Время и Деньги | Валиулла Якупов | 10.11.2005 |
— Многие люди в наши дни не совершают необходимых богопоклонений: забывают о пятикратном намазе, не держат уразу, женщины не покрывают волосы. Но от этого они еще не перестают быть мусульманами. Человек остается, хоть и грешным, но мусульманином, если он не отвергает саму необходимость выполнения этих богопоклонений. Если вы, например, не говорите, что намаз не нужен, то остаетесь мусульманином и сохраняете душу для жизни вечной. Если же человек отвергает то, о чем говорится в Коране, то это низвергает его из веры и он пропадает для жизни вечной. Грешные же люди были всегда, не было такого периода, когда люди были бы совершенными.
— Ну, а застолья со спиртным, без которых у нас в республике редкая семья обходится, разве они не вступают в противоречие с требованиями ислама?
— Конечно же, употребление спиртного — грех для мусульман, но если человек при этом сознает греховность своего поведения, он сохраняет себя в религии. Есть радикальные секты, которые считают, что всякий грех непременно выводит человека из религии, но традиционный ислам не столь категоричен. Нужно воспитывать себя, стремиться к совершенству, но этот путь начинается с осознания собственной греховности.
Мне лично самым точным кажется определение, данное нашим Пророком Мухаммедом. Он говорил, что мусульманин тот, от кого не страдают другие люди. Если человек ни словесно, ни физически, ни материально не обижает себе подобных, он — настоящий мусульманин. К такому идеалу и надо идти в своих духовных поисках. А то ведь некоторые считают, что если они читают намаз, то непременно мусульмане, как бы ни жили. Такие люди исправно молятся, но жизнь с ними — сущее наказание для близких. Самое главное по жизни — увеличивать удельный вес доброты в себе и не посягать на права и спокойствие других. Это и есть истинный ислам.
— Ислам — религия, в которой с особым почтением относятся к знаниям…
— В Коране сказано, что истинно верующими считаются только люди знающие. Ведь невежды опираются в вере на чужие россказни, поэтому свет истины им не доступен. В исламе заложено стремление к знаниям, оно всячески поощряется. Не случайно же еще и до революции трудно было встретить неграмотного татарина, как бы беден он ни был. Мухаммед говорил, что учиться мусульманин должен от рождения до гробовой доски. Был случай с пожилым, за 70 лет ему было, современником Пророка. Он пришел к Нему и спросил, что нужно делать, чтобы заслужить милость Аллаха. Тот ответил: учись, а потом учи других. Он трудами приобрел знания и стал обучать детей, дожил до 90 лет, и у него были сотни учеников. Это ли не пример для нас?
— Роль благотворительности в исламе?
— Самое время вспомнить о ней в Рамазан, который мы называем месяцем доброты. В Рамазан выплачивается особая милостыня, закят, которая платится раз в год. Мусульмане предпочитают платить ее в Рамазан, поскольку в этот месяц она умножается. Кстати, из всех мировых религий только в исламе есть требование, именно требование, а не пожелание, подавать милостыню. Без этого «не засчитывается» даже пост, наша ураза «висит» между небом и землей. А милостыня нужна для того, чтобы и бедные радовались празднику. Минимальный размер милостыни устанавливается ежегодно. В этом году это не менее 15 рублей с человека.
— Ну, а приюты для детей и престарелых, бесплатные столовые для неимущих открываются?
— До революции были. Сейчас пока такого нет. Но, думаю, мы к этому еще придем. В Рамазан же во многих мечетях бесплатно кормят нуждающихся. В течение всего года мечети, которые находятся рядом с детдомами, помогают им. Не так давно муфтий посетил Нурлатский детский дом, привез детям подарки. Среди мусульман принято усыновлять сирот. Это считается высшим благодеянием.
София САЙГАНОВА
04.10.2005