Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Григорий Дьяченко22.11.2005 

22 ноября — память преподобного Онисифора Печерского, в Ближних пещерах

Был в Печерском монастыре муж, украшенный добродетелями, именем Онисифор, саном иерей, память коего совершается ныне. У блаженного Онисифора был духовный сын, чернец и друг, который казался постником, смиренным, благочестивым, а тайно ел, пил и веселился. В один день он умер. И никто не мог приблизиться к телу его по причине смрада. На всех напал ужас, никто не решался совершить над ним погребение. Наконец, некоторые решились погребсти его в пещере. Тогда Онисифору явился преподобный Антоний и сказал: «Зачем ты положил здесь беззаконника? Такого еще не было здесь. Он осквернил святое место». Онисифор начал плакать и говорил: «Господи, зачем Ты сокрыл дела этого человека?» — «Затем, — сказал ему ангел, — чтобы показать его всем согрешающим и некающимся». На другую ночь повелено было выбросить тело инока вон. Но Онисифор начал молиться Богу, и тело инока перестало издавать смрад. Так обличен был грех лицемерия, т. е. наружного благочестия.

Братия христиане! Велик грех лицемерия, и истинный христианин должен чуждаться его, как чуждается человек опасной болезни, могущей погубить его.

Лицемер не способен к вере в Бога. Како вы можете веровати, говорил Господь иудеям, которых большая и главнейшая часть заражена была фарисейством, или лицемерным, т. е. притворным, благочестием, благочестием на показ, славу друг от друга приемлюще и славы, яже от единого Бога, не ищете (Ин. 5, 44)?

Лицемер с решительностью вступает в богоборство, с решительностью приступает к хуле на Святого Духа и произносит ее.

Лицемерство, далее, есть тот род греховности, который особенно противодействует познанию Иисуса Христа и христианства. Начало обращения ко Иисусу Христу заключается в познании своей греховности, своего падения: от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает к Иисусу Христу посредством смирения, веры и покаяния. Но лицемер, недугуя недовольно приметными для человека страстями: тщеславием, гордынею, сребролюбием, завистью, лукавством, злобою, прикрывая их лицемерством и притворством, неспособен, как неспособен сатана, к признанию себя грешником. Душа лицемера поражена слепотою: почему и Господь назвал фарисеев безумными и слепыми (Мф. 23). Лицемер есть тот злосчастный, по мнению своему, праведник, который отвергнут Богом: не приидох — сказал Спаситель, — призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 13).

Желающий предохранить себя от лицемерия должен, во-первых, по завещанию Господа, все добрые дела совершать втайне (Мф. 6); потом должен отречься от осуждения ближнего.

Кто совершает добрые дела втайне, пред лицом всеведущего Бога, а не пред людьми, от которых не ожидает похвал, тот истинно служит Богу, и от Бога, видящего все его дела, тот получит в день суда великую награду пред лицом всех ангелов и святых; кто благочестив только по наружности, кто даже жертвует большие суммы на построение храмов Божиих для приобретения жалких земных наград: газетных похвал, чинов и орденов, — тот, как не имеющий в душе любви к Богу, неизбежно лишится небесной награды и даже строго осудится за свое лицемерие и обман, будто все это он делал из любви к Богу.

Молитвами преподобного Онисифора Печерского, которому свыше показано было, как мерзок в очах Божиих грех лицемерия, да сохранит нас Господь от этого греха. Будем стараться, чтобы всякое дело благочестия совершалось нами не напоказ, не для славы человеческой, а из любви к Богу и к ближнему, и по возможности втайне, дабы видел его один только Бог.

http://orthodox.etel.ru/2005/43/k_22onisifor.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика