Росбалт | Иван Усанин | 08.11.2005 |
Формально мероприятие было посвящёно 100-летнему юбилею первого исламского съезда России, который также проходил в Нижнем Новгороде. Однако организаторы постарались привязать форум к торжествам по случаю Дня народного единства, центром которых неожиданно стала столица Поволжья.
Отсутствие на форуме статусных политических деятелей, способных залакировать любую дискуссию, располагало к живым спорам, хотя и сделало форум несколько сумбурным. Единство обеспечивал лидер поволжских мусульман Умар-хазрат Идрисов, который показал себя прирождённым спикером и проявил чудеса политкорректности. Так, в интервью одному из российских телеканалов 4 ноября Идрисов рассыпался в благодарностях к властям и разве что не клялся в вечной дружбе с православными братьями. Он с готовностью подставлял щёки (для поцелуев) гостю форума о. Андрею и смягчал все резкие выступления других муфтиев поговорками типа «худший враг татарина — другой татарин».
В ходе дискуссии стало понятно, что у российских мусульман есть проблемы, как связанные с Россией, так и не имеющие к ней никакого отношения. Хозяева форума, поволжские мусульмане, ни на что особо не жаловались. Они живут в этих местах сотни лет, рядом с русскими и другими народами, и все к ним привыкли. Делегаты же из других регионов чаще поднимали острые вопросы и говорили об отсутствии единства и понятной структуры управления в российском исламе. Кроме того, сетовали на то, что теряют свою паству, прежде всего мусульманскую молодёжь, которая либо вообще отходит от веры отцов, либо собирается в группы, исповедуя модернистские и зачастую радикальные модели ислама.
По ходу выяснилось, что муфтии по разному относятся к последователям движения «Хизб-ут-Тахрир», которое преследуется в России и многих других странах. Так, если Идрисов заявлял, что не собирается нести ответственность за выбравших этот путь и «торгующих на рынках», то другие муллы не поленились проштудировать труды основоположников этого направления и утверждали, что в них не содержатся призывы к вооружённому перевороту. А что касается главной «хизбутовской» идеи — создания Всемирного Халифата — то у гражданина Зюганова, мол, тоже много радикальных мыслей, но его же за это никто не преследует.
Наиболее резко выступил руководитель мусульман азиатской части России, муфтий Нафигулла-хазрат Аширов, который назвал все разговоры о единстве с православными популистскими и даже более вредными, чем лозунги коммунистов в былые времена. Кроме того, он неожиданно вступился за иракскую оппозицию и Афганистан. Правительство последнего Аширов назвал марионеточным, сравнив его с польской шляхтой, которая захватила Кремль в XVII веке. По его словам, в таком случае террористами можно было бы считать и Минина с Пожарским, деяния которых легли в основу нового российского праздника.
Депутат Госдумы Шамиль Султанов своим выступлением лучше муфтия Идрисова подтвердил тезис о том, что мусульмане — такие же граждане России, как и все остальные. Член фракции «Родина» насчитал 47 угроз России и исламскому миру, из которых, к счастью, он озвучил лишь несколько. Первая и главная — Россия находится в состоянии войны, причём, по Султанову, не с международным терроризмом, а с флагманами т.н. антитеррористической коалиции, то есть с Западом. Депутат сообщил, что к 2015 году готовится раздел России и появление нового президента, задачей которого будет «предпродажная подготовка российской территории».
«Вот, что значит политик — сразу рисует апокалипсис», — только и пробормотал Идрисов. За Запад вступился профессор Российского государственного гуманитарного университета Александр Логунов. Он не согласился с мнением Султанова, что только мусульмане не хотят отправлять своих дочерей на панель, заявив, что ни одна американская мама также не имеет такого желания.
Помимо священнослужителей и ученых, на мусульманский форум, как на работу, пришёл начальник Главного управления МВД РФ по ПФО, генерал-полковник Владимир Щербаков. Он решал здесь сугубо служебные задачи и призвал мусульманское духовенство приструнить мигрантов, которые нарушают правопорядок и российские законы. В итоге же Щербакову на форуме пришлось держать ответ за всю российскую милицию, потому что на него не только «повесили» избиение мусульман в Саратове, но и едва не приписали ему авторство фразы «любой мусульманин — потенциальный ваххабит».
Отметим, что на форуме начала разворачиваться серьёзная дискуссия о возможности появления единого всероссийского муфтия, о необходимости большей открытости мусульманского сообщества. Однако в итоге всё опять свелось к «смутному» празднику. Так, представитель движения «Российское исламское наследие» из Татарстана Рашид Ягафаров посоветовал думать, прежде, чем назначать государственные торжества. Он припомнил праздничные мероприятия по поводу победы на Куликовом поле, которые вызвали чувство недоумения у всех татар. Он предрёк подобную реакцию и на новый российский «красный день календаря» — теперь уже у поляков.
Оправдываться за День народного единства пришлось вице-губернатору Нижегородской области Александру Цапину. Из его объяснений следовало, что колокол в качестве символа праздника не имеет ничего общего с христианством, а символизирует набат, в который ударил в XVII веке Козьма Минин, записанный некоторыми участниками форума не только в татарины, но и чуть ли не в террористы. По словам Цапина, сначала у властей была идея выставить у открытой 4 ноября в Нижнем копии московского памятника Минину и Пожарскому многонациональный хор, но — синоптики пообещали плохую погоду. А когда Бог с погодой помог, было уже поздно…
Впрочем, политические и религиозные различия не помешали нижегородцам отметить День народного единства. И праздничным вечером 4 ноября на площади Минина 60-тысячная многонациональная молодежная толпа весело танцевала под песни Олега Газманова и других российских исполнителей.