Русская линия
Седмицa.Ru Владислав Петрушко21.11.2005 

Украинская Униатская Церковь в СССР и диаспоре в конце 1940-х — начале 1960-х гг.

1. Нелегальная деятельность униатов на территории советской Украины

Подавляющее большинство приходского духовенства и верующих Украинской Греко-католической Церкви после Львовского Собора 1946 г. перешло в юрисдикцию православного Московского Патриархата. Тем не менее, на Западной Украине вплоть до конца 1980-х гг. продолжали нелегально действовать греко-католические приходы, окормляемые тайно рукоположенными епископами и священниками, и даже существовали подпольная семинария и монашеские общины [1].

Из 3431 прихода Униатской Церкви, которые действовали в 1946 г. во всех ее трех епархиях, 3222 прихода к 1959 г. были зарегистрированы как православные, 98 церквей были закрыты, 67 продолжали легально действовать как униатские, но без регистрации (власти после Львовского Собора 1946 г. отказывались регистрировать греко-католические общины), а 18 униатских общин продолжали свое существование на нелегальном положении, подпольно.

При этом существовала тенденция к увеличению количества нелегальных униатских общин на территории Западной Украины. Так, в 1961 г. во Львовской и Станиславской областях органами госбезопасности было выявлено уже 87 подпольных приходов греко-католиков. Из 1643 священников Греко-католической Церкви к 1959 г. 1243 продолжали свое служение в качестве клириков Московского Патриархата, а 347 — сохранили свою приверженность униатству. Из числа последних 91 священник окормлял нелегальные общины греко-католиков [2].

В то же время, несмотря на переход большей части униатских приходов и клириков Западной Украины в юрисдикцию Русской Православной Церкви, об исчезновении униатства в Галиции говорить не приходилось. И главной причиной этого было решение властей вопреки рекомендациям прот. Гавриила Костельника провести воссоединение галицких греко-католиков с Православием в предельно краткие сроки, с применением силовых методов и без должной разъяснительной и просветительской работы с униатами.

О том, что наследие унии в западно-украинских епархиях по-прежнему сохраняется, в частности, говорится в докладе «О мерах по усилению борьбы с остатками унии в Зап. и Закарпатских областях Украинской республики», подготовленном Советом по делам Русской Православной Церкви. Он содержит данные о западно-украинских епархиях Московского Патриархата по состоянию на 1960 г. В докладе подчеркивается: «Факты свидетельствуют о том, что значительная часть бывшего униатского духовенства, воссоединившегося с православной церковью, а также многие униатские священники, которые отказались от воссоединения, ведут большую противозаконную работу среди верующей части населения. Установлено, что многие из них открыто поддерживают католическую церковь» [3].

В докладе отмечается, что симпатии к униатству наиболее ярко проявляются среди местного населения в Станиславской (ныне — Ивано-Франковская) области. «В Станиславской области на 1 ноября 1960 года имеется 638 православных церквей, из них 632 церкви бывшие униатские, которые воссоединились с православной церковью. 43 униатских общины отказались воссоединиться с православной церковью, из них 9 общин прекратили свое существование. Из оставшихся 34 униатских церквей в 14 периодически совершаются службы униатскими священниками. В Станиславской области имеется около 80 человек невоссоединенного бывшего униатского духовенства, значительная часть этого духовенства ведет активную униатскую работу…» [4], — говорится в докладе.

Документ отмечает, что в ряде населенных пунктов Западной Украины отказавшиеся перейти в Православие греко-католические священники (их число оценивается примерно в 400 человек) не только действуют открыто, без всякого опасения, но нередко предпринимают весьма вызывающие меры для пропаганды униатства. «В с. Конюхи Козовского района Тернопольской обл. униатский священник Мациевич, судимый за антисоветскую деятельность, насильно захватил церковь, которая была закрыта и не действовала, и стал проводить в ней церковные службы. Характерно, что в этом же селе действует православная церковь, но Мациевич добился того, что фактически перетянул на свою сторону большинство верующих этого прихода» [5], — отмечается в докладе Совета по делам Русской Православной Церкви. Здесь же приводится еще один яркий факт:"В Отынянском районе Станиславской области в этом году появился 17-летний униатский священник, который бродил по селам и совершал религиозные службы. В октябре т.г. этот униат был задержан милицией Отынянского района и вскоре был отпущен" [6].

Как видно из последнего сообщения, даже представители властных структур, формируемых на местах, главным образом, из западно-украинских выходцев, «сквозь пальцы» смотрели на деятельность приверженцев униатства, что также во многом способствовало сохранению греко-католической традиции в Галиции в советский период. В этом плане показателен и другой факт, который приводится в докладе Совета по делам Русской Православной Церкви: уполномоченный Совета по Станиславской области Бибик, как отмечается в документе, ничего не делал для борьбы с остатками униатства в регионе, что явилось основанием для постановки вопроса о его освобождении от занимаемой должности.

Следует также отметить еще одно довольно необычный для Галиции феномен, появление которого связано с репрессиями властей в отношении Греко-католической Церкви. В период, когда Западная Украина входила в состав Австро-Венгрии, а затем Польши, отношения между католиками латинского обряда и греко-католиками складывались здесь довольно сложно [7]. Однако в советский период последователи католицизма обоих обрядов заметно сблизились. В условиях, когда легально действующих униатских храмов на Западной Украине не оставалось, а римско-католические костелы в ряде населенных пунктах региона продолжали действовать, многие ревностные греко-католики предпочли посещать латинские костелы, а не перешедшие в Православие приходы восточного обряда. Так, например, в упомянутом докладе Совета по делам Русской Православной Церкви сообщалось: «В предместьях г. Золочева Вороняки, Фольварки, Зозули и Бенев, Львовской области, проживает около 4 тысяч населения, из которых, по заявлению свящ. Дрелиха, почти никто в церковь не приходит. Часть населения этих предместий ходит в костел, а детей крестят или монахи или приезжающие из Львова невоссоединенные» [8]. В двух действовавших в советский период римско-католических костелах г. Львова помимо поляков значительную часть паствы также составляли украинцы [9].

В Совете по делам Русской Православной Церкви весьма скептически оценивали степень искренности перехода большей части бывшего униатского клира в юрисдикцию Московского Патриархата. В докладе Совета сообщается, что «некоторые униатские священники формально признают православие, используют православную церковь как ширму для прикрытия проповедывания католицизма» [10]. Это утверждение подтверждается в докладе рядом наиболее характерных фактов. В частности, отмечается, что во многих перешедших в Православие храмах в день памяти единственного на тот период униата, причтенного к лику святых Католической Церкви, — Иосафата Кунцевича — ему продолжают совершать службы. Причем, такая служба была совершена даже в соборе г. Ужгорода [11]. Еще более удивительным выглядит другой факт: перешедший из Греко-католической Церкви в Православие священник Дубицкий из села Лановцы Борщевского района Тернопольской области «открыто богослужение в церкви по-католически и за богослужением упоминал папу римского» [12]. То, что Дубицкий вместо Патриарха Московского и всея Руси Алексия I поминал Папу Римского также подтверждали архиереи Московского Патриархата: архиепископ Мукачевский и Ужгородский Варлаам (Борисович), епископ Львовский и Тернопольский Григорий (Закаляк) и епископ Станиславский и Коломыйский Иосиф (Савраш) [13].

В Совете по делам Русской Православной Церкви весьма скептически отозвались по поводу искренности перехода греко-католического клира в Православие после Львовского Собора 1946 г.: «Большинство униатского духовенства сохраняет свою приверженность Ватикану и унии» [14].

Следует также отметить, что к началу 1960-х гг. большинство храмов западно-украинских епархий сохраняли облик, который сформировался в то время, когда они принадлежали Греко-католической Церкви. Внутри храмов находились флаги, исповедальни, скамьи, иконы католического типа, в богослужении сохранялись многие униатские особенности. С этим, однако, вполне можно было мириться, лишь постепенно, с течением времени, приближая облик церквей к православному образцу. Но уже в конце 1950-х гг. священноначалие Московского Патриархата принимает довольно решительные меры для искоренения имеющих униатское происхождение элементов убранства западно-украинских храмов. Совет по делам Русской Православной Церкви активно поддерживает это начинание и со своей стороны также предпринимает ряд шагов в данном направлении. В то же время Совет явно стремится использовать акции по устранению остатков униатства в русле новой атеистической кампании, развернувшейся в период пребывания Н.С.Хрущева во главе Советского государства. Это обстоятельство, равно как и сами весьма жесткие способы очистки храмов от элементов греко-католицизма, в итоге привели к последствиям, прямо противоположным ожидаемым: симпатии к униатству среди населения Галиции только усилились.

2. Греко-католическая Церковь в украинской диаспоре

Несмотря на фактическую ликвидацию Греко-католической Церкви в западных областях советской Украины и переход сохранившихся униатских общин на нелегальное положение Униатская Церковь целиком сохранила свои структуры за рубежом, главным образом, в Северной Америке и Западной Европе. Здесь существовали греко-католические экзархаты, которым были подчинены весьма многочисленные приходы и монастыри, а также учебные заведения.

Паству Униатской Церкви в диаспоре составляли, прежде всего, миллионы украинцев, большая часть которых в поисках лучшей жизни эмигрировала из Галиции в США и Канаду на рубеже XIX — ХХ вв. [15] Количество эмигрантов из Западной Украины (особенно, в странах Западной Европы) значительно возросло после Второй мировой войны. Многие из числа угнанных на работы в Германию лиц предпочли остаться на Западе. Кроме того, часть жителей (прежде всего — те, кто сотрудничал с нацистскими оккупационными властями, а также многие активисты националистического движения) покинула Галицию вместе с отступающими немецко-фашистскими войсками. Националисты-бандеровцы, сознавая бесплодность своей борьбы с советским режимом, продолжали покидать Западную Украину и в первые послевоенные годы.

Первоначально украинские греко-католики и окормлявшие их священники были подчинены местным римско-католическим епископам и епархиальным структурам. Это, разумеется, не устраивало главу Униатской Церкви в Галиции митрополита Андрей Шептицкого, который в 1907 г. добился назначения епископа Сотера Ортинского [16] апостольским визитатором для греко-католиков Северной Америки (с резиденцией в Филадельфии) [17]. В 1912 г. греко-католики получили разрешение Ватикана открыть для галичан диаспоры экзархат в Канаде (с центром в Виннипеге), который возглавил епископ Никита Будка [18]. В 1913 г. Шептицкий объявил визитатора Ортинского экзархом греко-католиков в США. Однако из сложностей в отношениях между римско- и греко-католическими иерархами Ватикан официально учредил украинский униатский экзархат в США только в 1924 г.[19], когда экзархом в Филадельфии был назначены епископ Константин Богачевский [20]. Отдельный экзархат для униатов — выходцев из «Подкарпатской Руси» (т.е. Закарпатья) был образован в Питтсбурге, его возглавил епископ Василий Такач [21].

После Второй мировой войны в связи с усилением идеологического противостояния между Западным миром и странами социалистического лагеря и началом т.н. «холодной войны» политическая роль лидеров украинской эмиграции усиливается. Спецслужбы западных стран (особенно — США и Великобритании) все чаще начинают привлекать вождей украинской националистической эмиграции к проведению различных пропагандистских предприятий антисоветской направленности. В этой связи на Западе заметно возрос интерес и к украинским греко-католическим церковным структурам, чему также немало способствовала вовлеченность Папы Римского Пия XII в политическое противостояние между Западом и Востоком. Понтифик выступал за объединение европейских государств в борьбе с коммунизмом — злом, по мнению Папы, более опасным, чем фашизм [22]. В этом направлении Пий XII начинает активно действовать уже в 1943 г., когда он пытался выступить посредником между западными союзниками и странами гитлеровского блока. В послевоенные годы Пий XII выступал на стороне государств-членов НАТО, за что получил в советской политической журналистике прозвище «Атлантический папа». В 1949 г. декретом Конгрегации Священной канцелярии были отлучены от Церкви те католики, которые разделяли коммунистические убеждения и состояли в коммунистических организациях [23]. Такая позиция Папы закономерно явилась причиной резко негативного отношения сталинского режима к Католической Церкви в целом и галицкому униатству — в частности.

В данном контексте представляется возможным провести параллель между антисоветской настроенностью Пия XII и теми мерами, которые он предпринял для укрепления и консолидации украинских греко-католических структур в эмиграции. Тем самым Папа стремился компенсировать ликвидацию Униатской Церкви на территории советской Украины. Уже в августе 1945 г. понтифик назначил епископа Иоанна Бучко [24] апостольским визитатором для украинских греко-католиков в Западной Европе, даровав ему титул ассистента Папского престола, а по прошествии некоторого времени — архиепископское достоинство. Перед Бучко была поставлена задача наладить церковную жизнь среди многочисленных украинских беженцев в Европе, не давая им выйти из-под влияния униатства [25].

Затем Пий XII занялся переустройством церковной организации униатов Канады, где было сосредоточено наибольшее количество украинских греко-католиков за пределами Галиции. Понтифик направил в Канаду кардинала Эжена Тиссерана [26], который в то время занимал пост секретаря Конгрегации Восточных Церквей. По итогам проведенной Тиссераном визитации 3 марта 1948 г. Пий XII объявил о разделении единого украинского униатского экзархата в Канаде на три новых экзархата: Центральной Канады (с центром в Виннипеге, экзарх — архиепископ Василий Ладыка [27]), Западной Канады (с центром в Эдмонтоне, экзарх — епископ Нил Саварин [28]) и Восточной Канады (с центром в Торонто, экзарх — епископ Исидор Борецкий[29]) [30]. В 1951 г. в Канаде был учрежден четвертый украинский униатский экзархат Саскатуна (экзарх — епископ Андрей Роборецкий [31]) [32]. Умножение униатских экзархатов в диаспоре дало возможность существенно увеличить и количество украинских греко-католических епископов, тем более, что практически при каждом экзархе вскоре появились и епископы-помощники.

Пий XII также предпринял ряд акций, призванных оказать идеологическую поддержку украинским униатам. В 1952 г. он издал энциклику о Восточных Церквах «Carissimis Russiae populis», в которой особо отметил репрессии, которые предпринял против Греко-католической Церкви на Украине сталинский режим [33]. Именно Папе Пию XII принадлежало выражение «Церковь молчания», которым в католическом мире стало принято именовать Церкви, находящиеся в условиях гонений в странах социалистического лагеря. Еще одним жестом благоволения понтифика к галицким униатам стало открытие Конгрегацией священных обрядов 14 февраля 1955 г. беатификационного процесса митрополита Андрея Шептицкого. В том же 1955 г. по благословению Пия XII украинские униаты диаспоры провели обширные торжества, приуроченные к 1000-летию крещения св. Ольги, которое отмечалось как начало Христианства «на Руси-Украине». По этому случаю глава Католической Церкви обратился со специальным посланием к украинских униатским иерархам «по обеим сторонам железного занавеса» [34]. К этому празднованию Пий XII приурочил открытие еще одного экзархата в американской диаспоре — с центром в Стемфорде (США), который в 1956 г. возглавил епископ Амвросий Сенишин [35].

Наконец, в 1956 г. Пий XII предпринял важнейший шаг на пути создания единой униатской церковной структуры в диаспоре: папским указом украинский униатский экзархат Центральной Канады был преобразован в греко-католическую митрополию Виннипега [36], которую тогда же возглавил митрополит Максим Германюк [37]. Одновременно остальные три канадских экзархата для украинских униатов были преобразованы в отдельные епархии Эдмонтона, Саскатуна и Торонто. Все канадские епархии (в 1974 г. к ним добавилась епархия в Нью-Вестминстере) были объединены в архиепархию под началом греко-католического митрополита Виннипега (ранее каждая из них подчинялась непосредственно Конгрегации Восточных Церквей) [38].

При инсталляции первого митрополита Виннипега апостольский делегат Панико от имени Пия XII подчеркнул, что задача новой униатской структуры заключается в сохранении наследия Греко-католической Церкви, уничтоженного на Украине. Касаясь судьбы греко-католиках в Галиции, папский посланец сказал: «Когда же наступит время свободы, пусть Господь изволит его ускорить, вашей обязанностью будет послать им духовную помощь, соединиться с ними и отстроить Церковь Христову на руинах коммунизма» [39].

Вслед за созданием канадской митрополии для украинских греко-католиков папская булла от 10 июля 1958 г. объявила об аналогичном преобразовании в митрополию украинского экзархата в Филадельфии (США). Новую архиепархию возглавил в качестве митрополита Константин Богачевский. Прежний экзархат в Стемфорде был реорганизован в епархию и подчинен митрополии Филадельфии, в структуре которой позднее были учреждены еще две украинские униатские епархии — в Чикаго (1961 г.) и Парме (1983 г.) [40].

Пий XII продолжал энергично развивать структуру Украинской Греко-католической Церкви в рассеянии. В том же 1958 г. Папа учредил экзархат для украинских греко-католиков в Австралии, Новой Зеландии и Океании с центром в Сиднее (вскоре резиденция экзарха была перенесена в Мельбурн) [41]. Новый экзархат возглавил епископ Иоанн Прашко [42]. В том же году епископ восточного обряда Иосиф Мартынец [43] был назначен помощником римско-католического архиепископа Рио-де-Жанейро с тем, чтобы окормлять греко-католиков Бразилии и других стран Южной Америки.

Следует отметить, что масштабные преобразования, инициатором которых выступал Папа Пий XII, коснулись лишь греко-католических экзархатов для западных украинцев, но не аналогичной структуры для униатов из числа закарпатских русинов. Их экзархат был реорганизован в две самостоятельные греко-католические епархии с центрами в Питтсбурге и Пассейке лишь в июле 1963 г., согласно булле Папы Павла VI. А отдельная русинская митрополия Питтсбурга была учреждена при том же понтифике только в 1969 г. Возможно, что такое невнимание Пия XII к карпато-россам было связано с их традиционной аполитичностью и нежеланием участвовать в разного рода идеологических акциях. Напротив, эмигранты-униаты из Галиции, большинству которых были присущи националистические убеждения, были настроены резко враждебно по отношению к Советскому Союзу и Московскому Патриархату, что и намеревался использовать в своей политике Папа Пий XII.

Таким образом, благодаря предпринятым Пием XII мерам украинские униаты диаспоры обрели в США и Канаде полноценные епархиальные структуры, организованные митрополичьи округа (архиепархии). Украинские греко-католики также получили для своего окормления епископов в Западной Европе, Южной Америке и Австралии. Папа Римский неизменно проявлял к своей украинской пастве в диаспоре повышенное внимание, как, впрочем, и спецслужбы западных стран. Благодаря указанным мерам Украинская Греко-католическая Церковь, несмотря на ее ликвидацию на территории Украинской ССР, смогла не только сохранить свои структуры за рубежом, избежав кризисных явлений, но к концу 1950-х гг. значительно активизировала свою деятельность. Образовалась устойчивая тенденция к объединению всех украинских униатов диаспоры в единое надъепархиальное образование. Возросшие амбиции греко-католиков, поощряемые антисоветски настроенными политическими кругами, все более формировали в униатской среде стремление к провозглашению Украинской Греко-католической Церкви патриархатом. Подобный шаг мог бы не только объединить всех украинских униатов мира в единую структуру, но и стать важным рычагом политического давления на Советский Союз. Возможно, что Папа Пий XII со временем смог бы удовлетворить устремление своей униатской паствы к созданию Украинского патриархата, однако, сделать это он не успел: 9 октября 1958 г. «Атлантический папа» скончался.



Примечания:

1. Iсторiя релiгii в Украiнi. Т. 4. Католицизм. Ред. Яроцького П. Киiв, 2001. С. 472−509.

2. Цыпин Владислав, прот. Львовский собор 1946 г. и его последствия // Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы. 1998. М., 1998. С.261−267.

3. ГА РФ. Ф. 6991, оп. 1, д. 1442, л. 21−30.

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же.

7. Во многом причиной этого было то, что на взаимоотношения приверженцев обоих обрядов накладывался фактор этнического антагонизма между выступавшими в качестве господствующей нации поляками (римо-католиками) и украинцами (греко-католиками). К этому также примешивалось традиционное стремление римо-католиков латинизировать своих собратьев восточного обряда. Отношения между польскими римо-католиками и украинскими униатами стали особенно напряженными в ХХ в. после того, как попытка создания на территории Галиции т.н. Западно-Украинской Народной Республики привела к открытым военным действиям между украинскими военными соединениями «сичевых стрельцов» и войсками образованного после окончания Первой мировой войны Польского государства. Наибольшее обострение в отношениях между католиками латинского и греческого обрядов отмечалось в годы Второй мировой войны и было отчасти связано с тем, что поляки выступали против немецких фашистов, а украинские националисты долгое время поддерживали нацистский оккупационный режим. В это время имели место даже случаи зверской расправы над ксендзами и прихожанами римско-католических костелов, которую совершали не только бандеровские боевики, но и активисты униатских приходов во главе с греко-католическими священниками (Масловський Вiталiй. З ким i проти кого воювали украiнськi нацiоналiсти в роки Другоi свiтовоi вiйни. М., 1999. С. 262−265).

8. ГА РФ. Ф. 6991, оп. 1, д. 1442, л. 21−30.

9. Интересно отметить, что после легализации Греко-Католической Церкви на Западной Украине в конце 1980-х — начале 1990-х гг. количество украинцев среди прихожан римско-католических костелов стало весьма незначительным, а отношения между приверженцами латинского и восточного обрядов вновь стали усложняться. С приходом к власти в 1990 г. в западных областях Украины представителей националистических кругов и обретения Украиной государственной независимости в 1991 г. в отношении римо-католиков стала негласно проводиться дискриминационная политика. Так, во Львове в продолжение всего постсоветского периода католикам латинского обряда не было возвращено ни одного из прежде закрытых костелов и монастырей: большинство их было передано греко-католикам, раскольникам-автокефалистам и даже протестантским общинам.

10. ГА РФ. Ф. 6991, оп. 1, д. 1442, л. 21−30.

11. Там же.

12. Там же.

13. ГА РФ. Ф. 6991, оп. 1, д. 1442, л. 115−121.

14. ГА РФ. Ф. 6991, оп. 1, д. 1442, л. 21−30.

15. Следует отметить, что большинство эмигрантов из Закарпатской Украины этнически отмежевались от украинцев Галиции и именуют себя карпато-россами или русинами (хотя до рубежа XIX—XX вв. самоназванием галичан также были этнонимы «русины» и «русский народ»). Это послужило основанием для образования отдельных карпато-росских греко-католических епархий в диаспоре, которые не связаны структурно с епархиями, объединяющими галичан.

16. Сотер Ортинский — род. в 1866 г., ум. в 1916 г. Уроженец Галиции. С 1889 г. — монах Базилианского ордена. С 1891 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1907 г. — титулярный епископ Даулии. Скончался в Филадельфии.

17. Блажейовський Дмитро. Iерархiя Киiвськоi Церкви. Львiв, 1996. С. 354−363.

18. Там же. С. 348.

19. Там же. С. 354−364.

20. Константин Богачевский — род. в 1884 г., ум. в 1961 г. Уроженец Галиции. С 1909 г. — священник Греко-католической Церкви. Доктор богословия. С 1924 г. — титулярный епископ Амизо, экзарх для украинских греко-католиков в Филадельфии (США). С 1954 г. — титулярный архиепископ Бероа. С 10 июля 1958 г. — греко-католический митрополит Филадельфии, глава Филадельфийской архиепархии. Скончался в Филадельфии.

21. Василий Такач — род. в 1879 г., ум. в 1948 г. Уроженец Закарпатья. С 1902 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1924 г. — экзарх для греко-католиков из «Подкарпатской Руси» в Питтсбурге (США). Скончался в Хоумстеде (шт. Пенсильвания).

22. Это косвенно подтверждает тот факт, что Пий XII добился от британского правительства принятия решения об отказе в выдаче советским властям 10 тысяч интернированных воинов-украинцев из дивизии СС «Галичина» (Нагаевський Iсидор. Iсторiя Римських Вселенських Архiереiв. Ч.III. Рим, 1979. С.427).

23. Васильева О.Ю. Нам нужно «сильное православие"… // Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы. 1998. М., 1998. С. 267−281. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и II Ватиканский Собор. М., 2004. С. 30−33.

24. Иоанн Бучко — род. в 1891 г., ум. в 1974 г. Уроженец Буковины. С 1915 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1922 г. — доктор богословия. С 1929 г. — титулярный епископ Кади, помощник митрополита Львовского и Галицкого. С 1945 г. — апостольский визитатор для украинских греко-католиков в Западной Европе. С 1953 г. — архиепископ. В 1971 г. ушел на покой.

25. Нагаевський Iсидор. Iсторiя Римських Вселенських Архiереiв. Ч.III. Рим, 1979. С.426−431.

26. Эжен Габриэль Жервэ Лоран Тиссеран — род. в 1884, ум. в 1972 г. По происхождению — француз. С 1907 г. — священник Римско-католической Церкви. В 1908—1914 — сотрудник библиотеки Ватикана. В 1914—1919 гг. — офицер французской армии. В 1919—1930 гг. — вновь работал в библиотеке Ватикана. С 1921 г. — личный капеллан Папы Бенедикта XV, а затем — Пия XI. С 1929 г. — прелат Папского двора. Пропрефект библиотеки Ватикана — с 1930 г. С 1936 г. — апостольский протонотарий, кардинал, секретарь Конгрегации Восточных Церквей. С 1937 — титулярный епископ Иконийский. С 1938 г. — президент Библейской комиссии. С 1946 г. — кардинал-епископ Порто-э-Санта-Руфина. С 1948 г. — вице-декан Коллегии кардиналов. С 1951 г. — кардинал-епископ Остии, декан Коллегии кардиналов, префект Конгрегации богослужений. C 1957 г. — Библиотекарь и архивариус Римской Церкви. С 1962 г. — член Французской Академии. С 1971 г. — в отставке.

27. Василий Ладыка — род. в 1881 г., ум. в 1956 г. Уроженец Галиции. С 1912 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1929 г. — титулярный епископ Абидоса, экзарх для украинских греко-католиков в Канаде (Виннипег). С 1949 г. — титулярный архиепископ Мартирополиса, экзарх для украинских греко-католиков Центральной Канады.

28. Нил Саварин — род. в 1905 г., ум. в 1986 г. Уроженец Галиции. С 1931 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1943 г. — титулярный епископ Иоса, помощник экзарха для украинских греко-католиков Канады. С 1948 г. — экзарх украинских для греко-католиков Западной Канады. В 1956—1986 гг. — греко-католический епископ Эдмонтона.

29. Исидор Борецкий — род. в 1911 г., ум. в 2003 г. Уроженец Галиции. С 1938 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1948 г. — титулярный епископ Амафунта, экзарх для украинских греко-католиков Восточной Канады. С 1956 г. — греко-католический епископ Торонто.

30. Блажейовський Дмитро. Iерархiя Киiвськоi Церкви. Львiв, 1996. С. 348−353. Нагаевський Iсидор. Iсторiя Римських Вселенських Архiереiв. Ч.III. Рим, 1979. С.426−431.

31. Епископ Андрей Роборецкий — род. в 1910 г., ум. в 1982 г. Уроженец Галиции. С 1934 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1948 г. — титулярный епископ Танаиса, помощник экзарха для украинских греко-католиков Центральной Канады (Виннипег). С 1951 г. — экзарх для украинских греко-католиков Саскатуна. В 1956 — 1982 гг. — греко-католический епископ Саскатуна. Скончался в Саскатуне.

32. Блажейовський Дмитро. Iерархiя Киiвськоi Церкви. Львiв, 1996. С. 348−353.
33. Нагаевський Iсидор. Iсторiя Римських Вселенських Архiереiв. Ч.III. Рим, 1979. С.426−431.

34. Там же.

35. Амвросий Сенишин — род. в 1903 г., ум. в 1976 г. Уроженец Галиции. С 1931 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1942 г. — титулярный епископ Майны, помощник экзарха для украинских греко-католиков в Филадельфии (США). С 1956 г. — экзарх для украинских греко-католиков в Стемфорде (США). В 1958 — 1961 гг. — греко-католический епископ Стемфорда. В 1961 — 1976 гг. — греко-католический митрополит Филадельфии.

36. Блажейовський Дмитро. Iерархiя Киiвськоi Церкви. Львiв, 1996. С. 348−353.

37. Максим Германюк — род. в 1911 г. Уроженец Галиции. С 1936 г. — монах ордена редемптористов. С 1938 г. — священник Греко-католической Церкви. Доктор богословия. С 1951 г. — титулярный епископ Синны, помощник (с 1955 г. — коадъютор) экзарха для украинских греко-католиков Центральной Канады (Виннипег). С 1956 г. — греко-католический митрополит Виннипега.

38. Блажейовський Дмитро. Iерархiя Киiвськоi Церкви. Львiв, 1996. С. 348−353.

39. Нагаевський Iсидор. Iсторiя Римських Вселенських Архiереiв. Ч.III. Рим, 1979. С.426−431.

40. Блажейовський Дмитро. Iерархiя Киiвськоi Церкви. Львiв, 1996. С. 354−363.
41. Там же, С. 346.

42. Иоанн Прашко — род. в 1914 г. Уроженец Галиции. С 1939 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1958 г. — титулярный епископ Зигрийский, экзарх для украинских греко-католиков в Австралии, Новой, Зеландии и Океании.

43. Иосиф Мартынец — род. в 1903 г., ум. в 1989 г. Уроженец г.Львова. С 1928 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1958 г. — титулярный епископ Солдайи, помощник архиепископа Рио-де-Жанейро. С 1962 г. — экзарх для украинских греко-католиков в Бразилии (с центром в г. Куритиба). С 1971 г. — епископ греко-католической епархии св. Иоанна Крестителя в Куритибе. В 1978 г. по состоянию здоровья ушел на покой.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=28 353&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика