Пресс-служба Псковской епархии | Священник Виталий Скнар | 14.11.2005 |
Настоятель храма Успения с Пароменья в Пскове, священник Виталий Скнар говорит о сути события: «Евангельский отрывок рассказывает об одержимости человека нечистой силой. И когда читаешь эти строки, может показаться, на первый взгляд, особенно нашей современной интеллигенции, что это невозможно, что это — метафора, аллегория. На самом деле, это не так. Бесы реально существуют и достигли сейчас больших результатов, внушив людям, что их нет. А логика сатаны такова: если нет дьявола, то нет и Бога, и дьяволу выгодно, чтобы люди жили в атеистическом мировосприятии.
Если мы считаем, что дьявол аллегория, метафора, не личность, мы, тем самым, обезоруживаем себя перед силами зла.
Простой пример: представьте, воры всей страны внушили гражданам, что их не существуют, и бедные граждане не стали бы закрывать своих квартир, домов, в надежде на то, что вокруг живут только честные люди… На войне, чтобы бороться с врагом, надо знать его в лицо, а если боевые действия ведутся ночью и врага не видно, то непонятно, с кем сражаться. Врага надо знать в лицо, если мы дьявола считаем реальной личностью, а не мифом. Дьявол — дух, обладающий личностным самосознанием.
Самосознающий себя субъект, который владеет своей собственной природой, и люди, и ангелы являются личностями в этом смысле. Дьявол погряз в грехе, он любит грех и проповедует его, пытается ввергнуть в него человека. Причем, по зависти. Он очень завидует. И, прежде всего, он позавидовал Адаму, потому что Адам восполнил место отпавшего Денницы, который был когда — то высшим ангелом, одним из красивейших, самым близким к Богу, и был сотворен одним из самых лучших, а стал падшим, сатаной. И гордый дьявол не мог смириться с тем, что несовершенный человек занял его место, и решил его уничтожить, смести человека с лица земли, как своего соперника, как конкурента со своего пути. И воспользовался запретным плодом с Древа, о котором предупредил Господь Адама: «если съешь с сего древа, то смертию умрешь». То есть лишишься бессмертия, и дьявол полагал, что, съев плода с запретного древа, Адам умрет, а он займет его место. Но, ввергнув в смерть Адама и Еву, он не смог действительно уничтожить человечество как таковое. Бог сохранил человека.
Смерть вошла в мир после греха Адама, но человек не исчез с лица земли. А дьявол лишился сладости Божией, отпав от Бога. И теперь он в аду в страшном состоянии, в состоянии полного безумия, ужасной опустошенности, он мучается, страшно мучается духовно и мучает всех. Что является признаком великой гордости: если мне плохо, то пусть также будет плохо и другим.
Дьявол — гордец, он считает себя богом, и когда он видит смирение Божье рядом с собою, это вызывает в нем бешенство, он не может его переносить. В житие моего святого Виталия Александрийского рассказывается история, как он, будучи монахом, шел однажды, и один бесноватый человек ударил его по щеке, он же подставил ему другую, и бесноватый не смог ударить. И из него сейчас же вышел бес, который не вынес смирения. Гордость — мать всех пороков. Мы себя любим и предпочитаем своим ближним, пытаемся возвыситься над ними, и все злобы, распри и ссоры, недоброжелательство — все происходит отсюда. А если человек смиряется, дьявол не может выносить такого человека и бежит от него.
Смирение очень хорошо показывается в исповеди, в исповедание грехов. Когда человек действительно осознает свои грехи и не пытается их утаить, себя оправдать, а несет их на суд Божий, в церковь и высвечивает мрачные темные уголки своей души, и туда попадает свет Божий. И дьявол, который любит темноту, темные закоулки в нашем сердце, не находит там укромного уголка для себя: все высветилось во время внутреннего обнажения, все высвечивается благодатью.
Дьявол же укореняется в сердце, которое находится во мраке. Если человек признает себя грешником, видит свои грехи, приходит исповедовать их Богу, тем самым он смиряет себя и наносит дьяволу страшный удар, страшное поражение. После хорошей, настоящей, покаянной исповеди дьявол теряет свой абсолютный контроль и власть над человеком. И это очень серьезный способ борьбы с нечистой силой — покаянная исповедь со слезами Господу Богу в присутствии священника. Очень помогает постоянная молитва, а молитва есть дыхание души.
Пока человек молится, в нем теплится молитвенный огонек и согревает душу, а когда потухает, то вокруг сгущается тьма и дьявол может с легкостью напасть на человека. И он так силен, что может скрутить в бараний рог и физически, и духовно. Поэтому молитва не должна угасать в сердце христианина, чему способствует аскетическая дисциплина нашей Церкви, утренние и вечерние молитвы, и постоянная молитва в продолжении дня: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Ее нужно читать беспрестанно про себя, особенно, когда помыслы наши бесовские и страстные неотступны и навязчивы. Когда человек начинает молиться, то гнев и злоба, которые точат его сердце, сразу отходят. И тогда становятся понятно, что все это не от человека, а от врага рода человеческого — дьявола. Очень сильно опаляет дьявола Таинство Святого Причащения. Тогда приходит в наши мысли, в наше сердце и душу Господь и приносит мир, покой и тишину.
Наши святые подвижники знают, как сопротивляется дьявол, когда человек встает на особый путь духовной жизни. Начинается духовная брань, идет тяжелая борьба. И на высоких ступенях духовного подвижничества молитвенники сталкивались воочию с этими разрушительными, демоническими силами. Наши святые нас предостерегают и говорят о том, что дьявол, сатана действительно существует. И вся его деятельность направлена на разрушение, на уничтожение всего светлого, Божьего, доброго в этом мире.
Мы же, в большинстве своем, частично одержимы внешне, дьявол приступает к нам с помощью помыслов и возбуждения страстей. Мы эти бесовские помыслы принимаем, принимаем в себя демонов. Здесь не нужна отчитка, а нужна постоянная, регулярная, духовная жизнь. Регулярная молитва, регулярная исповедь, регулярное причастие. Дьявол больше всего боится добродетели смирения. Гордыне дьявола человеческое смирение наносит сильнейшее поражение. Существуют два вида одержимости: внешняя, поверхностная и внутренняя, когда уже бес поселяется в тело человека и овладевает им. Бесноватого человека, когда бес получает полную власть над его телом, видно.
Тогда уже может и психика повреждаться, что является следствием бесовской одержимости. Но дьявол не может властвовать над душою и над жизнью человека, потому что душа и жизнь, даже бесноватого человека, в руке Божией, а попускает Господь мучить дьяволу человеческое тело. Как правило, психическое заболевание и одержимость существуют вместе. И лечить таких людей надо и медикаментозно, и духовным способом. Их необходимо, если возможно, регулярно исповедовать и причащать, подводить к Чаше, чтобы Господь постоянно входил в их сердце. А когда Господь входить в сердце бесноватого, сердце освящается, и дьяволу это очень не нравится. Были случаи, когда от частых причащений бесы выходили от людей. В особо тяжелых случаях у нас из древней традиции Церкви сохраняется чин отчитки (экзорцизм — изгнание бесов). И для этой тяжелой духовной работы благословлен нашим Архиереем у нас в Пскове протоиерей храма свв. Константина и Елены отец Пантелеимон (Ледин).
Как — то я был в Печерском монастыре, когда там еще отец Адриан отчитывал, вошли в Сретенский храм и увидели ужас, который там творился. Батюшка тихо читает молитву и произносит: «сатана, изыди»! И тут началось и хрюканье, и кашель, и лай, чего только там не было, как в аду. Сидели две бесноватые: у них у обеих были закрыты уста, а бесы говорили внутри них, из них вполне полноценно произнесенными грязными словами. То, что понятно простому верующему человеку, простой бабушке в храме, то невдомек, к сожалению, грамотному и необразованному безбожнику, неверующему человеку.
