Русская линия
Радонеж Наталья Ларина17.11.2005 

Вот так и живём

СМИ сообщили, что международный журналистский десант под девизом «Сибирь — будущее России» высадился в столице Тюменского края. А что стояло за этим, читатели так и не узнали. Вот я, одна из участниц того мероприятия, и хочу восполнить пробел.

Журналисты газет «Россия», «Труд», «Экономическая» разошлись, что называется, по своим интересам. Мой же интерес был отдан православной жизни края. Я знала, что времени выискивать интересных священников на месте у меня не будет, а потому заранее, из Москвы, позвонила в Тобольскую епархию и получила интересующую меня информацию. Мне посоветовали встретиться с молодым и очень деятельным иереем Вячеславом (Горшковым).

До сих пор я писала о священниках, которые самоотверженно посвящают свою жизнь, что называется, социальному служению своим согражданам. Жизнь этого батюшки знаменательна не только с этой точки зрения. В ней так нагляден промысел Божий, что даже и не надо ничего разгадывать. Он виден, как на ладошке. Почему же нет такой открытости в других судьбах, думала я. Да потому, что о. Вячеслав не только не сопротивлялся тем или иным жизненным поворотам, а шёл им навстречу. Употреблю одно единственное, но всё исчерпывающее словечко: по-слу-ша-ни-е…

ГУБЕРНАТОР ПОМОГ

…Встретились мы с батюшкой в его храме в честь Симеона Богоприимца, но говорить здесь было просто невозможно: с улицы в открытую форточку орал громкоговоритель.

-Вот попросил юриста благочиния поискать правовую базу, — батюшка разве что не закрывал уши, — чтобы прекратить это безобразие. Думаю, битву выиграем. Подобный прецедент уже был. Когда мы начали восстанавливать храм, какие-то дельцы надумали напротив поставить большой телеэкран и размещать на нём свою рекламу. И можете себе представить, достаточно было одного обращения к вице-губернатору, как через неделю мне позвонили и сказали, экрана не будет….

…Жил-был в Тюмени известный всему краю купец Семён Трусов. Он не только, как говорится, в себя богател, но и о народе заботился. А жил он очень трудно. Нередко роженицы подкидывали своих детей состоятельным людям, а то и просто бросали на улице. И решил купец построить воспитательный дом, по современному — детский приют. А потом вместе с руководством приюта обратился к правящему архиерею с просьбой пристроить храм. И вот в 1875 году храм был возведён храм в честь святого Праведного Симеона Богоприимца. Дверь в храм была оригинальной конструкции. Если нажмёшь определённую кнопку, она открывалась той стороной, к которой была прикреплена люлька, куда матери и клали своего ребёнка. Дверь закрывалась, дитя начинало орать, спускалась нянечка и относила его в воспитательный дом.

Когда младенцы подрастали, они пономарили, пели в хоре и делали все необходимые работы по храму. А кроме того, получали образование и профессию: здесь было много ремесленных мастерских. Так и хочется крикнуть: ау, где вы, современные Семёны Трусовы?!

Но вот пришли большевики, храм закрыли, экспроприировав всё, что возможно. И только в самом конце ХХ века городские власти, наконец-то, передали его законному владельцу — Тобольской епархии. Надо ли говорить, в каком плачевном состоянии он находился…

У о. Вячеслава голова кругом шла: за какую ниточку потянуть, с чего начать, денег-то ни копейки. Тогдашняя городская администрация туманно пообещала небольшую сумму. Но и ту не дали, да ещё не раз батюшку водили на нос. Стал он сам искать спонсоров. Нашёл не очень богатых. С их помощью удалось привести в порядок две-три комнаты, но на отопление и свет денег не осталось. Так и зимовали в тёмном и холодном помещении.

Но вот избрали нового губернатора — Сергея Семёновича Собянина и ситуация изменилась в корне. На первой же встрече с владыкой Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским, он сказал, что будет поддерживать восстановление храмов, которые исторически стоят в центре Тюмени. И действительно, — о, чудо! — через неделю-другую эти обещания стали претворяться в жизнь. С тех пор прошло два года, и вот храм уже почти восстановлен. Но спокойнее жизнь о. Вячеслава не стала. Планы батюшки набирают обороты. Помещений в бывшем детском приюте немало и пройдёт совсем немного времени, как там разместится духовно-просветительский центр, библиотека с читальным залом, воскресная школа, большой актовый зал, где будут отмечать религиозные праздники — Рождество, Пасху…

-Для таких «планов громадьё» нужен немалый штат, — замечаю, — где возьмёте-то?

-Да, не малый, — соглашается он, — Но первопроходцы найдутся. Вот тут через дорогу от нас Тюменский Нефтегазовый Университет, который я закончил. Ректор его Николай Николаевич Карнаухов, совершенно удивительный человек. Его заботит духовное состояние нашего отечества, вот и открыл он в своём техническом вузе кафедру религоведения. Его студенты, надеемся, и будут нашими помощниками…

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЖИЗНИ

…Родился Слава Горшков в атеистической семье. в его памяти живёт такая картинка. Он учился в пятом классе, когда повезли их на экскурсию в Тобольск. Шёл Великий Пост, и бабушки в Софийском Соборе, куда привели детей, одетые во всё чёрное, много-много раз делали земные поклоны. Экскурсовод сказал детям: «Смотрите, не будьте такими же тёмными и невежественными».

Отец Славы работал водителем, и с ранних лет приучал сына к рулю. Уже в третьем классе, еле-еле доставая до педалей, Слава довольно бойко водил машину и знал её устройство. В школе у него был закадычный дружок. Однажды он сказал, что к нему приехала двоюродная сестра Марианна и будет теперь жить у них и учиться в одном с ними классе. Познакомился с ней Слава и сразу же они друг другу очень понравились.

Но вот школа окончена и Слава с Марианной решили поступать на нефтегазопромысловый факультет Индустриального института. Но получилось так, что парней брали охотнее, даже с более низким балом, нежели у девушек, и Марианна не поступила несмотря на хорошие оценки. Судьба готовила её для другого.

На первом курсе молодые поженились, а через год у них родился сын Васенька. Сейчас все крестят детей, вот и Горшковы решили последовать модному поветрию.

-А давай-ка, — неожиданно предложил муж, — и мы с тобой покрестимся.

К счастью, молодые супруги не остановились только на обряде. Всё чаще и чаще стали заходить в церковь. Однажды на исповеди, дело шло к окончанию института, Слава признался, что не видит свою жизнь на нефтегазовых промыслах, тянет его в церковь.

-Ну что ж, — одобрил его протоиерей Николай, который, между прочим, окончил духовную семинарию в Троице_Сергиевой Лавре и был иподиаконом у Патриарха Алексия 11, — на следующий год закончишь институт и поступай в семинарию.

А тут одно к одному.

-Не хочешь ли ты, — предложил один активный прихожанин, — поехать на слёт православной молодёжи?

Почему бы и нет, подумал Слава, и пошёл записываться. Но свободных мест в автобусе уже не было. Тогда он зашёл в дом притча и случайно услышал телефонный разговор. Староста жаловалась, что автобуса не хватает для всех желающих, а ей отвечали, что у них ведь есть машина. Есть-то она есть, соглашалась та, да водителя нет.

Вот ведь как интересно складывались обстоятельства: поистине, что кажется нам случаем слепым, то рождено источником глубоким. Вячеслав-то, если помнит читатель, аж с третьего класса водил машину. Ну, он, конечно, и предложил свои услуги. Староста от радости побежала к батюшке. И вот приходит наместник Троицкого монастыря игумен Тихон. Интересный такой человек, энергичный, и напористо так, с нетерпением спрашивает: да где он, где он, этот твой водитель, покажи-ка его мне…

-Ну, выгнали новенькую «Газель», на ней даже номера не было. — вспоминает о. Вячеслав, — Я прикрутил его, соорудил в кузове лавки для людей, и рано утром выехали мы из Тюмени в Тобольск.

Конференция, выступления, беседы, знакомства, — всё это так впечатлило новоиспечённого шофёра, что он твёрдо решил поступать в семинарию. Но на этом пути было одно серьёзное препятствие. Дело в том, что вышло распоряжение — выпускники института получат дипломы только после того, как отслужат в армии. Только тогда в дипломе будет поставлена долгожданная печать. Так что семинария отодвигалась на неясную перспективу, а там, глядишь, мир закрутит и — навсегда.

В конце августа отдохнувший Слава зашёл в военкомат узнать, что да как. Пришёл рано, все двери закрыты. Подождал. Видит, идёт молоденькая девушка, видно, только устроилась на работу. Слава к ней. На её вопрос, что ему надо, он протянул диплом, и девушка поставила бесценную печать. Ну, просто фантастика, Слава не мог поверить своим глазам.

Нежданно-негаданное радостное событие молодой человек отметил в… Знаменском Соборе. Навстречу ему шёл о.Тихон.

-Ты почему не в семинарии? — удивился он.

Вячеслав рассказал ему о катавасии с армией, дипломом, а теперь уж он не успевает на экзамены в семинарию.

-Сейчас же садись на поезд, — приказал он, — и поезжай в Тобольск. Я позвоню инспектору семинарии игумену Фотию и попрошу принять твои документы.

В чём был, в том и помчался Слава на вокзал. В джинсах, футболке с яркой надписью, в кедах он явился в духовную семинарию. Документы в канцелярии у него взяли и велели присоединиться к группе, у которой вот-вот начнётся экзамен. Слава подошёл к ребятам, послушал их богословские разговоры и ужаснулся: куда он лезет, ведь он ничего не знает. И снова в канцелярию, забирать документы. Ему их не отдали и успокоили, ничего, ничего, не робей.

-И вот я в кабинете, — вспоминает он, — подхожу к аналою с открытой Псалтирью. Игумен Зосима предлагает прочитать начало псалма на церковно-славянском языке. Прочёл я, конечно же, с ошибками. Игумен недоумённо так посмотрел на меня: абитуриент Горшков, вы вообще когда-нибудь читали Псалтирь?

-Нет. — честно признался я

-По-нят-но. — глубокомысленно заключил он.

Из кабинета Слава вышел в полной уверенности, что провалился. Но после экзаменов было ещё собеседование с ректором владыкой Димитрием

-Захожу к нему всё в том же спортивном наряде, — продолжает рассказ батюшка, — Он начал расспрашивать меня о житье-бытье. Узнав, что я жил в студенческом общежитии, спросил, как мы отмечали праздники, мол, покуривали-попивами. Ну я и сказал, праздники, конечно, отмечали, но без выпивок и курева. Я занимался многими видами спорта, участвовал в соревнованиях, так что не до баловства было…

На следующий день всех молодых людей собрали в актовом зале и огласили список принятых. К великому удивлению Слава услышал и свою фамилию. Казалось бы, все испытания теперь позади, но нет, надо было набраться мужества и сообщить о новом повороте в своей жизни родным. Родители его надеялись, что после окончания института сын, наконец-то, приедет со всей семьёй к ним, на север. Подыскали ему хорошую работу. Духу сказать самому у Славы не хватило, он протянул маме справочку о поступлении в семинарию, а сам быстренько юркнул в другую комнату. Родители поохали-поахали и смирились. Сложнее пришлось с супругой Марианной. Её подруги активно давили на неё: да не возвращайся ты к нему, теперь заставит тебя ходить во всём чёрном, так и жизнь свою погубишь. Вот какие дикие представления были у людей ещё лет десять назад. Через много лет, к сожалению, выяснилось, что жизнь не заладилась не у матушки Марианны, а у тех её подружек.

…Потихоньку Слава стал воцерковляться. Студентов возили по храмам, монастырям, а он даже и не знал, что вокруг находятся такие святыни. В семинарии Слава учился с огромным интересом и очень добросовестно. Но, к сожалению, не долго. Во время Великого Поста семинаристы разъезжались по малым сибирским городам и посёлкам, где не было священников. Эконом епархии иерей Пётр Егоров взял с собой студента Горшкова. Отслужили они в посёлке литургию, крестили пятьдесят человек. И устал о. Пётр так, что был не в состоянии вести машину. Слава его и подменил. Но недаром же иерей был экономом. Он сразу же прикинул, где этого студента можно использовать в епархии…

Через неделю владыка Димитрий собрался в Абалакский монастырь. Теперь эконому не надо было ломать голову, кто повезёт архиепископа, конечно же, семинарист Горшков. И пошло-поехало: Слава стал, как говорится, штатным водителем владыки Димитрия. А также иподиаконом, секретарём архиепископа, ну и по-прежнему студентом. А дома надо помогать супруге, ведь у них уже было двое детей. Так что свободной не было ни одной минутки, хорошо возраст позволял выдерживать такие немалые нагрузки. Всего-то Славе было тогда двадцать два года.

ПРОЩАЙ, АМЕРИКА, ЗДРАВСВУЙ, РОССИЯ!

Патриарх Алексий 11 благословил командировать владыку Димитрия в Америку и предложил взять с собой переводчика. Владыка остановился на Славе: обложился он учебниками, разговорниками, чуть ли не все ночи просиживал над ними.

-До Нью-Йорка летели без пересадки девять часов, — вспоминает батюшка, — а потом надо было пересаживаться на самолёт до Солт-Лейк-Сити, что в штате Юта. Ждать его пришлось долго.

В Солт-Лейк-Сити владыка выступал во многих учебных заведениях, но самые интересные встречи были в Мормонском университете. Режим наибольшего благоприятствования сопутствовал там только мормонам, все же остальные платили за учёбу немалые деньги. Устав у студентов довольно жёсткий. Так, они не имеют права пить кофе, носить длинные волосы, а о курении и спиртном и речи быть не может. Но самое главное — все обязаны принять веру мормонов. Без этого ни на какие перспективы и рассчитывать нечего.

Вот уже семь лет преподают в Мормонском университете Лариса и Владимир, она — на кафедре славянских языков и культуры, а он — преподаёт физику. Профессиональный уровень их настолько высок, что каждый год администрация университета ходатайствует о продлении им вида на жительство, несмотря на то, что они упорно не желают менять свою православную веру. Каждую, буквально каждую неделю все семь лет приходят к ним миссионеры и стараются склонить их к своей вере. Но тщетно. Сейчас супруги упаковывают свои чемоданы и переезжают в другой штат.

Надо сказать, что в Америке различных миссионеров тучи, и все они стараются склонить православных в свою веру. Но стоят россияне, как истинные воины Христовы. Владыка Димитрий тогда сказал, что если бы была возможность, привозил сюда каждого семинариста, чтобы они увидели, какая упорная борьба ведётся за каждую душу.

Однажды к русским гостям подошла женщина из Сибири и плачет, плачет: вы даже не представляете, как тяжело здесь оставаться православной! Внешний комфорт заглушает духовное неблагополучие, но если человек не американится, ему будет очень и очень трудно. Так что вы уж не забывайте нас в своих молитвах. Так в помяннике о. Вячеслава появилась целая страница — «Америка».

Все русские в Солт-Лейк-Сити собираются вокруг греческого и антиохийского храмов. Можно смело сказать, что именно здесь центр культурной жизни русских людей за границей. Даже те, кто никогда не ходил в России в храм, приходят сюда, видно, православная генетическая закваска берёт своё. В условиях агрессивного неправославного общества они воспитывают своих детей в православном духе. При храме есть общеобразовательная школа, множество спортивных секций с прекрасным спортивным залом, театральная сцена, где регулярно идут спектакли. Одним словом, всё потребное детям предлагается прямо здесь, чтобы ребёнок не нахватался чего не надо на стороне.

Много интересных историй узнали владыка и Вячеслав. Расскажу об одной. Дьяконом в греческом храме служит русский, отец Анатолий, под два метра и очень доброго вида, этакий русский богатырь. Родился он в Бельгии, куда эмигрировали его русские родители, в России же никогда не был. Супругу его зовут Маргарита и она-то родом из России. Отец её, врач-стоматолог, был православным, жил в Одессе. Однажды его предупредили (дело было в 3О-е годы), что ночью его арестуют. И вот он со всей семьёй пускается в бега и добирается до Ирана. Таких, как он, беженцев, были сотни и всех их местные власти возвратили на родину, в Россию. Кроме врача стоматолога. И вот почему. В иранском селе, где оказалась семья Маргариты, началась какая-то эпидемия, а местных врачей не было. Вот и оставили врача-стоматолога. И действительно, с Божьей помощью он вылечил тогда местное население.

Со временем семья Маргариты перебралась в Тегеран, там они подружились с неким военным, который впоследствии стал главной Ирана. Это был Хомейни. Маленькая Маргарита, можно сказать, выросла на его руках, так часто бывал он в доме своего русского друга.

Однажды семья уехала на недельку в Америку. И в этот момент в Тегеране произошёл переворот. Второй раз семья Маргариты по милости Божьей спаслась от расправы. И снова, оставшись без ничего, надо было начинать жизнь заново, с чистого листа…

Приезд владыки и его «переводчика» так всколыхнул душу Маргариты, что спустя некоторое время она сама приехала в Россию, о чём я расскажу позже…

Наконец, настал день отъезда домой. Взглянули наши путешественники на авиабилет и встревожились: время посадки на самолёт указано, а взлёта — нет. И поторопились в аэропорт. Но вот посадка закончена, трап отъехал, двери задраены и их воздушный лайнер встал в длиннющую очередь, на три километра. Часа полтора простояли они в ней, и это несмотря на то, что самолёты взлетали через каждую минуту. Наконец, наступил черёд и их Боинга. Прощай, Америка, здравствуй, Россия.

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

Так говорится в нашей русской пословице… Приехала Маргарита, супруга дьякона Анатолия, вместе с Натальей, которая так печаловалась о судьбе православных в Америке, в Тюмень. Дело было летом. Владыка Димитрий был в отъезде, так что гостями занимался о. Вячеслав Первым делом, повёз он своих гостей к родственникам Натальи, которые жили тут же в Тюмени, в обыкновенной пятиэтажной хрущёвке. Ну и удивились русские американцы, до чего же облезлый дом, в подъезде грязь и вонь, а в самой квартире чисто и красиво. Женщин сразу же пригласили к столу, и Маргарита, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не выпивала, изменила впервые в жизни своему правилу. И когда она выпила напиток, приготовленный хозяином дома, она тут же подписала с ним контракт на изготовление такого напитка для её маленького американского ресторанчика, а затем и купила ему билет до Солт-Лейк-Сити.

По дороге из Тюмени в Тобольск, где-то километров через семьдесят, стоит высокая белая часовня Святителя Николая, а рядом с ней сервисный комплекс. Заправляют всем этим три человека. Один из них фермер, который и поставляет продукты в местный ресторанчик. О. Вячеслав провёл гостей в комнату, оформленную в православном духе. Кормили гостей тем, что производил сам фермер. Они не только уплетали за милую душу всё, что подавали, но ещё и нюхали, так чудесно всё благоухало. Маргарита заметила, что в Америке продукты не пахнут, купишь ящик клубники, поставишь, а потом ищещь по всему дому.

-А когда они отведали нашу горчицу, — о. Вячеслав засмеялся, — густо намазав на хлеб, как это они делали у себя в Америке, пришлось долго приводить их в чувство. Но всё равно литровую баночку этой жгучей приправы заказали с собой.

Вечером о. Вячеслав повёл их на всенощную в Покровский Собор, поставил рядом с мощами святителя Иоанна Тобольского. Хор пел как всегда замечательно, горели свечи. Большой духовный подъём испытали женщины.

-Если бы я знала, — рыдала Маргарита, — что Россия такая, приезжала бы сюда каждый год.

Перед отъездом они снова заехали к родственникам Натальи попрощаться. Сами знаете, что такое русские проводы, чуть на самолёт не опоздали. Батюшка гнал машину на огромной скорости.

-У вас что, полиции нет? — испугались гости.

-Есть, — засмеялся о. Вячеслав, — просто я знаю, где они обычно стоят.

ВСЁ ВПЕРЕДИ

Одна прихожанка попросила батюшку освятить группу, куда ходит её сынишка. Он, разумеется, согласился. В дверях детского садика они столкнулись с директрисой. Та строго посмотрела на священника, потом на Татьяну, так звали прихожанку. Ну, будет мне сейчас нагоняй, подумала она, ведь батюшку пригласила она самовольно.

-Ты что же не сказала мне, что пригласила священника, — строго сказала заведующая, — я давно хотела освятить весь садик. — и батюшке — а почему ваши дети не ходят к нам?

Вечером батюшка сообщил радостную новость матушке. Семья росла, матушке всё труднее управляться с детьми. Они бы давно отдали в садик хотя бы трёх младшеньких, но попасть туда нелегко: в перестройку резко сократилась рождаемость и садики позакрывались.

-Вот женщины боятся рожать, — говорит батюшка, держа на руках годовалого младенца, седьмого по счёту, — а я по опыту своему знаю, что Господь никогда не оставит многодетную семью. Если люди стараются жить праведно, то всё устраивается само собой. Когда я учился в семинарии, мы жили в одной комнате с тремя детьми и четвёртым на подходе. Конечно, было нелегко. Мы потерпели-потерпели, раз — и утешение:. епархия дала нам квартиру. Правда, была она на четвёртом этаже и матушке приходилось таскать коляски. Ну что ж, идеала не бывает.

Когда меня перевели в Тюмень, пришлось посложнее, у нас было уже семь детей. Но опять же Божьим промыслом всё устроилось. Пришёл ко мне как-то один человек и сказал, что его дочь Мария очень тяжело переносит беременность, и врачи беспокоятся за исход родов. Прошу вас, батюшка, сугубо помолиться о здравии моей дочери. Молился я как только мог. Прошло время и этот человек снова пришёл ко мне, он прямо сиял: Мария родила чудесного малыша, врачи говорят, что произошло просто ч удо.

И ещё пролетели месяцы, батюшка занялся своей жилищной проблемой в надежде купить хоть какую квартирку. Поехал по одному объявлению. Хозяйкой оказалась… та самая Мария, о здравии которой он так усердно молился. Разговорились. Женщина сказала, что организация её отца сдаёт тридцать квартир в Тюмени. Сам Бог велел одну из них дать батюшке с семью детьми. Вскоре батюшка с матушкой и с семью детьми справили новоселье.

-Так и она может стать для вас маленькой, — сказала я между прочим.

-Может, — охотно согласился о. Вячеслав, — один старец сказал мне: ну, отче, десять деток у тебя точно будет.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1440


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика