы выразил Федор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы»: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Данная фраза великого русского писателя затрагивает самую суть традиционного восточно-христианского взгляда на эту проблему.Категория свободы, как она понималась в святоотеческой традиции, демаркирует то условное пространство, которое находится в компетенции человека, куда без позволения человека не может проникнуть ни одна посторонняя сила — ни добрая, ни злая. Лишь от человека зависит, кому он позволит пройти в эту зону его свободы, кому он позволит действовать, а выражаясь точнее, со-действовать: Богу или диаволу.
…Выбор человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал.
Приведены цитаты из докладов и выступлений на конференции — Патриарха Московского и всея Руси Алексия, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Архиепископа Львовского и Галицкого Августина, протоиерея Максима Козлова, профессора Христоса Яннараса из Афинского университета, диакона Сергия Соколова, С. Чапнина, П. Малкова из ПСТГУ, Е.С. Холмогорова, профессора СПбГУ С.Л.Фирсова.