Русская линия
Православие и современность Алиса Орлова08.11.2005 

«Доктор Смерть» и его ученики

Выставка пластинатов в саратовском кинотеатре «Победа» вызвала многочисленные отзывы в местной прессе. Статьи появились в газетах «Саратовские вести», «Земское обозрение», «Саратовская панорама», «Саратовский Арбат», «Богатей», «КП-Саратов», «АиФ». Читая эти материалы, можно заметить, что, несмотря на то что общее отношение к выставке негативное, количество посетителей у нее вряд ли убавится, тем более после такой рекламы. Всегда найдутся люди, готовые поглазеть на чужую беду, любое уличное происшествие моментально обрастает толпой зевак. Но теперь по поводу выставки пластинатов можно сделать и некоторые выводы.

К Санкт-Петербургской Кунсткамере выставка отношения не имеет.
Православная Церковь подобную выставку благословить не могла.
Просветительская направленность выставки под большим вопросом, — профессионализм наскоро набранных экскурсоводов нулевой.

Не слишком ли много неправды для одной выставки? Что за экспонаты собираются возить по всей России ее устроители? Действительно ли это пластинаты, изготовление которых весьма дорого и трудоемко? И что это за сайт, точный адрес которого охотно называет экскурсовод? Сайт, на который ни один из журналистов заглянуть не догадался, действительно существует. И… выдает прайс-лист с указанием цены. На вопрос о цене человеческой жизни получен точный ответ. В долларах. «Труп (миологический препарат) — 4950».

Обычный коммерческий сайт. Галерея. Продукция. Технологии. Контакты. Прайс-лист. Дипломы. Улыбающиеся лица. «Главная задача, которую мы ставим перед собой, — это приведение анатомической практики в соответствие с требованиями эпохи высоких технологий», «К достоинствам полимерно бальзамированных (пластинированных) препаратов, кроме неограниченного срока хранения, высокой износостойкости, относится их высокая эстетичность. Когда вы берете в руки без перчаток такой препарат, у вас не появляется ощущения брезгливости, связанного с обычными выделениями из влажных препаратов». Что тут можно добавить? Разве что спросить, действительно ли на все экспонаты, представленные на выставке, есть согласие… бывших владельцев?

В разделе «Новости сайта» представлена открытка — руки в медицинских перчатках держат с помощью двух зажимов пластинированный человеческий эмбрион. И яркая надпись: «С Новым 2005 годом». Что ж, у российских учеников «доктора Смерть» — большое будущее.

Алиса ОРЛОВА

От редакции

Заявление Епископа Саратовского и Вольского Лонгина по поводу открытия в Саратове выставки пластинатов вызвало интерес практически всех средств массовой информации Саратова.

Церковь в лице Владыки сочла своим долгом напомнить своим согражданам и современникам о том, что такое тело человека и каким должно быть достойное — человеческое! — отношение к умершим. Однако нам пришлось с горечью наблюдать, как наши коллеги пытаются представить сам факт публикации заявления как «скандал»: «Караул! Запрещают!» — таков общий тон, причем откровенно истеричный, большинства публикаций о выставке пластинатов. В одной из местных новостных телепрограмм ведущий заявил, что Церковь ополчилась против «произведений искусства"(!).

Двусмысленность газетных коллажей и заголовков («Церковь против мумии», «Епископ восстал против анатомической выставки», «Скандал на выставке») можно объяснить (если очень постараться) профессиональным стремлением «зацепить» читателя. Но мы как журналисты не можем понять так неожиданно проявившейся «доверчивости» своих коллег. Почему практически все они оказались загипнотизированными словами «Петербургская Кунсткамера» (названием этого известнейшего музея прикрываются заезжие гастролеры)? Почему так безвольно повторяли вслед за ними слова о «просветительском характере экспозиции»? Неужели журналист, при всем своем стремлении к объективности, потерял право на нравственную оценку события? Вот первый вопрос, который мы хотели бы задать местному журналистскому сообществу.

Заплатив 150 рублей за входной билет, посетитель получает право бесплатно сфотографироваться с экспонатами. Правом этим многие пользуются, и сам процесс фотографирования на фоне мумифицированного человеческого тела сопровождается шутками и весельем. Пластинаты — отдельные органы человеческого тела, в том числе репродуктивной сферы — экскурсовод настойчиво предлагает посетителям брать в руки: «для того, чтобы оценить их мягкость и пластичность». Надо ли говорить, какие органы вызывают интерес, что и с какими чувствами можно здесь «оценить»?

На самом деле, нужно лишь совсем немного понаблюдать за поведением посетителей, чтобы распознать характер «просвещения», которое здесь предлагается. ««Некрофилы всех стран, соединяйтесь!» — такое сакраментальное высказывание вполне могло бы стать идейным девизом этой «супер-экспозиции»» — такой вывод, вполне очевидный, сделала корреспондент «Саратовской панорамы» Елена Балаян. Журналист справедливо отметил, что кинотеатр «Победа» традиционно зарабатывает деньги на самых низменных предметах: «Что ни выставка — то парад уродов!» (««Смертельное» зрелище"/ «Саратовская панорама», 12−18 октября 2005 г.).

И лишь один журналист Саратова — корреспондент газеты «Новые времена» Елена Налимова — попросила организаторов представить документы, подтверждающие принадлежность выставки к Петербургской Кунсткамере. Естественно, не получила их. Зато не поленилась позвонить в сам музей, где ей ответили: «Мы не в первый раз сталкиваемся с тем, что частные лица представляются нашим именем, и стараемся, по мере возможностей, выявлять и пресекать подобные случаи… Никаких копий и реплик анатомических экспонатов мы не изготавливаем и коммерческих выставок не проводим, потому что показ человеческого тела — крайне деликатная тема, к которой нужно относиться крайне осторожно» («Трупное шоу"/ «Новые времена», N 35 (147), 14−20 октября 2005 г.). Далее следует вывод журналиста — в Саратове проходит гастроль махинаторов от патологоанатомии, и «одному Богу известно, что же на самом деле выставляют гастролеры в зале кинотеатра «Победа» и где они «это» раздобыли».

В связи с этим наш второй вопрос: разве необходимость проверять полученную информацию перед публикацией перестала быть правилом профессиональной работы журналиста?

К сожалению, есть только одно объяснение подобной «доверчивости»: сам голос Церкви, как бы справедливы ни были произносимые слова, вызывает болезненную реакцию у так называемой либеральной прессы. О том, почему это происходит, мы писали неоднократно (см. NN 15, 18 «ПВ» за 2005 г.).

Человеку, который сделал своим идолом «свободу», кажется, что у него эту свободу отнимают, когда его просто предупреждают о смертельной опасности. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12) — о таком, христианском, понимании свободы нам хотелось бы еще раз напомнить и своим коллегам, и своим читателям.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/71.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика