Русская линия
Русская линия Виктор Дауров14.11.2005 

О крысиной гонке, богатстве и достатке
Из писем крестнику

Продолжение. Начало см.
Яко исчезает дым…
О безмолвии

С. Прежде всего о твоей работе. Насколько я понял из нашего последнего разговора, для тебя это на сегодняшний день самый больной и животрепещущий вопрос. У кого что болит, тот о том и говорит — а ты посвятил этой теме едва ли не половину всей нашей встречи в Москве.

Разумеется, в первую голову это духовный вопрос. Вопрос ни много ни мало о состоянии твоей души (стоянии ее перед Богом).

Как раз попался под руку подходящий кусочек текста на эту тему из книги «Толкование на Апостол», его и привожу:

«Итак, Христиане… Для чего ходите „яко не мудри, а не яко премудри“?» (Еф. 5, 15−17). Для чего бываете несмысленни, не «разумевающе, что есть воля Господня»? Для чего не бываете «мудри, яко змия, и цели (просты), яко голубие (голуби)»? (Мф. 10, 16) Какой благоразумный человек променивает вещь бессмертную и вечную на тленную и однодневную?.. Господь наш учит, что нет в мире вещи, достойной того, чтобы на нее променять душу: «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет (приобретет), душу же свою отщетит (потеряет)»? (Мф. 16, 26). Мы же, «несмысленнии», без всякой осмотрительности предаем душу за временныя мира сего блага. В коликия грехи низвергаются, кои победившись похотию к богатству стараются о стяжании онаго: «А хотящии богатитися, говорит Божественный Апостол, впадают в искушение и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждаюшия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель» (I Тит. 6, 9).

Тут уж ничего ни убавить, ни прибавить… Будь я твоим духовником (духовным отцом), я бы настоятельно порекомендовал тебе ради спасения души срочно поменять место работы. Ибо если она, а вернее, проблемы, связанные с нею, заслоняют перед твоими очами и Господа Бога, и весь Божий мир, который Он наполняет (и вся исполняяй — из «Царю Небесный»), стоит ли такая работа того, чтобы ради нее губить свою душу? Да и вообще существуют ли такие работы, ради которых стоило бы губить душу?

Духовник мог бы смягчиться, узнав, что ты претерпеваешь всяческие унижения и словесные оскорбления в свой адрес на этой работе, что ты похудел и у тебя анализы плохие — не ради стяжания денег, а единственно ради приобретения для своего сына отдельной квартиры, дабы тот мог как-то благоустроить собственную жизнь. Но и в этом случае он бы наверняка положил предел твоей работе, крайне — до приобретения оной квартиры.

Я же не твой духовник, которому ты должен бы был передоверить свою волю, а всего лишь твой крестный, то есть такой же, как ты, грешник из мирян, чуть разве что более опытный, который обязан лишь правильно ориентировать своего крестника, предостерегать от ошибок, молиться за него — не больше того. Поэтому могу лишь ограничиться советом…

Советовать тебе отказаться от вполне приличных для наемника денег было бы глупо. Ты все равно от них не откажешься. Слишком тебя засосало — раз. Духовное для тебя, судя по всему, действительно пока если не совсем пустой звук, то нечто такое, что стоит где-то после «мани-мани», чревоугодия, плотских развлечений, тщеславия, «тачки», дачки и т. д., — это два. А три, помимо всего, — это страх для тебя потерять все то, что перечислено в пункте два и подразумевается под «и т.д.».

Кстати, о страхах. Святоотеческое наше Предание говорит: кроме страха Божьего и страха согрешить, у православного человека никаких иных страхов быть не должно. Что же касается природы страхов вообще, их идентификации и квалификации, святые отцы, если их внимательно читать, советуют избавляться от страстей — тогда и не будет страхов; не зря слова эти имеют один общий корень. То есть, скажем, избавившись от таких хрестоматийных страстей, как сребролюбие, мшелоимство (корыстолюбие), чревоугодие, гордыня, блудные помыслы (кои, кстати, хорошо подогреваются предыдущими грехами) и т. д., гораздо легче избавиться от сопутствующих им страхов, например: умереть с голоду, оставшись без деликатесов и экзотических фруктов ежедневно к столу; превратиться в малоприметного Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели», потерявшего возможность обновлять свой гардероб в соответствии с запросами моды каждый сезон; преждевременно состариться и смирить свой интерес к чужим, то бишь посторонним, женщинам…

Да! Но ведь вот что происходит. Потеряв подобного рода страх или целый ворох страхов, человек вдруг обретает свободу и, главное, независимость от любого негодяя-работодателя. Тогда и засасывающий эффект сам собой пропадет: человек вдруг начинает осознавать: его ничего не держит!.. Он может в любой момент уйти!

И вот тогда я бы посоветовал: уходи… Но это — «если бы да кабы». А поскольку пока все три пункта в наличии, могу лишь посоветовать то, что сам иногда практикую в ситуациях, схожих с теми, с которыми приходится постоянно сталкиваться тебе. Ну, например, в случаях, когда вокруг тебя мат-перемат, как ты говоришь, грубость и хамство…

Берешь небольшие четки (лучше «десятку» — менее заметны для постороннего взгляда) и начинаешь творить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», или короче: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или совсем коротко: «Господи, помилуй… Господи, помилуй…» и т. д. Полезно при этом осенять себя внутренним крестным знамением, в сочетании с которым Иисусова молитва превращается в настоящую духовную кольчугу. Возможно, у тебя в это время руки заняты работой — тогда то же самое, только без четок.

Многие наши ныне канонизированные новомученики умудрялись сохранять чистоту души даже в концлагерях, среди блатных, вертухаев и «ссученных».

То есть, если ты понимаешь, что оказался в ситуации, которую, как сам говоришь, врагу не пожелаешь, и в ближайшее время едва ли оттуда выберешься — надо искать противоядие. Если не уходить в свой внутренний мир, если не защищаться, всеми возможными и невозможными средствами, можно ведь и здоровью своему повредить. Прежде всего душевному («душа"-то по-гречески «психо»). Молитвы в этом деле — первое средство. Вот, к примеру, еще одна: «Господи, прости его, ибо не ведает, что творит» — это в момент конкретной личной стычки со своим хозяином. Он тебя поносит, а ты про себя: «Господи, прости его…" — да, да, именно так. Неплохо также постоянно помнить, что «не то оскверняет человека, что входит в уста его, а то — что выходит из уст его». То есть человек в гневе, в неправедной брани первым делом себя оскверняет. Это его, а не твой грех.

Или вот: «Огради мя, Господи, силою честнаго и животворящего Твоего Креста, и сохрани мя от всякого зла» — это когда сам готов сорваться и наговорить кучу глупостей, за которые потом придется держать ответ.

Вообще, хорошо знать наизусть как можно больше молитв и применять их по обстановке и когда одолевают всякие нечестивые мысли. Да и просто по пути на работу, туда и обратно. Попробуй. Уверяю, от молитв еще никому хуже не было.

Но… Это — если ты хочешь… Если не хочешь — тогда чему и возмущаться?.. Терпи. И молчи. Правда, одно дело терпеть во имя спасения, а другое — ради этих самых «мани-мани». Разница, по-моему, существенная.

Помню, в самом начале девяностых Володя И., наш знаменитый переводчик-синхронист (ты его знаешь), побывав в Англии, вывез оттуда бытующую повсеместно на Западе и пугающую своей безысходностью формулировку: «Крысиная гонка"… То есть система такова, что почти все там, разогнавшись один раз, мчатся без оглядки дальше, наступая друг на друга, огрызаясь, кусаясь, стараясь во что бы то ни стало обогнать впереди бегущего. Почему-то принято считать, что ни в коем случае нельзя останавливаться, иначе тебя сомнут и затопчут… Володя говорил, что за все время пребывания в Англии (около года) он встретил там только одного мудрого англичанина, который не побоялся в свои сорок семь лет остановиться на достигнутом. Просто отойти в сторону и не участвовать дальше в гонке. Небольшой коттедж у них с женой уже был. Две машины, неплохая библиотека. Какое-то там хобби было… «Да я еще, — говорит, — толком библиотеку свою не пересматривал. Когда же и читать, созерцать, общаться с искусством, с природой, жить, в конце-то концов, если не теперь?» И сделал свой выбор. Определил свой «достаток»: столько-то, и не больше. Точка.

Кстати, в России обычно всегда стремились именно к достатку, а не к богатству, понимая, что богатство — чаще всего от лукавого («трудами праведными не наживешь палат каменных») и от него больше хлопот, чем радости. Да и грехов не оберешься. А достаток — в самую пору. Причем у каждого — свой, а не так, как теперь — общемировой, стандартный: умру, но добьюсь, чтоб не хуже, чем у соседа слева, и на полколеса больше, чем у соседа справа.

В Москве один хороший батюшка как-то рассказывал. К нему довольно часто на исповедь приходят богатенькие. «Это, — говорит, — несчастнейшие люди! Внешне обеспеченные, ни в чем не нуждающиеся, но если бы другие знали, что у них творится внутри, на душе! Как правило, у всех проблемы со здоровьем, с женами, детьми, с законом, с мафией, с конкурентами… Они мало спят, постоянно в нервном напряжении, одна стрессовая ситуация наслаивается на другую, у всех мания преследования, почти не отдыхают, в голове одни дивиденды, проценты и акции, поэтому им не в радость даже самые комфортабельные острова, куда они время от времени сбегают, прячась от проблем».

Большие деньги — это ведь еще и большие искушения, и редко кто с достоинством их выдерживает. Не зря сказано: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому достичь Царствия Небесного». (Царствие Небесное при жизни — это прежде всего мир, любовь, спокойствие на душе. «Царствие Божие внутри вас», сказано.) Большие деньги — большие опасения. А вдруг украдут, а вдруг доллар рухнет, а вдруг дефолт… Часто вся душевная энергия только на подобные страхи и уходит: лишь бы только денежки сохранились. уже и солнышко не светит, и природа не радует, и соловушки душу не услаждают. Вопрос: зачем жить тогда? Обрел кучу фантиков — потерял душевный покой.

В самом деле: «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит?» («Какая польза человеку, если он хотя бы и весь мир приобрел, но душу свою потерял?»).

Действительно, а?

Подумай над этим.

Твой крестный Виктор

http://rusk.ru/st.php?idar=14516

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru