Русская линия
Газета.GZT.Ru Надежда Кеворкова22.11.2005 

Бог — так!
Специальный корреспондент «Газеты» побывала на Украине накануне празднования годовщины «оранжевой революции»

При всех сегодняшних разочарованиях в революции украинцы — народ, укорененный в традиции и крепкий в вере. Год назад политики всех цветов пытались использовать авторитет Церкви. Через год оказалось, что политики уходят и лгут, а гарантом украинской стабильности по-прежнему является вера и Церковь, несмотря на ее раскол на Украине и отсутствие видимого единства.

Воскресенье — день святой. На западной Украине по воскресеньям работают только таксисты, официанты и продавцы семечек. С утра идут к обедне — православные, греко-католики, просто католики и члены старейших в мире православных братств. Каждый идет в свою церкву, потому что его вера выстрадана гонениями и кровью.

Если кто-то усомнился в мощи православия — езжайте в Галичину. Здесь последние 400 лет из поколения в поколение люди верны своему виду православия не потому, что за ним сила или большинство, а потому — что за ним истина.

Православные братства выжили здесь без Константинополя, Москвы и Киева. Православные люди, пройдя религиозные войны, гонения, изгнание и слезы возвращения на пепелища, помнят, как сменялись власти, но самым главным авторитетом был и остается тот храм, в который ходит твоя семья.

Юбилейные цифры

По данным Украинского центра экономических и политических достижений имени Разумкова, к середине ноября 37,5% населения страны уверены, что власть не воплощает в жизнь обещания, а 20,6% - что ее действия противоречат лозунгам майдана. В январе рост ВВП равнялся 6,5%, к ноябрю — 2,8%. Пока лидером предвыборной борьбы эксперты называют партию Януковича, а партии Ющенко прочат новый раскол. Около 12 млн. человек (всего жителей 48 млн.) находятся за границей «в батрачестве»

Живы греко-католики — православные, признавшие Папу, но не покорившиеся ни Польше, ни Риму, ни Москве. При поляках их презирали, при царе гнали, при Сталине расстреливали. С развалом СССР религиозная война запылала вновь: десять лет греко-католики гнали православных.

Год назад западенцы так же неистово подделывали бюллетени, как и донецкие, кляли москалей и «не понимали по-русски». Сегодня во Львове меня радостно спрашивают: «Пани с востока? А, из Москвы? Ласкаво просимо!».

Фонтан Богоматери

Есть такое волшебное место во Львове посередине между «Гранд-отелем» и отелем «Жорж» — фонтан Богоматери. На самом оживленном перекрестке города — зона тишины. Приходят молодые, старые, парочки и одиночки — помолиться. Лежат цветы, горит лампада, люди преклоняют колени и надолго застывают. А вокруг гуляет весь город. Мужики в шляпах стоят в круге и обсуждают политику. Здесь все мужчины носят шляпы — даже нищие.

Девчонки пританцовывают и обсуждают что-то неуловимо девчоночье. Красивые девчонки, одетые с галицийским шармом. Дамы в шляпках и беретиках сидят в кафе. Семьи прогуливаются в сумерках по абсолютно темным улицам — любуются на луну.

Уехать, сменить имя и забыть язык

«Только не надо про политику», — восклицает красивая дама, приехавшая в Киев за визой из Ужгорода. А мы с ней и ее мужем два часа обсуждаем эту самую политику. «За год ничего не стало лучше, скандал за скандалом, — говорит ее муж. — Хотя скандал — это ведь форма свободы и морального давления на чиновника».

Их дети живут в Германии и возвращаться не собираются. «Они уже выбрали фамилию», — радостно говорит дама. Оказывается, украинцы могут поменять свою фамилию, когда подходит срок натурализации. Им предоставляется список — только выбирай. «Мой внук говорит по-немецки лучше, чем по-украински и тем более по-русски, он чувствует себя немцем», — мои собеседники уже и не ждут, что украинцы начнут возвращаться. «За 200 долларов люди не хотят работать, за 400 еще согласны, русские здесь выигрывают тендеры, но строят украинцы — за копейки. Конечно, они предпочтут жизнь в Европе. На Восток мы уже не ездим — зачем? Мы теперь ездим в Европу».

Эта пара считает себя счастливчиками — их жизнь более или менее устроена. Но не благодаря революции — скорее вопреки.

Наш четвертый собеседник, отстаивающий идею укрепляющейся стабильности, выходит позвонить. «Вы знаете, кто этот мужчина? Он из администрации президента», — говорят мне мои собеседники. А когда тот возвращается, подчеркнуто переходят на украинский.

Мертвые стены Софии

В самом главном храме Киевской Руси — Святой Софии — служб нет. Есть музей с тусклыми лампами и раскрытыми пустыми могилами. Стоят каменные гробы — кто в них лежал — Бог весть. Стоит и саркофаг Ярослава Мудрого.

Антрополог Герасимов в 30-е годы потревожил его кости — по черепу воссоздавал облик князя. А вот вернули ли голову назад, в музее не знают.

У входа в собор недавняя могила самозваного патриарха Украинского, десять лет назад умершего.

«Расколота Церковь, расколота и страна, — поохали вместе со мной женщины над могилой неведомого патриарха. — Было и по два митрополита на Украине, но вот на улице их не закапывали».

«Когда наши древние князья женились, им император из Константинополя верблюдов присылал, а теперь к выборам — только консультантов с оранжевыми флажками», — культурные экскурсанты ворчат, взбираясь на галерею собора.

Церкви Украины

Церковь Украины с начала 90-х годов расколота. Все оценки по числу верующих сильно разнятся. К Украинской Православной Церкви Московского Патриархата относят себя около 15 миллионов человек. УПЦ имеет 10 500 приходов и 181 монастырь. Киевский Патриархат 15 лет назад организовал отлученный от Церкви бывший митрополит Киевский Филарет. У него около 3000 приходов. Оценки паствы разнятся от 1 до 3 миллионов. Количество приходов Украинской автокефальной православной Церкови разнится от 500 до 1100. Греко-католическая православная Церковь окормляет 6 миллионов украинцев в мире, из них 4 миллиона — на Украине. Имеет 3300 приходов и 92 монастыря. Римско-католическая Церковь имеет около 1000 приходов и около 1 миллиона паствы

Президент Ющенко, чтобы никого не обидеть, сюда, в музей, приходил благословляться перед своей первой президентской поездкой в Москву.

Лавра

Первый монастырь той страны, которая называлась Киевской Русью, — Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Не знаю слов, чтобы описать главное отличие православия киевского от московского — оно разлито в воздухе и наполняет легкие. Раньше это называли духом свободы. Теперь это слово не значит ничего.

В Киеве Руси нет. Есть Украина. Россия забрала слово Русь себе, но все, что его наполняло, осталось здесь: храбрость Олега, слава Святослава, коварство Святополка, недальновидность Игоря, ум Ольги, погибель Бориса и Глеба, мудрость Ярослава, само Крещение Руси, наконец. Золотой век нашей истории зарыт в эту землю и витает в этом воздухе.

Что Москва Киеву? С самого начала отношения не заладились. Основатель Москвы Юрий Долгорукий разорил Киев. А его сын Андрей Боголюбский увез отсюда главную святыню — Владимирскую икону.

Русские ведь тоже не знают, что делать с Киевской Русью. Не может же история одной страны по-серьезному начинаться в другой?

В ближних пещерах лежит гроб Нестора-летописца. Девять веков назад он завершил первую русскую историю, рассказав откуда «пошла земля русская». Гроб завален цветами — к нему непрерывной чередой идут молиться украинские православные люди со свечами в руках.

В лавре преобладают современного вида горожане, а не какие-то специальные богомольцы. Прислушиваюсь, как люди рассказывают своим детям про Антония и Феодосия Печерских. Первая мысль — как они хорошо знают нашу историю! Мысль следом — история-то их, а наша — во вторую очередь.

Кацапы и хохлы

Люди любят рассказывать приезжим, какая теперь у них свобода СМИ. Но в чем эта свобода — точно не знают. «Вот вас обижает слово „москали“?» — спрашивает меня журналистка в Киеве. Пожалуй, что нет. Но украинцев слово «хохлы» обижает точно…

Свобода СМИ в том, что теперь по ТВ можно обсуждать, как неправильно мы относимся к ним и каково украинцу жить в России. Оказывается, оскорбительно по большей части. «Что русские знают о нас? Мы для них люди второго сорта, мало ты получаешь или много. Наши люди бесправны в России. Украина для Москвы — смесь бандуры, сала, горилки и вареников. Им кажется смешным нарядить негра в украинскую одежду и выставить зазывалой перед украинским рестораном, — считает актриса и ведущая Руслана Писанка, отработавшая два года по контракту на НТВ. — Лев Новожженов работал со мной в паре, у него мама из Полтавы, но я для него — хохлушка. Даже те, кто сам с Украины, смотрят на нас с высокомерием — вот, как мы поднялись в России, а вы там все сидите в своей нищете».

Писанка считает, что имперский дух в России неистребим. Он не меняется, как бы ни называлась страна-сосед, Россия смотрит на свои бывшие окраины с презрением. «Русские высокомерно относятся и к нам, и к нашей мечте о независимости, и к нашим чувствам, переживаниям», — говорит она.

«Что в России говорят об украинском национализме, как вообще нас представляют? — возмущается преуспевающий парень, имеющий деловые контакты в России, с которым я решила продолжить тему. — Как будто мы не все славяне, как будто мы убогие младшие братья, вечно с протянутой рукой. В России не говорят о голодоморе — у вас этой темы просто не существует, а тогда 3 миллиона украинцев померло с голоду. Вы же даже признать это не хотите. Юмор такой, что хочется в драку лезть. Русские были и остаются шовинистами и империалистами. Шутки про хохляндию и сало в шоколаде вам самим не надоели? Скоро выборы — ваши опять приедут в Киев, срубят „бабок“ и будут рассказывать, какие украинцы жадные…»

Что пишут на стенах

Год назад все стены на Украине были исписаны словами «Пора!» и «Так!». Мне рассказали, где во Львове в одном единственном месте написано «Украина для украинцев». Жить тяжело, но и в Европе, и в России украинцы — батраки. Поэтому теперь повсюду пишут «Бог — так!». И в этом больше надежды, чем в оранжевом цвете знамен.

http://www.gzt.ru/society/2005/11/21/214 308.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика