Русская линия
Радонеж Антонина Арендаренко14.11.2005 

Послушник святителя Николая
О рыльском старце архимандрите Ипполите

Послушник свт. Николая17 декабря многие православные с особым сердечным чувством помянут в своих молитвах память ушедшего от нас три года назад благодатного старца — архимандрита Ипполита (Халина), современного нам подвижника благочестия. Родившись в 1928 г. на Курской земле, о. Ипполит не только по землячеству, но и по духу стал продолжателем преподобного Серафима Саровского, стяжав христианскую Любовь сам и щедро раздавая ее людям.

Еще юношей Сергей Халин почувствовал призвание к монашеской жизни и поступил в знаменитую Глинскую пустынь, где его духовником стал глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш), исповедник нашего времени, прошедший жестокие пытки и лагеря. «Батюшка, Вы умрете, кто же после Вас будет старцем?», — однажды простосердечно спросил его молодой послушник. «Да ты и будешь старцем», — ответил отец Андроник.

После закрытия в начале 1960-х годов Глинской пустыни послушник Сергий продолжил монашеский путь в Псково-Печерском монастыре, келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича). Здесь он был пострижен в монашество с именем Ипполита.

В конце 1960-х гг., когда возникла угроза полного исчезновения русского монашества на Афоне, о. Ипполит вместе с другими ныне известными в России старцами — Илием Оптинским, Авелем Рязанским — поехал на Святую Гору, где в течение 18 лет подвизался в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в том числе 4 года представлял русское монашество в Священном Киноте, который управляет Святой Горой. Тот труд монашеского делания, который поднял о. Ипполит в это время, сокрыт от нас. «Царствие Божие нудится и нудницы восхищают е» — любил повторять он. Но не укрылись благодатные плоды этого труда, дары Духа Святаго — любви, терпения, кротости, милосердия, которые о. Ипполит принес на Родину и без остатка отдал ближним.

Он вернулся в Россию в переломное для нее время. В течение короткого времени восстановил свыше десятка храмов, а в 1991 г. принял в управление Рыльский Свято-Николаевский монастырь Курской епархии, возрождению которого посвятил последние 11 лет своей жизни.

История этой славной обители, которая в этом году празднует 500-летие своего первого летописного упоминания, уходит корнями в глубокое прошлое. Возникший вблизи места явления св. Николая и его чудотворного образа, монастырь имеет и еще одного святого покровителя. Еще во времена св. князя Владимира в эти края пришли болгарские монахи, принеся в южные земли молодой Руси свет христианской веры и святыню болгарской земли — десницу прп. Иоанна Рыльского, которая с тех пор благословляет и ограждает Рыльск. Прп. Иоанн не раз чудесным образом защищал свой город от набегов татар, а в годы Великой Отечественной войны оказавшийся на переднем крае Курской дуги город Рыльск именно в канун праздника св. прп. Иоанна Рыльского был освобожден от двухлетней фашистской оккупации, причем в ходе жестоких боев, когда по монастырю велся прицельный огонь, чудесным образом ни одна бомба и ни один снаряд на него не упали. Но в последующие мирные годы обитель была так разрушена размещавшимися на ее территории хозяйственными организациями, что о. Ипполит принял ее уже практически в руинах.

Именно здесь, в древнем, веками намоленном месте — Рыльском монастыре воссиял для многих тот свет, порадоваться и отогреться душою возле которого потянулся поток страждущих с самых дальних концов России и зарубежья.

Батюшка имел великий дар утешения. Он не был проповедником в классическом смысле, златоустом. Он, бывало, говорил: «Вот, кто-то проповедует, а я вообще ничего не могу сказать. Я не умею ничего». О. Ипполит больше любил обращать к людям слова стихов, простосердечных и мудрых народных песен. Но от него исходила самая живая и самая действенная проповедь, которая только может быть на свете — дух любви и пример собственной жизни. Всего лишь два слова: «Ну, отец, терпи». «Помоги тебе Господи». «Здоровья тебе». И еще несколько фраз говорил о. Ипполит человеку, и тот, кто приходил к нему с тяжким грузом грехов, житейских проблем и скорбей, выходил из храма обновленным, с сияющим лицом и просветленной душой. И таких примеров были тысячи. Та благодать Божия, которая почивала на Батюшке, производила в людях такое внутреннее преображающее действие, что они полностью изменяли свою жизнь.

Множество чудес было совершено о. Ипполитом при его жизни, свидетелями которых невольно являлись окружавшие его люди, их нельзя скрыть или отмахнуться. Это исцеления от наркомании, алкоголизма, рака, даже СПИДа. Но самое великое чудо, которое внешне обыденным образом творил отец Ипполит — это чудо преображения человеческой души. Озлобленные, согнутые тяготами и невзгодами люди с изломанными судьбами и характерами, ожесточенными и окаменевшими — казалось бы уже навсегда — сердцами приезжали к отцу Ипполиту и на глазах воскресали для любви, для милосердия, для вечности.

Не раз бывало так, что по молитвам о. Ипполита приходили к покаянию, примирялись с Церковью и с миром отходили ко Господу даже убежденные безбожники, молиться о которых Батюшку попросили их уже отчаявшиеся родственники.

Батюшка имел любовь, сравнимую с любовью Христовой: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Тех людей, которые не задерживаются ни в одном монастыре, которых просто изгоняют — бомжей, наркоманов, блудниц, пьяниц, — он принимал к себе, за всех молился, и часто алкоголику, который едва стоял на ногах, он уделял времени намного больше, чем внешне вполне благопристойному человеку. Далеко не всем это было понятно. «Что это Он ест и пьет с блудницами и с мытарями?» — говорили о Спасителе во время Его земной жизни. То же самое говорили и об отце Ипполите. Многие сетовали, что Рыльский монастырь превратился в «сборище алкоголиков, пьяниц, наркоманов» и не увидели при жизни праведника того благодатного света, который находился в нем. Тем более что о. Ипполит был необыкновенно скромным человеком. Будучи архимандритом, он никогда не носил креста с украшениями. Во всяком случае, напоказ. Часто приезжавшие в обитель известные, состоятельные люди порой принимали его за послушника. И, действительно, он искренне считал себя самым грешным и самым простым человеком.

В жизни Батюшки было много трагических страниц. С него срывали крест, запрещали в священнослужении, отправляли за штат. Все неправедные оскорбления и гонения он терпел с редчайшим благородством и достоинством, о них узнавали только от других. Сам о. Ипполит ничего не рассказывал о себе. Даже простые факты его биографии приходится сейчас собирать по крупицам. Но в Духе живущим подвижникам он был хорошо известен. Однажды известный юродивый Алексей Феодорович из г. Старый Оскол прогнал прибывших к нему из Рыльска матушек: «Убирайтесь отсюда. Приехали от Ипполита ко мне. Он с Матерью Божией разговаривает, а кто я такой?».

Так же скромен и сам Рыльский монастырь. Золотых куполов нет. Стоят три храма, но восстановлен только один. Казалось бы, за столько лет можно было больше сделать, тем более, что поступали пожертвования от состоятельных людей. Но вот Патриарх Алексий отмечал на церковном соборе, что не строительством надо увлекаться. Что пользы от раззолоченного храма, если будет стоять он пустой? Восстановите храм в сердцах людей, и заполнят они храмы, и украсят их.

Это и делал архимандрит Ипполит. Он верил, что сердца можно отогреть только любовью — не исключая самых простых и «доходчивых» ее проявлений. Приезжавших отправлял прежде всего в трапезную, которая по благословению старца была открыта с утра до вечера для всех. Ежедневно здесь кормили по 300−400 человек. Посещая села Курской области, о. Ипполит помогал всем, кто нуждался в его помощи. Он не делал разбора, в каждом человеке видел только его бессмертную душу. Раздавал деньги, дарил коров, покупал дома — тем, кто нуждался в этом. Найдем ли мы еще подобные примеры в современном мире?

Благодатный дар исцеления, которым о. Ипполит был щедро одарен, он также прикрывал простотой и скромностью. Характерен такой случай. Как-то из Москвы приехала с паломниками в монастырь женщина с подростком. Подходит к отцу Ипполиту: «Батюшка, вот у меня сын болен СПИДом». Отец Ипполит благословил его, прочертил пальцем крест на его груди и говорит: «Да у него ничего нет, матушка, езжайте, езжайте домой». Вот и весь разговор, а она ехала за 500 км. Она так раскричалась! Стала так возмущаться! «Да что это такое, да что это за батюшка? Я ехала, платила деньги!…» Всю обратную дорогу кричала. А когда пришли к врачу, сдали анализы — они и правда чистые.

О. Ипполит молился не только за притекавших к нему людей, он болел сердцем за всю Россию и ему было открыто многое о ее судьбах. Свидетельством этому служит та особая забота, которую Батюшка проявлял к возрождению Православия в духовном центре Кавказа — Северной Осетии. «Только монастырями спасется Кавказ» — полагал он. Батюшка основал здесь две духовные крепости, два монастыря — женский в Алагире и мужской в Беслане (открыт в 2000 г.), в нескольких минутах ходьбы от той школы, которая спустя несколько лет стала трагически известна всему миру. «Вымаливайте Беслан», — благословлял о. Ипполит, и его духовные чада начали даже создавать в Осетии центр медико-социальной реабилитации для детей, пострадавших в терактах и конфликтах Кавказа. Бандиты, как мы знаем, замышляли развязать войну по всему Кавказу, но их усилия рассыпались о твердыню положенного там старцем Ипполитом духовного камня.

Батюшка Ипполит преставился 17 декабря, а хоронили его на престольный праздник обители, в день святителя Николая, которому он так усердно служил всю свою жизнь. На девятый день кончины старца деревянный крест на его могиле начал источать благоуханное миро так обильно, что оно стекало на снег, разбиралось паломниками в различные емкости. По вере и молитве на могилке о. Ипполита происходят исцеления, решаются трудные проблемы, просвещаются души, убеждая нас в том, что отец Ипполит по сей день не оставляет свою обитель. И многие люди из вновь приезжающих в Рыльск, не знавших об о. Ипполите ранее, переживают чувство большого и радостного открытия

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1423


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика