Русский дом | Александр Крутов | 08.11.2005 |
В прямом включении участвовали девять городов и одно село. Помимо России и Латвии, где люди собрались на крыше Рижского культурно-делового центра, так как латышские власти не разрешили провести репортаж с улицы, вопросы поступали из Казахстана и Швеции. Всего же вопросов пришло более миллиона. Люди интересовались военной реформой, монетизацией льгот, перспективами ипотеки, ситуацией в Чечне, судьбой четырёх островов Южных Курил. Жаловались на дороговизну жилья, низкие социальные пособия, безработицу, высокие цены на бензин, бездушие начальников.
Отвечая на вопросы, Президент заявил, что срок службы в рядах Вооружённых сил России сократится, принёс извинения за нападения на иностранцев в России и заявил что «скинхеды должны исчезнуть с политической карты страны». Путин в очередной раз подтвердил отказ от третьего президентского срока, мол, не собирается он «сидеть в Кремле вечно», а после 2008 года «своё место в строю найдёт». Он извинился за сказанное им в телеэфире два года назад, что все русские, «кто хотел вернуться в Россию из стран СНГ, уже сделали это», и объявил, что намерен дать поручение правительству разработать программу возвращения в Россию всех желающих из числа соотечественников, оказавшихся за рубежом, пообещал, что пенсионный возраст повышен не будет. По ходу дела Путин также решил несколько конкретных бытовых проблем позвонивших. Каждый раз при просмотре общения Президента по «прямой линии» с народом возникает ощущение, что люди жалуются, потому что разуверились в органах власти на местах. И одна надежда на «барина»: «Вот приедет барин, барин нас рассудит». Проведёт водопровод, отремонтирует крышу и т. д. В глазах граждан России В. Путин по-прежнему остаётся последней инстанцией, от которой зависит решение проблем их повседневной жизни. О чём забыли спросить Президента? К сожалению, ничего не было сказано Президентом о перспективах дальнейшего сотрудничества между государством и Русской Православной Церковью. В. Путин лишь отметил, что в годы советской власти Церковь была единственной оппозицией правящему режиму. Я не думаю, что среди миллиона вопросов не было вопросов на эту тему. Вероятно те, кто отбирал вопросы, не посчитали нужным дать их Президенту. А жаль. Сегодня не столько государство нужно Церкви, сколько Церковь нужна государству. Духовно больное общество не может создать здоровую экономику, процветающее государство. Ведь большинство вопросов имеют ярко выраженный социальный характер. И кто как не Русская Православная Церковь, являясь в определенной степени социальным институтом с тысячелетней историей, аккумулируя исконные духовно-нравственные ценности, духовно окормляя большинство населения России, способна стать главной составляющей силой гражданского общества. Давно известно, что назначение власти не в том, чтобы превратить общество в рай, а в том, чтобы не допустить на земле ада.
Только Церковь заботится сегодня о нравственной чистоте народа, печалится «о плачущих и вопиющих». Сегодня власть, провозглашая уважение к вере, но не давая ей влиять на государственные дела, обедняет саму себя. Константин Петрович Победоносцев, влиятельнейший государственный деятель эпохи императора Александра III, писал: «Как бы ни была громадна власть государственная, она утверждается не на ином чём, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством… Государство тем сильнее и тем более имеет значение, чем явственнее в нём обозначается представительство духовное». О нынешнем государстве этого сказать нельзя. Оно боится возрастания авторитета Церкви, видит в ней конкурента. Поэтому и не препятствует разрушению личной, семейной и общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа. В современном обществе для христианства места практически не остаётся. Православным предлагают приспособить Православие к так называемой свободе совести, выживать поодиночке, малыми группами во внецерковном обществе, в то время как Православие предлагает соборность. Сегодня государственная власть на словах провозглашает преемственность исторической России, возвращение «к исконным корням». Но если она это делает искренне, то должна признать, что Православие — это не «конфессия», а духовная, культурная, социальная, организационная, психологическая основа русской и мировой православной цивилизации. Историческая Россия не просто государство, а государство, созданное по Промыслу Божьему как последний оплот Православия. Если будет такое понимание и у власти, и в обществе, то изменится и характер вопросов, а значит, и сама жизнь. И, может быть, тогда мы услышим от Президента ответ на вопрос, который он зачитал вслух, но отвечать на него не стал: «Что Вы больше всего цените в жизни?» А пока пусть каждый из нас ответит на этот вопрос. Хотя бы только для себя.