Гудок | Андрей Петров | 22.11.2005 |
Это единственная из российских императриц, чьи останки до сих пор покоятся за пределами России.
По словам министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова, который возглавляет межведомственную рабочую группу по организации церемонии, планируется снять фильм о Марии Федоровне и провести в России и Дании ряд культурных мероприятий (в том числе выставки), посвященных давним культурным и историческим связям двух стран.
Жизнь и дела ее долго и усердно замалчивались, а между тем Мария Федоровна, какою она стала известна на Руси, не просто возглавляла организации Ведомства учреждений императрицы Марии и Российского общества Красного Креста, но и активно участвовала в их работе и оставила заметный след в истории нашего Отечества.
Дочь датского короля принцессу Дагмар прочили в невестки русскому царю. Но… Рухнул с лошади и оказался неисцелимо травмированным ее суженый — цесаревич Николай, старший сын Александра II, он умер в Ницце. Принцесса по сложным династическим принципам стала невестой младшего брата жениха — будущего Александра III. Он обручился с ней, и 1 сентября 1866 года принцесса на датском судне «Шлезвиг» в сопровождении русской царской яхты «Штандарт» покинула Данию.
«Вот жил бы я, как царь…» — мечтается иным обывателям. А разве монархи так уж все и сплошь беззаботны? Пожухли в диссертациях красной профессуры утверждения о паразитизме особ царской крови — оказалось, в трудах и заботах проводили многие из них дни своей жизни. Вот вкратце выписка из «трудовой книжки» императрицы Марии. В 1882 году ею созданы женские училища для малообразованных и необеспеченных девушек-горожанок. Она попечительствовала над женским патриотическим обществом, обществом спасения на водах, обществом покровительства животным.
Казанский университет в 1902 году избирает ее своим почетным членом. Она была шефом армейских полков, но и в гвардии ее почитали — кавалергарды и кирасиры находились под ее покровительством и видели в этом счастье.
И в то же время ее преследовала бездна потрясений.
17 октября 1888 года между станциями Борки и Тарановка Курско-Харьковско-Азовской железной дороги случилось крушение императорского поезда. Телеграф сообщил о множестве человеческих жертв. Главный руководитель следствия Анатолий Кони зафиксировал удручающее зрелище: оба паровоза глубоко зарылись в насыпь, а далее «остатки вагонов, исковерканные железные фермы, вырванные двери, куски дерева и щепы самых разнообразных размеров с клочками материи и осколками зеркальных стекол, битая посуда и кухонные принадлежности, мебель, разбитые шпалы, согнутые рельсы и масса железных и медных предметов — все это возвышалось грудами…» Девятнадцать трупов, четырнадцать изувеченных — скорбный итог катастрофы. В то же время, например, «детский» вагон хотя и чересчур резко наклонился, оказался счастливым для Великой княжны Ольги Александровны: она осталась невредимой.
Царская семья почти в полном составе находилась в момент крушения в вагоне-столовой. От жуткого удара вагон соскочил с тележек, пол его оказался на земле, стены разрушились, вмиг убив камер-лакеев, которые в своих перчатках стояли в концах вагона; крыша стала оседать, грозя угробить всех оставшихся в вагоне. И вот — о чудо! — пока один край крыши опустился, другой оказался на груде тех самых тележек, которые и задержали его… И это спасло царя и его близких. При этом Александр III с удивительным хладнокровием на своих могучих плечах еще и поддерживал ту смертоубийственную крышу, а потом тотчас же принял участие в спасении тех, кого еще можно было уберечь от гибели.
Императрица Мария, это уже деталь, через неделю хватилась фамильного креста с гранатами, обыкновенно висевшего у нее на шее на тонкой золотой цепочке. Позже два крестьянина принесли крест — они нашли его в обломках вагонов…
Та железнодорожная катастрофа стала началом гибели царя — смертельная болезнь с того дня неумолимо подтачивала его, казалось бы, несокрушимое здоровье. Нелепый рок, безглазая судьба, и кто-то незримый огромным пером заполнял ее могильные скрижали — в них место есть всему: героике и пафосу. И боли, и идеалам, и вере в Бога.
20 октября 1894 года в Ливадии на руках у Марии Федоровны умер муж. Беда в одиночку не приходит, ей безразлично, кого уязвить вплоть до смерти, — цезаря или плебея. Вслед за императором в 1899 году ушел из жизни больной туберкулезом цесаревич Георгий. Ему было двадцать восемь лет. Непосредственной причиной смерти явилось падение с мотоцикла. Не сложились отношения с Алисой — «Гессенской мухой», женой царственного отпрыска, что вносило нотки истерики в общение с сыном. Крайне тяжело переживала она то, что бразды правления громадной державой были в трясущихся и неуверенных руках и ее сын безвольно содействовал падению в пропасть блистательной державы.
С первых дней воцарения Николая между двумя царицами взъярилось острое соперничество — чья скрипка первая, чье влияние определяющее. По свидетельству фрейлины Васильчиковой, Мария Федоровна «обладала как раз теми качествами, которых недоставало ее невестке. Светская, приветливая, любезная, чрезвычайно общительная, она знала все и вся, ее постоянно видели, и она олицетворяла в совершенной степени ту обаятельность, то собирательное понятие „симпатичности“, которое так трудно поддается анализу и которому научиться невозможно».
Гневная — не случайно так называли ее при дворе: многие перемены, прежде всего влияние молодой царицы, раздражали ее.
Конечно, Мария Федоровна сама по себе значила немало, но многие несчастья накатывались уже помимо ее воли. После отречения сына от престола, простившись с ним, как оказалось, навсегда, императрица Мария удалилась в Крым. Туда стекались жуткие вести — о смерти сына Михаила, всей семьи Николая и других Романовых…
11 апреля 1919 года 72-летняя Мария Федоровна с дочерьми Ксенией и Ольгой покинула Россию на борту крейсера «Марлборо», присланного ее родной сестрой — английской королевой Александрой. Тяжело встретившая весть об убийстве царской семьи, она долго верила, что Николай и его близкие чудесным способом вызволены из черной беды. Она запретила служить панихиды. И хотя помогала деньгами следователю Николаю Соколову, когда тот вел свои детективные поиски в Сибири, как только ей стало известно, что в живых не осталось никого, она отказалась принять как самого Соколова, так и собранные им досье и «коробку с находками».
Царица умерла в 1928 году и погребена в роскилльском соборе святого Йоргена — усыпальнице датских королей.
Церемонию перемещения останков намечено провести в сентябре будущего года.
Но! Любое священнодействие не должно являться лишь только актом формального спектакля. Как часто злимся мы на тех убогих дикторов ТВ, которые на всех параллелях телеканализации с астматическим придыханием, будто и впрямь несут благую весть, рептильно повторяя друг за дружкой уж всем известное сообщение, торопятся огласить очередную банальность! Так было и в пору спектакля с перезахоронением останков августейшей семьи — что проходило без благословения Патриарха и в прямом противодействии с волеизъявлением Синода. Но не в этом суть. Суть в опошлении действа. Вспомним, как Горький возмущался, что тело умершего в германском Баденвейлере Чехова перевезли в Москву в… вагоне «для перевозки свежих устриц». Читатель с ходу тоже возмущается, однако, если трезво рассуждать, транспортировка трупа как раз и должна производиться именно в рефрижераторном вагоне, а то, что надпись не закамуфлировали, так это уж на совести организаторов похорон. Но вот когда все те же придыхающие телеастматики второпях преподносили подробности захоронения царской семьи, мелькнула видеокартинка: убогий дощатый ящичек, словно для посылок, и на нем черным, пакостным, хамским почерком намалевано: «Николай II. Верх»!!! Уж большей пошлости я сроду не видал.
«…Вчера на пристани, проходя мимо меня, она остановилась и протянула мне руку. У меня навернулись слезы. Бедное дитя! Всевышний, будь милостив и милосерден к ней! Говорят, в Петербурге блестящий двор и прекрасная царская семья, но ведь она едет в чужую страну, где другой народ и религия и с ней не будет никого, кто окружал ее раньше». Так писал сказочник Андерсен о проводах принцессы Дагмар в Россию. Но сказочник еще и создал притчу о голом короле. Не позабудем сие при организации перезахоронения и — главное! — продюсировании готовящегося фильма. Как бы не случилась очередная развесистая клюква в стиле a la russe наподобие «обожаемого» всеми «цырульника», обошедшегося народу русскому в 45 (сорок пять) миллионов баксов, где водка и селедка превращают эпопею в заурядный клип, кои несметно лабают наши «звездные мальчики», которым невдомек хоть раз задуматься, чем жили истинные аристократы.