Русская линия
Российские вести Сергей Бекиров08.11.2005 

Куда идет ислам?
Религия Аллаха на путях обновления

Ислам представляет собой духовную реальность всемирного масштаба, которая коренным образом видоизменила образ мыслей и поведение людей, принявших его. И сегодня исламская цивилизация существует и проявляет себя всюду, где живут мусульмане.

Больше, чем религия

Мусульманами сегодня являются свыше 1,2 млрд. людей во всех уголках земного шара — представители разных рас, народов и культур. Кроме того, ислам на протяжении всей своей истории оказывал существенное воздействие на другие цивилизации, особенно западную. И в наше время ислам не только играет огромную роль на мировой арене — его влияние очевидно не только на Ближнем Востоке, но и на христианском Западе, в России, Индии, Юго-Восточной Азии и других регионах Азии и Африки.

Ислам рассматривает религию не как часть жизни человека, не в качестве некоего особого вида человеческой деятельности (наряду с экономическими отношениями, политикой и т. д.), а именно как основу и сущность жизни, которая должна определять все земные человеческие помыслы и поступки. Вот почему назвать ислам просто религией — недостаточно. В обывательском светском сознании религия — это всего лишь часть человеческой жизни, нечто такое, на что человек тратит часть своего времени, мыслей и сил. Ислам же — это нечто неизмеримо большее, это и есть образ жизни и мысли человека. С исламской точки зрения нет и не может быть грани между религиозной и светской сторонами жизни человека. Между прочим, прилагательное «светский» даже трудно адекватно перевести на арабский язык, такого слова в арабо-мусульманской традиции попросту не было. Ислам в принципе никогда не признавал и не признает разделения человеческой жизни на религиозное и светское в силу того, что источник жизни только один — Единый Бог, и в Его власти находится все и вся. Это означает, что в исламе изначально нет и не может быть ничего, лежащего вне сферы религии (ад-дин), и любой человеческий поступок, любая мысль получают четкую оценку с религиозно-правовой точки зрения. Причем осознание Бога как единственной изначальной сущности и источника человеческой жизни должно являться для мусульманина не некой абстрактной идеей, а именно руководством к действию.

Три модели

В современном мире ислам как социальное явление представляет собой в глазах его приверженцев не только универсальную религиозную систему, в рамках которой в ходе исторического развития в сложном взаимопереплетении находились различные школы и направления мусульманского богословия и права, но и модель идеальной организации общества, которая может рассматриваться в трех разновидностях. Их условно именуют традиционалистской, фундаменталистской и модернистской. Традиционализм характеризуется тем, что его сторонники выступают против каких-либо реформ ислама, за сохранение ислама таким, каким он в основном сложился в эпоху докапиталистических социально-экономических, политических и культурных институтов и представлений. Они предлагают возвратиться именно к указанному состоянию ислама, противодействуя при этом каким-либо переменам — как в религиозной сфере, так и в общественной жизни. Носителями традиционного сознания, как правило, являются представители официального мусульманского духовенства, поддерживающие правящие режимы. Сегодня сторонники традиционализма выступают за сохранение той версии ислама, которая исторически сложилась в той или иной стране, регионе, на той или иной территории, а также противодействуют каким-либо переменам, как в религиозной сфере, так и в общественной жизни.

Однако для многих мусульман во всем мире эталонной формой организации исламского общества и государства продолжает выступать первая мусульманская община в Медине в период государственной деятельности Пророка Мухаммада (622 — 632 гг.). Именно в тот период в Медине возникли надродовая мусульманская община и протогосударство, во главе которых стоял Мухаммад, обладавший всей полнотой светской, духовной и судебной власти. Этот опыт среди мусульман считается временем идеального правления в исламе. В период исламского средневековья людей, которые выступали за возврат к мусульманским ценностям, культивировавшимся во времена пророка, называли традиционалистами из-за их целеустремленного желания следовать ранней исламской традиции. Однако в настоящее время это течение принято называть либо западным термином «фундаментализм», либо арабским — «салафизм».

Фундаментализм (или возрожденчество) определяется тем, что его приверженцы выступают за восстановление принципов «чистого» ислама, освобождение его от позднейших наслоений (которые защищают традиционалисты), призывают к полному претворению в жизнь норм ислама. Фундаменталисты провозглашают в качестве своей цели восстановление в современной жизни мусульман конкретных институтов и норм времен пророка Мухаммада и первых четырех (праведных) халифов. Преувеличивая значение уравнительных принципов в жизни мусульман того времени, фундаменталисты видят в ранней исламской общине идеальное объединение верующих на основе равенства и справедливости.

Вместе с тем, термин «фундаментализм» впервые был использован отнюдь не в исламе, а для определения консервативного движения в евангелической церкви Соединенных Штатов. В этой связи необходимо видеть существенную разницу между христианским фундаментализмом, который ассоциируется, прежде всего, с запретами в морально-этической сфере, и современным исламским фундаментализмом, который означает позитивный возврат к первоисточнику мусульманского права — Корану. В настоящее время западными учеными и политиками термин «исламский фундаментализм» понимается как совокупность течений мусульманской общественной мысли, направленных на укрепление веры в основополагающие источники ислама, неукоснительное выполнение предписаний Корана и требований законов шариата, введение традиционных мусульманских установлений в качестве обязательных норм всех сторон жизни.

Политизация ислама и экстремистские проявления воинствующего исламизма предстали в последние десятилетия в общественном сознании, международной публицистике, а иногда даже в трудах ученых именно как «исламский фундаментализм». В нашей стране, особенно после развала Советского Союза и начала военных действий в Чечне, зачастую «исламский фундаментализм» в массовом сознании ассоциируется с угрозами и вызовами российской государственности, с радикализмом, экстремизмом и даже терроризмом. Подобные домыслы и страхи выливаются в разгул бытового национализма, в исламо- и ксенофобию, что проявляется в многочисленных публикациях на тему «исламского фундаментализма». Вместе с тем, все большее количество зарубежных и отечественных обозревателей выступают за более взвешенную оценку самого исламского фундаментализма и высказываются против чрезмерно вольного подхода к использованию этого и других понятий в качестве терминов — «страшилок». На деле же главными распространителями экстремизма и терроризма среди мусульман выступают крайне политизированные радикальные группировки вроде «Аль-Каиды», деятельность которых ни в коем случае не следует отождествлять с исламом вообще.

Следующей значительной тенденцией в современном исламе выступает модернизм («джадидизм»), который определяется тем, что его сторонники-реформаторы стремятся реформировать, приспособить мусульманскую догматику к нуждам современного развития, отбрасывая или замалчивая одни положения и развивая другие. Они настаивают на возможности синтеза ислама с современными западными либеральными (ранее — и социалистическими) ценностями и институтами. Носителями этого типа религиозного сознания являлись, в частности, сторонники «исламского социализма». К модернистам относятся приверженцы эволюции ислама путем его реформ, «обновления», переосмысления Корана и Сунны, предписаний мусульманского права.

Движение за модернизацию ислама с рационалистических позиций зародилось на рубеже 70 — 80-х гг. XIX в. в Египте и позднее распространилось во всем мусульманском мире. Формально реформаторы выступили с консервативных позиций под лозунгом возрождения ислама в первозданной чистоте, призвали к освобождению вероучения от накопленных за прошедшие века искажений и наслоений. Однако, в отличие от фундаменталистов, добивающихся преодоления социально-экономической отсталости мусульманских народов через возврат к идеализированному «золотому веку» правления Пророка и первых четырех праведных халифов, сторонники модернизации ислама озабочены поиском путей прорыва к социальному прогрессу, преследуют цель трансформации традиционного общества в современное и включение его в «цивилизованный мир».

Первым крупным деятелем реформаторского движения в исламе, разработавшим его исходные положения, был знаменитый мусульманский мыслитель Джамаль-ад-дин аль-Афгани (1838 — 1897). Выдвинутые им религиозно-философские идеи развил один из его учеников — муфтий Египта, профессор мусульманского университета аль-Азхар в Каире шейх Мухаммад Абдо (1849 — 1905). Критикуя закосневший, не способный к реформам современный ему ислам, видный египетский модернизатор в то же время прославлял ислам как высшее достижение духа. Модернизация ислама, считал Абдо, возможна только при признании незыблемости Корана как «священной опоры» мусульманского общества. В то же время он боролся с традиционалистами, которые отвергали право свободного, рационалистического толкования догм, выступал против слепой веры в схоластическое учение, созданное поздними теологами. Отвергая понимание религиозной веры как только внутреннего состояния, шейх Мухаммад Абдо подчеркивал ее необходимую связь с практическими действиями: «Гордость за великое прошлое должна перерасти в строительство своего настоящего и будущего». По убеждению Абдо, модернизация ислама должна была повлечь за собой постепенное преобразование общества, просвещение народа, реформы в направлении парламентской демократии. С тех пор и по сей день, в противоположность традиционалистам и особенно фундаменталистам, реформаторы-модернисты утверждают, что ислам — это религия универсального гуманизма, проповедующая общечеловеческое братство. Исходя из таких мировоззренческих установок, реформаторы настаивают на том, что религиозная терпимость представляет собой основополагающий принцип ислама. Отсюда, например, «джихад» толкуется ими либо как исключительно оборонительная война, либо как борьба за духовное обновление и экономическое процветание.

Поиски пути

Сегодняшний ислам продолжает функционировать в борьбе идей и мнений, находится в состоянии поисков дальнейшего пути развития. В каждой стране имеются разные группы, которые предлагают свой путь и выступают за решение возникающих проблем на базе предлагаемых ими концепций. Одновременно следует подчеркнуть, что все три вышеназванные идейные течения в исламе (традиционализм, фундаментализм и модернизм) как в теории, так и на практике носят довольно условный, расплывчатый характер, нередко наблюдается их наложение друг на друга, определенное смешение, что вносит путаницу в процесс их осмысления, определения и исследования. Неоднозначность трактовки этих терминов всегда представляла серьезную проблему, как на научном уровне, так и в массовом сознании.

Что же касается понятия «исламский радикализм», то оно условно применимо к определенным частям всех трех идейных течений. Но термины «исламский радикализм» и «фундаментализм» далеко не тождественны. Умеренность составляет основное содержание ислама, как религии мира, добра и терпимости. Хотя радикальное меньшинство присутствует во всех трех течениях. В целом же ислам сегодня имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для усиления своих позиций.

http://rosvesty.ru/1794−01/problem/?id=236&i=1


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика