Нескучный сад | Вячеслав Кузнецов | 11.11.2005 |
— Вячеслав, одна из ваших тем — история дореволюционной общины. Что это было за явление — сельская община? Наверное, в ней была своя иерархия?
— Надо сразу оговориться: в дореволюционном селе было две общины — приходская, формировавшаяся вокруг храма, и мирская. Приходскую, церковную, общину, понятно, возглавлял настоятель. В нее входили все, кто трудился в храме: дьячки, псаломщики, пономари. Надо также сказать, что до революции сохранялась древняя традиция выборов церковного старосты, который играл очень важную роль в жизни прихода. Что же касается мирской общины, то ее возглавлял сельский староста, а ее жизнь регулировалась мирским сходом — советом жителей села. Как отмечали дореволюционные бытописатели, такие мирские сходы были довольно эффективны: несмотря на невероятный шум, гвалт и бестолковщину, царившие на них, крестьянам все же удавалось прийти к какому-то определенному решению.
— Большевики в свое время любили говорить о бесправии женщин в дореволюционной России. На мирских сходах женщины имели право голоса?
— Еще как! Причем во второй половине XIX века женщины стали приобретать особенный авторитет. Это связано с развитием отхожего промысла: после отмены в 1861 году крепостного права мужчины стали уходить на заработки в город, оставляя на хозяйстве женщин. К революции 1905 года авторитет женщин стал так велик, что зафиксировано множество случаев, когда во время мирских сходов женщины добивались закрытия в своих селах питейных заведений, в которых пропадали их мужья.
— Здесь мы видим пример обращения за помощью к общине. А обратный процесс был? Община могла вмешиваться в частную жизнь своих членов?
— Могла и вмешивалась. Например, по семейным вопросам. Скажем, если имело место прелюбодеяние, то на это реагировала община, причем не только мирская, но и приходская: реальным выражением этого вмешательства чаще всего становилась епитимья, налагавшаяся на виновного приходским священником. Мирская община вмешивалась в частную жизнь в случаях различных споров: между родителями, детьми, родственниками по поводу раздела имущества. Ну и самое главное, чем занималась мирская община — она регулировала земельный оборот. Земельный оборот предполагал регулярное перераспределение имевшихся у общины наделов между ее членами. Обычно это перераспределение происходило через три, шесть или максимум двенадцать лет. Вот что было главной задачей мирской общины или сельского схода. Были еще различные хозяйственные вопросы, решавшиеся мирской общиной: противопожарные меры, строительство дорог, выплата каких-то податей, недоимок.
— Две общины — церковная и мирская — в количественном отношении были равны?
— Совсем нет! Мирская община по числу членов была, собственно говоря, равна числу жителей населенного пункта. А вот приходская обычно была гораздо больше, ведь не в каждой деревне была церковь, и один приход мог объединять жителей нескольких деревень.
— Значит, церковная община была фактором, объединяющим жителей нескольких деревень. А между церковными общинами было взаимодействие?
— Да, это называлось съезжими праздниками. В определенный день года, приуроченный к тому или иному празднику, чаще всего престольному, в деревню съезжались люди со всей округи. На таких праздниках устраивались базары, заключались различные сделки, выбирали невест. Традиция съезжих праздников была характерна для тех регионов, где населенные пункты очень далеки друг от друга и люди просто так пообщаться не могли.
— А в современном селе есть община — хотя бы мирская?
— Думаю, что сейчас сельской общины просто нет. Есть сельская администрация, есть ее глава. Конечно, колхозное собрание, которое обсуждает распределение имущественных паев, — это некоторая аналогия прежнего сельского схода. Ведь у колхоза на самом деле никакой земли юридически нет. Решение об аренде колхозом у собственников земли принимает колхозное собрание. Обычно арендной платой являются продукты натурального хозяйства: зерно, сахар. Так что аналогию провести можно, но беда в том, что деревня, как мы уже говорили, стремительно вымирает, и на деле никакой общины реально не существует — просто из-за того, что в нее некому входить. А те, кто еще остались, все равно не решают ни вопросов перераспределения земель, ни прочих хозяйственных вопросов. Так что сравнение старой деревни и нынешней едва ли возможно.
— В такой ситуации говорить о церковной общине тоже не приходится?
— Вымирание деревень — общая проблема всех регионов России. И конечно, это отражается и на количестве прихожан в сельских храмах. Уже есть сельские приходы, члены которых в основном дачники, то есть жители городов как больших, так и малых. Получаются как бы сезонные приходы.
А коренных прихожан очень мало.
— И что же это за общины? Разве дачники могут вести активный приходской образ жизни?
— Да, вы знаете, мне приходилось слышать от многих сельских настоятелей, что с появлением дачников — в начале весны — приходская жизнь оживает. Ведь многие провинциальные дачники — это выходцы как раз из тех мест, куда они приезжают летом. Такие люди с удовольствием жертвуют на храм в родном селе, стараются как-то помочь в его восстановлении и благоукрашении. Сегодня дачники в деревне — это уже тенденция, их становится все больше, именно деревенских дачников. Да, они вносят в жизнь деревни сезонность, но что поделаешь, такова жизнь, лучше так, чем никак. Кроме того, многие люди, родившиеся в деревне, после выхода на пенсию оставляют свои городские квартиры детям и уезжают в деревню насовсем.
— И вольно или невольно несут в деревню городскую культуру. Кстати, до революции ведь тоже деревни, располагавшиеся вблизи городов, отличались от глухих деревень?
— Да, близость города сильно влияла на жизнь деревни. Пригородные, или, как их тогда называли, подгородные, села были ориентированы на город в сельскохозяйственных занятиях. Там большее внимание уделялось огородничеству, выращиванию овощей, которые продавали на рынке. Влияние сказывалось и в одежде — крестьяне стремились выглядеть «как городские», и в интерьерах жилищ, и даже в песенном репертуаре — в подгородных деревнях пели те же романсы, что и в городе. Когда начались революционные события 1905 года, подгородные деревни оказались гораздо более революционизированны, чем отдаленные, жители которых могли вообще ничего не знать о революции.
— И наверное, в религиозном плане подгородные деревни тоже отличались?
— Да. Ежегодные епархиальные отчеты фиксируют гораздо меньшую религиозную активность жителей подгородных деревень. Связано это вот с чем. Многие подгородные крестьяне ходили в город работать на предприятиях. Домой на побывку они приходили только по праздникам, которые тогда были в основном религиозными. Но возвращаясь на день-два домой, хозяин стремился сделать что-то по дому, что в его отсутствие не было сделано: это мог быть и сенокос, и какие-то другие работы. До церкви из-за этого доходили немногие.
В предреволюционные годы многие священники из подгородных храмов жаловались на падение нравов сельских жителей.
— Кстати, о нравах. Для нас, горожан, характер деревенского человека во многом загадка. Почему, например, сельские люди такие собственники, такие прижимистые? Или это только так кажется?
— Да, сельский человек действительно прижимист. Но это объясняется вовсе не человеческой скупостью. Все, что есть у селянина, — это плод его собственного тяжелого, ежедневного труда. Поэтому он так дорожит тем, что у него есть. И поэтому, кстати, прежде среди крестьян таким зазорным делом считалось воровство. До сих пор можно услышать от старых колхозников: «Воровать с чужого огорода — грех!» Правда, за годы советской власти деревенские люди были довольно сильно испорчены колхозной действительностью, воровство колхозного стало нормой, а вслед за этим изменилось отношение и к воровству личного.
— А еще в деревне про всех все знают…
— Ну, это естественно, ведь деревня — место очень компактного проживания. Здесь вся жизнь проходит на глазах у всех. Казалось бы, в городе жители одного подъезда тоже живут совсем рядом друг с другом. Но психология городского человека такова, что он стремится воздвигнуть между собой и миром преграду, и дверь квартиры успешно становится такой преградой. А сельский человек проще, он более открыт. При этом абсолютно точно можно сказать, что сельский человек отнюдь не глупее городского. Ну взять хотя бы тот факт, что большая часть наших научных деятелей происходят из крестьянства.
Беседовал диакон Федор КОТРЕЛЕВ
Этапы большого пути
1913
Правительство России вело земельную политику в интересах помещиков: уже после крепостного права крестьяне продолжали платить выкупные платежи и отрабатывать барщину. Чтобы крестьянин не уходил от помещика, вводили финансовую поруку в деревнях, что способствовало искусственному укреплению крестьянской общины. Революция 1905 года показала, что крестьяне не поддерживают власть, запылали помещичьи усадьбы.
Решить крайне запущенный земельный вопрос, действительно бывший одной из главных причин революции 1905 года, было поручено председателю совета министров П.А. Столыпину. Смысл его аграрной политики, проводившейся с 1906 года, состоял в освобождении крестьян от общинной зависимости и предоставлении им частной собственности на землю. Основной акцент делался на предприимчивого крестьянина, который мог бы стать политической опорой для власти. Попутно правительство давало крестьянам много новых прав: брать беспроцентные ссуды, покупать земли помещиков и многое другое. За семь лет реформ — к 1913 году — сборы зерна в России увеличились на 14%. Успешному окончанию аграрной реформы помешало убийство в 1911 году П.А. Столыпина и начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.
Ярослав ЗВЕРЕВ
1930
В декабре 1927 года состоялся XV съезд ВКП (б), вошедший в историю как «съезд коллективизации». На нем была поставлена цель: переход к коллективной обработке земли. Одновременно была объявлена борьба с зажиточным крестьянством, названным кулачеством. Для борьбы, а по сути дела для уничтожения кулачества, сталинское правительство обычно применяло 107-ю статью Уголовного кодекса, предусматривавшую наказание за спекуляцию и сокрытие хлеба. В ноябре 1929 года после публикации статьи Сталина «Год великого перелома» коллективизация приобрела тотальный характер: главной заботой сталинского правительства было загнать в колхозы крестьян-середняков, составлявших 60% сельского населения. Нежелающих приравнивали к кулакам и уничтожали. Произвол и насилие коллективизации вызывали протест крестьян: за 1929 год было зафиксировано 1300 крестьянских выступлений, а только за 2,5 месяца 1930 года — уже более 2 тыс. «Кулацкие мятежи» были утоплены в крови. К 1932 году в колхозах числилось 62,4% крестьян, а к 1937-му — более 93%. Жертвами коллективизации стали около 6 млн человек. Помимо коллективизации советское правительство проводило массовое изъятие у крестьян собранного урожая. Следствием этого стал страшный голод 1932−1933 годов, затронувший черноземные области России и Украины. Общая численность жертв голода составила до 4 млн человек.1960
Шестидесятые годы связаны в истории сельского хозяйства с тремя экспериментами Н.С. Хрущева: освоением целины, превращением кукурузы в «царицу полей» и опережением США по количеству голов скота. На февральско-мартовском пленуме ЦК КПСС 1954 года Хрущев призвал удовлетворить потребности населения в продуктах, указав на кукурузу как основной источник восполнения недостатка зерновых. Хрущев был последовательным сторонником Т.Д. Лысенко и его учения о «чудо-культурах». Но ставка на кукурузу не принесла ожидаемых результатов: нечерноземная Россия давала очень плохие урожаи. Царицей полей кукуруза так и не стала. Не слишком удачной считают историки и целинную эпопею Хрущева. Не обеспеченный производственной и социальной инфраструктурой марш-бросок на целинные земли отвлек значительные ресурсы от укрепления сельского хозяйства в других районах страны, в том числе российского Нечерноземья. Идея о необходимости догнать США по мясо-молочному производству была выдвинута Хрущевым в 1957 году. Однако реализация этого лозунга проводилась ценой безрассудного уничтожения поголовья скота личных подсобных хозяйств, а также массовых обманов и приписок в отчетах.Шестидесятые годы стали трагической страницей в истории Русской Церкви: объявив войну религии, Хрущев закрыл, по разным оценкам, от 10 до 15 тыс. храмов.
В закрытых храмах устраивали зернохранилища, заводские цеха или клубы, а потом обветшавшие здания взрывали.
2005
За ХХ век доля сельского населения России уменьшилась с 80 до 27%. Отрицательная динамика прироста сельских жителей наблюдается и сейчас. Причина — более низкий уровень жизни в селе по сравнению с городом. Согласно оценкам специалистов Всемирного Банка и Минфина России, сегодня за чертой бедности живет около 30,4% сельских жителей и только 15,7% горожан. Растет смертность среди сельского населения, особенно среди мужчин в возрастеРоссию кормят мелкие хозяйства
Существует поговорка: хлеб — всему голова. Но эффективность сельского хозяйства любой страны оценивают не по количеству выпекаемого хлеба, а по количеству выращенного зерна. Ведь зерно является основой не только для производства хлеба: его кормовые сорта необходимы для производства мяса, молока и других продуктов. Вот почему в центре нашего внимания оказались именно те, кто выращивает зерно.По мнению специалистов, производителей зерна в России можно условно разделить на две группы.
Первая — это крупные агрохолдинги, которые не только выращивают, но и перерабатывают зерно (обрабатывая огромные земельные наделы — от 100 до 300 тыс. га), и просто крупные хозяйства: колхозы, совхозы, сельскохозяйственные кооперативы. «Просто крупным» считается хозяйство, которое обрабатывает от 20 до 100 тыс. га пашни.
Интересно, что на долю этой первой группы приходится лишь 20% пашни и 30% выращиваемого в стране зерна. Все остальное обрабатывают и выращивают мелкие хозяйства (вторая группа): фермеры и кооператоры, чьи земельные наделы не превышают 10 тыс. га. Для наглядности — это квадрат со стороной 10 км.
Как ни странно, невероятную активность на рынке сельхозпродукции нашей страны показывают личные приусадебные хозяйства. По оценкам экспертов, больше половины фруктов, овощей, мяса и молока является плодом труда таких хозяйств.
Зерно для скотины выращиваем сами, а зерно для людей закупаем
Хватает ли России выращенного ею зерна? По оценкам экспертов-зерновиков, сейчас в стране выращивается более 75 млн т зерна в год. При этом по существующим нормам на душу населения должна приходиться 1 т зерна в год (здесь учитываются и корма для скотины и птицы). Получается, что выращиваемого сейчас в России зерна хватает на 75 млн человек. Но население нашей страны, по официальным данным, составляет 143,3 млн. Недостающее продовольствие Россия вынуждена импортировать.Россия импортирует кур, мясо и, конечно же, зерно. Прежде всего — пшеницу твердых сортов, идущую на производство хлеба. Дело в том, что российские поля дают только 70% необходимого количества такой пшеницы — таковы наши климатические условия. Остальное везут главным образом с полей знаменитой «поднятой целины» Казахстана. Зато фуражное зерно у нас родится хорошо, его у нас даже избыток, что позволяет продавать его за границу: в 2004 году Россией было продано 10 млн т зерна.
Редакция «НС» выражает благодарность начальнику отдела информации и маркетинга ЗАО «Виталмар Агро» Илье КОВТУНУ и генеральному директору Института конъюнктуры аграрных рынков (ИКАР) Дмитрию РЫЛЬКО, оказавшим помощь при подготовке справок
http://www.nsad.ru/index.php?issue=16§ion=9999&article=331