Русская линия
Невское время Камилла Нигматуллина10.11.2005 

Ярмарка или миссия?
В Петербурге прошла XI Всероссийская выставка «Православная Русь».

Владыка вспоминает

Пятидневная экспозиция превратилась в центр притяжения для многих петербуржцев. Здесь было представлено огромное количество духовной литературы, музыки, религиозных предметов, а также произведений народных промыслов. С другой стороны, была организована как никогда обширная культурная и миссионерская программа.

Каждый посетитель, отстоявший солидную очередь, мог найти здесь что-то по душе, поэтому в Манеже можно было увидеть и светских людей, и православных, и скромную молодежь, и весьма экстравагантную, и ректора католической семинарии, и простого буддиста. Несомненно, переезд «Православной Руси» на Исаакиевскую площадь сделал выставку насыщеннее и больше, и доступнее. Все автобусы и троллейбусы, следовавшие в сторону площади, были переполнены людьми, ехавшими на «выставку», причем и без названия все понимали на какую.
На официальном открытии 2 ноября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир вспоминал, как трудно было достать во время оное не то что интересную духовную литературу, но и даже Библию. Владыка порадовался многообразию нынешней выставки и ее поистине значимой для города и страны роли.

Не за салом, а за духом

Однако больше радости принесла не столько «материальная» составляющая этой экспозиции, сколько духовная и коммуникационная. Деятельность епархии и ее специализированных отделов стала более ощутимой, и это отразилось на информационной наполненности стендов. Люди выстраивались в очередь не только за копченым салом, но и за духовным советом и помощью.

Вот возле стенда под названием «Задайте вопрос священнику» выстраиваются старики и молодежь. Около стенда молодежного отдела останавливаются интересные личности — беседуют о молодежных акциях, завязывают контакты. Вот одинокий сотрудник миссионерского отдела был «похищен» одиноким буддистом, присел вместе с ним на лестнице и находит общий язык с ищущим человеком.

Были, конечно, и более организованные формы работы. Например, епархиальный отдел по противодействию наркомании и алкоголизму презентовал фильм «Богородичный, 1"…

Интересно было наблюдать работу миссионеров среди молодежи (в основном) и среди сомневающихся. Мы услышали несколько интересных взглядов на происходящее.

Сергей Голушкин, студент 5-го курса Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, уже два часа не встает из-за стола, отвечая на вопросы:

«День проходит на самом деле очень интенсивно и интересно, люди подходят и подходят, выстраивается очень большая очередь. Опыт, конечно, большой, потому что некоторые вопросы, на которые я действительно не могу ответить, дают стимул к тому, чтобы учиться. Еще некоторые люди, придя в храм Божий, боятся обратиться к священнику с тем или иным вопросом. А когда видят, что здесь сидит студент, они подходят. Например, девушки могут спросить об отношениях с парнем. А я пытаюсь с точки зрения православия ответить на все вопросы.

Был, впрочем, сложный вопрос, на который я не мог ответить. Молодая девушка в детстве крестилась, и ее назвали определенным именем. Потом прошло время, она знала о своем крещении, снова пришла в церковь и покрестилась второй раз. И спросила, какое имя ей выбрать. Я даже не знал, что ответить, сказал, что второй раз она не должна была креститься, потому что в христианстве существует только одно крещение. Сказал, чтобы в записках она писала свое первое имя…»

Миссия

Александр Смирнов, юрист и журналист, в миссионерском отделе на общественных началах, предельно собран и готов разложить вам все по полочкам, будь вы сектант или китаец:

«Наша задача в первую очередь — просвещать людей по поводу деструктивных культов и тоталитарных сект. Они влияют на психику человека, даже на его психофизический облик. Если человек, допустим, был вначале веселым, разговорчивым, в тоталитарной секте он может стать замкнутым, полностью меняется его характер.

У нас есть и другие миссии — борьба с абортами, с демографической ситуацией. Даже не борьба, а разъяснение, чем это является с медицинской и духовной точки зрения. Миссия в домах престарелых, среди инородных… Ну что же делать, если китайцы и выходцы из других стран заселяют нашу землю… Надо проповедовать этим людям. На некоторые дела не хватает рук. Слабо миссия развита в местах заключения, в изоляции от общества.

Нас не много. Мы только первый выпуск, закончили в этом году миссионерские курсы при епархии. Еще два курса, наша смена и подмога, обучаются в данный момент».

Нельзя было не задать вопрос об отношении миссионера к Старообрядческой церкви, чей немаленький стенд разместился в двух шагах.

«Мое мнение, которое основывается, конечно, на церковном: дело не в обряде. Возьмем, к примеру, святых. Серафим Саровский крестился тремя перстами, Сергий Радонежский — двумя, а Василий Великий — одним. Ну что, от этого они перестали быть святыми? Нынешние староверы имеют такое же апостольское преемство, учатся в наших духовных семинариях, в академии. Они мало чем отличаются по тем же обрядам от современной РПЦ».

В разговор включился Сергей:

«В 1971 году Собор РПЦ принял решение о снятии всех прещений против старообрядцев. Никаких официальных трений у нас нет. Сейчас вопрос идет о налаживаниии человеческих контактов в связи с тем, что у старообрядцев сейчас новый митрополит. Он очень настроен на сближение с РПЦ, но, скорее всего, это дело времени».

Православная коммуникация

Молодежный отдел, существующий при храме Петра и Павла в РГПУ имени Герцена, активно приглашал молодежь участвовать в своих проектах. Активно — значит с помощью красочных буклетов и интересных плакатов.

Сергей Смирнов, миссионер и молодежный активист. На футболке написано «Россия», бородат и бодр:

«Выставка привлекла не только людей пожилого возраста, но и молодых, в частности из нашего педагогического университета. И мы даже начали составлять список всех православных студентов. Скоро все эти ребята соберутся и начнут заниматься молитвенным деланием. Вместе с ними уже можно решать и проблемы миссионерства.

На этой выставке мне понравилось… Как и всякая выставка, это ярмарка, определенный дух, определенные контакты с людьми. Конечно, самое главное в выставке — это коммуникация».

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=225 239 699


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru