Агентство национальных новостей | 03.11.2005 |
Именно в этот месяц, считают мусульмане, Аллах ниспослал людям Коран. Праздник отмечают в течение трех-четырех дней. В это время правоверные посещают мечеть, посвящают время чтению Корана. