Киевский Телеграф | Ирина Марголина | 21.11.2005 |
А дело в том, что в Киевской летописи 1179 года сказано: «…В то же лето приведе Святослав за среднего сына жену из Ляхов, Казимерну, во Филипове говенье… Того же лета преставися княгиня Всеволожая, приемше на ся черническую схиму, и положена бысть в Киеве, у святаго Кюрила, юже бе сама создала…». Отсюда автор Киевского Синопсиса сделал вывод, что Мария, дочь польского короля Казимира, приехав в Киев и выйдя замуж за Всеволода Чермного в 1179 году, умерла в том же году и была погребена в церкви, называемой Кирилловской, которую сама построила, т. е. строительство Кирилловской церкви приписывалось польской княгине Марии Казимировне. Учитывая, что Киевский Синопсис выдержал 25 переизданий, это ошибочное утверждение было принято многими серьезными исследователями. Однако еще в прошлом веке малоизвестный историк Крыжановский развеял это укоренившееся мнение: он обратил внимание на то обстоятельство, что Мария Казимировна приехала в Киев «во Филипове говенье» — в ноябре. Год тогда начинался в марте, следовательно, до конца 1179 года оставалось тогда всего три месяца. За такое короткое время невозможно построить большую каменную церковь. Но главное несоответствие состоит в том, что в 1171 году в Киевской летописи уже упомянута Кирилловская церковь — а уж если этот храм существовал в 1171 году, то никак не мог быть построен (еще раз) восемь лет спустя только что приехавшей Марией Казимировной. Значит, речь идет о другой Марии.
Исследователь XIX столетия Михаил Максимович в статье «О создании церкви Святого Кирилла» убедительно разделяет исследуемый нами летописный отрывок на две части. Первая часть действительно относилась к дочери польского короля Марии Казимировне, которая стала супругой среднего сына Святослава — Всеволода Чермного; вторая же часть повествовала о другой женщине — Марии Мстиславовне — жене черниговского князя Всеволода Ольговича, которая умерла в 1179 году и была погребена в церкви святителя Кирилла. Максимович пришел к выводу: Кирилловская церковь была построена Марией Мстиславовной, вдовой Всеволода Ольговича.
Но в Киевском Месяцеслове за 1799 год надзиратель математических классов, учитель богословия иеромонах Иреней подверг сомнению предыдущие ссылки на обеих княгинь и высказал свою точку зрения по поводу даты создания храма: «Создана Великим князем Всеволодом Ольговичем или княгинею Марией, супругой Всеволода Ольговича, 1144 или 1172 годов…»
Следует упомянуть и указание в Киевской или Ипатьевской летописи 1167 года: «Ярополк же с берендичами настигли Владимира на реке Желянь коло села Добрый Дуб, и не дали берендичи стреляться с ними… и так ехали берендичи до Всеволодова монастыря…». Упомянутая местность Желянь простиралась до Дорогожицких земель, где в XII веке появился Кирилловский монастырь. Он был не только культовым сооружением, но и исполнял роль крепости на подступах к Киеву. Известно, что именно на Дорогожичах в 1139 году черниговский князь Всеволод Ольгович расположил свои войска и послал ультиматум своему сопернику князю Вячеславу с требованием уступить ему Киев. Вячеслав требование исполнил, и в 1140 году Всеволод вошел в Киев «с честию и славою великою». И хотя в летописях мы не находим прямого указания на то, что Всеволод велел заложить собор на Дорогожичах, можно предположить, что это было бы вполне естественное решение — заложить собор в честь своего святого патрона, александрийского архиепископа Кирилла, на месте, где была одержана победа в борьбе за Киевский стол. Кроме того, в местности, описанной в летописи, ни до, ни после 1167 года не существовало никаких других монастырей, кроме Кирилловского.
А что касается названия «Кирилловская церковь», то здесь одной из актуальных проблем является выяснение тех путей, которыми культ Кирилла Александрийского и его парного святого Афанасия Александрийского проникал на Русь. Почитание этих святых на Руси известно только с XII века: именно тогда были основаны два Кирилло-Афанасьевских монастыря: в Киеве и около Новгорода. Новгородский монастырь не сохранился.
Но вернемся к Всеволоду Ольговичу (Кириллу): его имя впервые упомянуто в 1111 году — он был одним из участников похода на половцев. В 1139 году, как уже упоминалось выше, он подошел к Киеву со стороны Дорогожичей. Всеволод княжил в Киеве 6 лет и 5 месяцев. В месте, где он одержал победу над своим соперником из рода Мономаховичей (на Дорогожичах), был заложен фамильный монастырь с каменной церковью.
В 1146 году скончался князь Всеволод Ольгович, и у Татищева читаем, что кроме многочисленных жен (наложниц) никто о нем не заплакал, а киевляне вздохнули с облегчением. Всеволод был похоронен в Вышгородском Борисо-Глебском соборе, потому что Кирилловская церковь еще не была достроена. И вот здесь уже стоит вспомнить о супруге Всеволода Ольговича — Марии Мстиславовне, которая во вдовстве пережила своего мужа на 33 года. Скорее всего, именно она после скоропостижной кончины Всеволода достраивала Кирилловский собор, и в летописи об этом говорится: «юже бе сама создала». Но Мария Мстиславовна именно ДОСТРОИЛА храм — в противном случае, в летописи за 1167 г. монастырь бы назывался не Всеволодовым, а Марииным…
И еще один контраргумент. Может быть, Всеволод основал монастырь, а Мария — собор в честь святого Кирилла, патрона своего мужа, о котором летопись упоминает: «Большой забияка, до вина и жен охотник». Вряд ли княгиня Мария, в отличие от заплаканных наложниц, отчаялась, потеряв такого мужа. Вернее всего, собор в честь Кирилла Александрийского был заложен князем Всеволодом Ольговичем, имеющим прямое отношение к культу этого святого, еще мало популярного тогда в Киевской Руси.
Многочисленные современные исследователи, обращаясь к описанию Кирилловской церкви, без каких-либо доказательств прямо указывают на то, что построена она была князем Всеволодом Ольговичем. Построив церковь в честь святителей Кирилла и Афанасия, Всеволод стал своеобразным распространителем культа этих святых в Киевской Руси.