Русская линия
Православие.Ru Дарья Рощеня09.11.2005 

Неизвестная Россия из старообрядческих коллекций

Выставочный зал настоятельских палат Андроникова монастыря собрал представителей всех согласий христианской старообрядческой Церкви — от поповцев до федосеевцев, от иерархов РПСЦ до простых прихожан, а так же коллекционеров, исследователей в области древностей. В музее древнерусской культуры Андрея Рублева открылась выставка «Следуя отеческим преданиям», в которую вошли памятники православной культуры XIV—XX вв., сохраненные и созданные старообрядцами.

ИСТОРИЯ В 11 ЛЕТ

Но прежде чем пригласить зрителей в залы музея, кураторы и организаторы выставки вспоминали, с каким трудом и любовью собирались материалы. И настойчиво обращались к новоизбранному митрополиту РПСЦ Корнилию с просьбой допустить музейщиков до церковных коллекций Рогожского кладбища и старообрядческих моленных. Увещевали потомков известного коллекционера Солдатенкова хоть на самый короткий срок предоставить музею Андрея Рублева собрание предка. Еще пели. В унисон знаменным распевом пели студенты старообрядческого духовного училища метрополии Рогожского кладбища. И трио — многоголосно представители федосеевской общины Преображенского кладбища. Это формальное для музейщиков противопоставление двух течений старообрядчества отчасти поддерживалось и музейными экспонатами. Так старинные гравюры с изображениями Рогожского и Преображенского кладбищ весели строго друг напротив друга. Но в деле собирания, сохранения и, наконец, представления на суд зрителей памятников православной культуры, равны и федосеевцы, и поповцы. Возможно поэтому подписи к гравюрам были перепутаны. Впрочем, возмущение хранителей древлего благочестия было не долгим.

Музейщики подчеркивали, что выставка открывается не только в канун праздника иконы Казанской Божьей Матери, что почетно для всех, но в юбилейный год: в столетнюю годовщину принятия Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (законодательный акт был принят 17 апреля 1905 года). Цитировали известного искусствоведа Петра Муратова, сказавшего, что после принятия закона старообрядчество получило возможность открыто существовать. И как следствие, по всей стране началось строительство новых храмов. «Там, где к постройке храма имел отношение старообрядец, любивший и ценивший древнюю икону, — писал Муратов, — явилась возможность церковного украшения в ином духе, чем тот, который был привычен для русского общества, посещавшего бесчисленные елизаветинские, екатерининские церкви…». Интерес к древностям возрастал на глазах и параллельно появилось целое течение собирателей-старообрядцев. Достаточно вспомнить Рябушинских.

Но напоминание о значимых датах на этом не завершилось. Ведущий специалист государственного исторического музея России Лидия Клименко вспомнила о четырехнедельном заточении в подземелье Андроникова монастыря протопопа Аввакума, что, учитывая место проведения выставки, показалось всем символичным. Клименко также говорила о выставке «Неизвестная Россия», открывшейся 11 лет назад в историческом музее. Та выставка, с тогда еще неизбитым названием, открывала сокровищницу старообрядческих памятников, действительно неизвестных, действительно уникальных. Нынешняя экспозиция по значимости, звучности и профессиональному подходу не уступает прежней. В экспозиции приняли участие более 12 музеев, среди которых Исторический музей, Третьяковская Галерея, Музей личных коллекций, Екатеринбургский музей «Невьянская икона», частные коллекционеры и крупные старообрядческие храмы.

УСЛУГА ЦЕЛОМУ МИРУ

Если специалисты в первую очередь ратуют об искусствоведческом аспекте выставки, заботясь представить весь временной и региональный спектр памятников, то для верующих акценты расставлены несколько иначе. В своем вступительном слове недавно избранный митрополит Корнилий сказал: «Мы стоим на пороге необыкновенной выставки, где нам предстоит увидеть те самые намоленные иконы многими поколениями старообрядцев. Это святыни. Когда-то в тиши уединения у этих икон было пролито, думаю, немало умиленных слез, они слышали множество душевных воздыханий. Перед ними было столько открыто помышлений, исповедано исповедей, принесено обетов, что кажется, даже одно только созерцание этих образов, пребывание возле них, способно сделать каждого человека добрее, милостивее, мудрее, укрепить в нем веру. В этом особая миссия выставки. В залах музея представлены не просто предметы старины и национальной культуры, что само по себе немало. Главное, чтобы мы почувствовали, какая дивная духовная сила заключена в памятниках, какой труд и пример добродетели перед нами. Эта выставка перекидывает мост между различными поколениями старообрядцев. Сегодня можно видеть, как в залах музея имени Андрея Рублева перед иконой встречаются прадед и правнук, отцы и дети. Прошлое не уходит в небытие, оно всегда с нами». Предстоятель РПСЦ подчеркнул, что ревнители-собиратели, — купцы Рябушинские, Рахмановы, Солдатенков, Овчинников, — оказали не только старообрядчеству, но всему нашему народу, и целому миру неоценимую услугу, собирая и сохраняя лучшие образцы древней иконописи. «Однако, — продолжал он, — пришло время, когда миссия сохранения духовных сокровищ народа перешла в руки отдельных подвижников, музеев. На долгие годы именно музеи дали убежище от гонений сотням и тысячам икон, которые неминуемо исчезли бы в водовороте революций, безбожия и невежественного самодовольства».

СОЧИНЕНИЕ В ДВУХ ЧАСТЯХ

Любое произведение строится по законам внутренней драматургии. Лишь через подчинение последней возможно убедительно донести до зрителя, слушателя, читателя главную идею и основную мысль. Присутствовавшим на открытии выставки повезло больше других, потому как о драматургии выставки они услышали из первых уст. Куратор экспозиции, автор проекта и идейный вдохновитель Елена Яковлевна Зотова (старший научный сотрудник музея Андрея Рублева) провела небольшую экскурсию по залам музея.

Выставка задумывалась двухчастной — в согласии с хронологией. Первый раздел посвящен древностям старообрядческих коллекций. Здесь представлены иконы и рукописные книги, созданные еще до раскола и сохраненные в частных коллекциях. Открывает экспозицию икона Богоматери Одигитрия — дар музею старообрядческой рижской Гребенщиковской общины. Пять икон из семифигурного комплекса деисусного чина известного как «Облачный». Предание связывает этот чин с рублевской иконописной школой и относит к XV веку. Удивительный образ Святого Николая (Зарайского) с житием 1551−1552 гг. новгородских мастеров из храма Тверской старообрядческой общины. Сызранские старообрядческие иконы. Также в этом разделе представлены рукописные книги, например, праздничная минея с дополнениями второй половины XIV века из собрания Д.В. Перестронина.

Если под первый раздел выставки был отведен небольшой зал в трапезной церкви Архангела Михаила, то второй — основная экспозиция, посвященная поздней иконе — XIX—XX вв., — расположился в просторном зале настоятельских палат. Здесь, по словам Елены Зотовой, была сделана попытка «как в полете по всей России, пройти по разным центрам старообрядчества». И в этом смысле, опять же символичной, является древнейшая книга музея — основной экспонат выставки — слово «О постничестве» Василия Великого 1402 года. Некогда, написанная в стенах Спасо-Андроникова монастыря, она прошла по всей России, была сохранена в старообрядческих скитах, а в 1961 году лишь трудами профессора Тихомирова вернулась в монастырь из куйбышевской библиотеки.

«Для нас удивительно, с каким тщанием старообрядцы старались сохранить древнерусские памятники, — говорила Зотова. — Буквально за день до открытия выставки в музей пришел коллекционер и передал нам образ XVI века — „Благовещенье“. Это спилок со старообрядческой реставрации. Он был сохранен в семье, правда, мы до сих пор занимаемся его атрибуцией. Еще не выяснено, из какой области он происходит — Владимирской или Нижегородской».

На выставке представлен целый комплекс памятников Поморья XVIII—XIX вв. Это и поморская икона — прп. Александр Ошевенский начала XIX века, и рукописные книги и медно-литая пластика.

«Книжная традиция, традиция медного литья получила свое продолжение уже в Москве. Именно поэтому мы представляем здесь памятники общины Преображенского кладбища, — говорит Зотова. — Медно-литая пластики из коллекции Михаила Чуванова. Иконы из мастерской Марии Соколовой. Моя мечта была единственный раз собрать все вместе из ее мастерской, которая появилась в 1880 году и работала до начала века. В 80-х года XIX века мастерская Соколовой начала работать с серебром, что мы демонстрируем на выставке, наряду с латунными иконами, украшенными разноцветными эмалями. Здесь же находятся работы мастера Егора Ивановича Закаткина, состоявшего на фабрике купцов Гучковых. Его резьба по дереву, по кости, по металлу удивительна. Весь свой накопленный научный опыт и потенциал я попыталась донести до зрителя здесь и сейчас музейным языком, — призналась Елена Зотова».

Все представленные иконы уникальны. Некоторые — из редких коллекций, или принадлежат почти неизвестным школам — сызранской, невьянской, гуслицкой. Есть иконы крупнейших когда-то старообрядческих храмов, например, из Успенского собора на Апухтинке, храма Тверской общины, моленных в Коломенском. Представлены на выставке и редкие образы. Куратор особое внимание уделила иконе Спас Оплечный XX века, исполненной в тонкой живописной манере. Икона принадлежит коллекции Е.С. Егорова. «Есть вещи, которые останавливают сразу. Эта икона из Государственного исторического музея демонстрирует нам широту, разнообразие старообрядческих коллекций, — пояснила куратор выставки. — В первом разделе экспозиции есть древние памятники из собрания Егорова. Спас Оплечный также принадлежит Егорову. Но эта поздняя икона — свидетельство не только разнообразия коллекции, но и широты собирательского интереса».

Образное выражение предстоятеля РПСЦ о выставке как мосте, соединяющем поколения, удачно совпало с попыткой кураторов рассказать больше о мире старообрядцев. Именно поэтому в зале присутствуют две исторические реконструкции — библиотека и молельный угол старообрядца.

В заключение своей короткой экскурсии Елена Зотова еще раз сказала: «Обратите внимание. Мы начинаем свой путь по выставке с Распятия Христова с предстоящими, потом проходим всю Россию, от севера через Вятку доходим до Рогожского кладбища, и здесь видим икону Христова Воскресения. Для нас это — путь веры. Мы будем очень рады, если выставка состоится, получит резонанс, общественную оценку. Поднятые на ней проблемы требуют обсуждения, именно поэтому в рамках выставки мы проводим конференцию с одноименным названием, которая пройдет в стенах Спасо-Андроникова монастыря 22−23 ноября. Всех приглашаем, надеемся получить оценку, поддержку и издать каталог выставки».

Желающие могут посетить экспозицию до 17 января 2006 года в залах музея древнерусского искусства Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51 108 175 809


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика