Фонд «Русская Цивилизация» | 14.11.2005 |
По сути, документ представляет собой заключение беспрецедентного военно-стратегического и оборонного альянса. Для Узбекистана этот вопрос первостепенной важности. После резкого обострения узбекско-американских отношений, последовавшего за событиями в Андижане, нельзя исключать и силового варианта выхода из сложившейся ситуации. Причем возможность вторжения войск США и их союзников по НАТО в Узбекистан практически равна нулю. Зато весьма вероятно использование в качестве вооруженной оппозиции узбекской власти отрядов возрожденного «Исламского движения Узбекистана», боевики которого во множестве попали в американский плен во время вторжения последних в Афганистан, и в настоящее время находятся в Гуантанамо. Вероятно, предвидя подобное развитие событий, Ислам Каримов и решил заручиться поддержкой, в том числе и военной, со стороны России. В договоре, который планируется подписать буквально на днях, записан следующий момент:
«В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также возникновения угрозы совершения акта агрессии против одной из сторон стороны незамедлительно приводят в действие механизм соответствующих консультаций для согласования позиций и координации практических мер по урегулированию такой ситуации», что подтверждает все вышеизложенное.
Кстати, в октябре на горном полигоне в Узбекистане состоялись совместные российско-узбекские военные учения, в которых с обеих сторон принимали участия подразделения ВДВ и армейского СПЕЦНАЗа. Все это должно было продемонстрировать серьезность намерений сторон по недопущению попыток третьих стран каким-либо образом влиять на ситуацию в регионе.
Да и Россия в результате подписания этого договора может укрепить и расширить свое геополитическое влияние в регионе, вытеснив оттуда США и дав понять еще одной влиятельной державе — Китаю, что Средняя Азия — все-таки не его сфера интересов.
Усиление российского военного присутствия в регионе должно стать весомым тому доказательством.
В настоящее время в Средней Азии выстраивается очень интересная военно-стратегическая и геополитическая конструкция с участием России, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Ранее было заявлено о создании в ближайшем будущем на территории Средней Азии коллективной армейской группировки с участием воинских подразделений России, Киргизии, Казахстана и Таджикистана. Вполне вероятно присоединение к этой «коллективной среднеазиатской армии» и Узбекистана, который фактически согласился на размещение российской военной базы на своей территории взамен изгнанных американских. Если такое произойдет, то можно будет говорить о создании нового «восточного блока», должного стать достойным противовесом НАТО на Среднеазиатском ТВД. Фактически налицо — радикальный поворот российской внешней, в том числе и военной, политики на среднеазиатском направлении.
Еще один показательный момент, свидетельствующий о новом подходе в этой сфере — с 2006 года Россия прекращает оказание на безвозмездной основе военной помощи Афганистану. Причиной тому, как было официально заявлено — проамериканская ориентация кабульского режима.
Исходя из всего вышеизложенного, можно с определенной долей уверенности сказать о том, что Россия начла вести более активную, грамотную и последовательную политику на среднеазиатском направлении, заявляя о своих интересах в регионе и о недопустимости вмешательства «третьих стран» в двусторонние отношения России с государствами региона. По сути, она поставила своей целью очертить территорию некоторого сектора СНГ, защищенного от оранжевой угрозы и свободной от геополитического диктата Запада. Теперь следует ожидать ответных ходов от США, которые, конечно же. Не смирятся с таким подходом. Очевидно, что эти ходы будут сделаны уже на российской территории.