Фома | 08.11.2005 |
Не стоит скрывать, в большинстве школ, в том числе и в нашей, иногда вспыхивают конфликты на национальной почве. И единственный способ пресекать их — дистанцировать школу от проблем религии и межнациональных отношений. Мы, педагоги, выступаем в роли третейских судей, и это позволяет нам эффективно гасить подобные конфликты.
В свое время у нас в школе факультативно давался предмет «религиоведение». Там мы касались только процесса зарождения религии, появления различных конфессий. Показывали, как появление христианства повлияло на другие религии. Однако этот факультатив заинтересовал очень немногих ребят.
В принципе, подобные предметы периодически появляются в школьной программе. Зачастую — по инициативе родительских комитетов. Я поддерживаю эту инициативу, но хочу заметить, что такой курс целесообразно преподавать с 7−8 класса, когда дети уже знают хотя бы азы истории, когда начинает формироваться собственное мнение. Вести такой предмет должен очень грамотный, высокообразованный, умный специалист, который не оскорбит ни одной конфессии.
К сожалению, подобных специалистов на данный момент можно найти разве что в научно-исследовательских институтах. И то я не уверен, что он сможет работать с детьми, не обладая достаточным педагогическим опытом.
Наталия БЕЛОХВОСТИКОВА,
актриса, народная артистка России:
Если у тебя душа бедна, если ты не ориентируешься, где зло, а где добро — это самая большая катастрофа, которая может постигнуть человека, его семью, его народ.
Поэтому я уверена, что предмет «Основы Православия» в школе необходим. Ведь ни для кого не секрет, что духовный уровень общества, в том числе наших детей, продолжает падать. А вот в какой форме нужен такой предмет… Мне кажется, лучше, чтобы это был факультатив (то есть по желанию), потому что Россия — государство многонациональное и многоконфессиональное. Я понимаю, нереально сделать так, чтобы во всех школах преподавали представители всех основных конфессий, дабы не задеть чьи-то религиозные чувства. Но необходимо выработать какую-то форму, чтобы между школьниками не было конфликтов на этой почве и чтобы они, тем не менее, росли образованными людьми.
Игорь КСЕНОФОНТОВ,
заместитель декана филологического факультета Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского:
Работа священника в качестве штатного преподавателя непременно вызовет споры, и они будут вполне оправданны. Школа — государственное учреждение, а Церковь отделена от государства. В современной ситуации возникнет резонный вопрос: «А какого священника пускать к детям?» В России образование построено по светскому принципу, и в общих школах (я не беру в расчет частные лицеи и гимназии) учатся дети не только православного вероисповедания. Нельзя оставлять без внимания мнение родителей, которые далеко не всегда терпимо относятся к Православию.
По-моему, священник необходим школе в ином качестве: не как преподаватель «Основ православной культуры», а как духовный наставник. Мы все знаем, насколько нелегко сегодня детям найти нравственный ориентир в жизни, устойчивую опору. В школах учится огромное количество детей из неблагополучных семей — им просто больше некуда прийти за помощью. И священник может стать для ребенка фигурой, которую можно принять за некий образец. Выслушать, дать духовный совет в доверительной беседе — этого не сможет сделать никто, кроме священника.
Ирина ПАНИНА,
преподаватель русского языка и литературы гимназии N 9 города Коломны:
Мне кажется, не стоит закрывать перед священниками двери школы. Я не раз водила своих учеников в церковь, организовывала их беседы со священнослужителями. Поверьте, детям от этого только польза! Но, пожалуй, включать в учебный план особые программы по изучению Православия все-таки не следует. В нашей школе есть общий курс истории религий, где немало внимания уделяется христианству. Беда в том, что учителя ведут такие уроки слишком отстраненно, знакомят детей только с фактическим материалом, упуская при этом суть веры. Пожалуй, если бы факультативные занятия для старших классов проводили священники, рассказ о Православии стал бы более живым и интересным.
А вот ребятам помладше просто необходимы духовные беседы, которые лучше всего доверить именно священнику. Очень важно прививать детям понятия правды, истины, веры в Бога. Думаю, классе в пятом-шестом уже можно смело говорить на такие темы. Сужу и по своим ученикам, и по моей младшей дочери. Сейчас как раз происходит становление личности, и ребенку нужен внутренний стержень, нравственная опора в жизни. Беседы со священником, я уверена, способны повернуть детскую душу в очень хорошую, добрую сторону.
Олег ПАРИНОВ,
ученик десятого класса гимназии N 64 города Липецка:
Несколько месяцев назад я ездил на ежегодные сборы одаренных детей в летний лагерь «Прометей». В списке лекций, кроме литературы, истории, информатики и прочего стояло и религиоведение. Уже на первую лекцию по Православию пришло столько ребят, что в большую аудиторию пришлось дополнительно приносить стулья. И то не всем хватило места. Ни один предмет не пользовался тогда таким «спросом».
Что касается православных школ, в которые, по идее, может пойти каждый… Лично для меня, как и для большинства школьников, было бы удобнее, если бы в моей школе существовал такой факультатив: никуда пришлось бы ездить. Опросив своих одноклассников, я выяснил, что примерно треть класса ходили бы на эти занятия.
А вот нужно ли делать такие факультативы обязательными? Тут ответ однозначен: нельзя. Все-таки единой религии в России нет, и заставлять приверженцев другой веры мы ни в коем случае не можем.
Священник Иоанн КОВАЛЬ, клирик храма Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Люблино (Москва), преподаватель основ православной культуры в частной школе «Московиты».
Хорошо помню напуганные, удивленные глазки малышей, когда я впервые пришел в школу. Они, наверное, впервые в жизни увидели священнослужителя, да еще в коридоре родной и привычной школы: такого необычного, в рясе до полу, высоченного, как дядя Степа. А уж если священник придет не покрасоваться длинной рясой и большим блестящим крестом, а скажет что-то доброе, светлое, принесет маленьким людям слово Христово, то его появление не просто оправдано, но и необходимо. Я убедился в этом на собственном опыте.
Насколько я смог изучить законы, при желании директора и настойчивости родительского комитета организовать появление священника в школе — дело нехитрое и абсолютно законное. Конечно, надо тонко и грамотно продумать, как рассказать детям о Православии, чтобы это не звучало назойливо и моралистично. Мне кажется, наиболее удачный подход — периодические духовные беседы с детьми. Предмет «Основы православной культуры» могут вести и миряне, культурологи, которые бережно и с любовью относятся к вере родной страны. Но само появление священника в школе нельзя заменить ничем другим. Важен его образ, его слово — слово служителя Церкви, говорящего о Христе не просто из чувства профессионального долга, но от сердца. Детские души, пока незамутненные, чуткие ко всему духовному, открыты такому служению.
Материал опубликован в 6(29)-м номере «Фомы» 2005 г.
http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=4&article=1307