Духовная природа не терпит пустоты, если в сердце у нас нет Бога, то его занимает дьявол. Это и есть причина одержимости в наше время. Не столько грехи какие — то определенные, их может и не быть, а просто люди живут без Бога, и это становится причиной одержимости. Но бесы не имеют власти над человеком, потому что Господь дал каждому человеку свободную волю, и так просто овладеть человеком бес не может. Бог ему это не разрешает без воли человеческой. И если бы человек исполнял волю Божию, он бы был неприступен для дьявола, но в том и беда, что бесы овладевают людьми, как говорит Афонский старец Паисий, потому что мы сами даем над собой власть демонам. И тогда они научают нас всякому лукавству, всякой лжи и греху. Наши страсти у всех одинаковы, и это бесы видят, правда, наших мыслей они не знают, но по движению нашего зрачка уже хорошо их угадывают.
Если ум человеческий бродит по всему свету и пропускает через себя все, что ни попадя, пропускает через свое сердце, все что можно, он из своего сердца устраивает проходной двор. И со всей информацией, пущенной в сердце, туда входят и бесы. Если ты принял помысел бесовский — ты принял беса самого. Вот таким образом они входят в нас, в человеческое сердце, если человек не бодрствует духовно, не призывает Имя Божьего, если ум человека не занят размышлениями о духовном, не занят Господом. Но мы не обладаем духовным рассуждением и не отличаем, какие помыслы от беса, какие нет. Мы думаем эти помыслы от нас, а на самом деле принимаем самого сатану. Начинаем беседовать с ним «в уме», мысленно и потом пожинаем плоды. Помыслы и посылают людей на греховные дела. Поэтому надо не вдаваться в пустые измышления и больше думать о Господе, принимать в себя Христа, соединяться с Ним. И тогда в сердце войдет такая духовная радость, с которой ничто не может сравниться в этом мире, верующие люди ее знают.
Злая воля, цель которой уничтожение человека в мире, зло — это реальная сила в мире. И демоны, может быть, и уничтожили бы все, смели бы все на своем пути, поскольку это падшие ангелы, и ангельская природа, ее сила у них сохранилась, они намного сильнее человека. Только Бог не дает им это сделать. Бывает, бесноватую подкидывает так, что она падает на пол затылком, плашмя о каменные плиты, и с ней ничего не случается страшного.
Господь не дает дьяволу нанести непоправимого смертельного удара человеку. Господь попустил дьяволу приступить к человеку и мучить его, как правило, за грехи, за жизнь без Бога, но убить человека Господь дьяволу не разрешает, не попускает, хранит всех: и праведников, и грешников, и больных, и бесноватых, и здоровых. Серафим Саровский говорил об этом, что самый малейший бесенок мог бы одним своим когтем сдвинуть с траектории нашу землю, но Господь ему это не разрешил. Вот такая у них страшная сила, и какой немощный хрупкий перед этой страшной силой человек. И если человек не будет прибегать к Богу, не будет защищен Божественной благодатью, Божественным покровительством, мы можем представить себе тогда, в лапах какого страшного зверя, немилосердного и злобного, может оказаться бедный беззащитный человек.
Это особенно касается детей. Детки ни в чем не виноваты, им достается по грехам родителей, которые живут безбожной жизнью, детей в храм не приводят. Дьявол приступает и к их чистым невинным душам, и мучает такой поверхностной одержимостью даже маленьких детей. Вот почему плохо они спят по ночам, кричат, лунатят, болеют. Раз зло реальная сила, недостаточно защищаться от этого зла какими — то умными книгами и т. п. Защищаться надо от него молитвой и причастием.
«Всякий род бесовский изгоняется молитвой и постом», — сказал Господь в Евангелие.
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=625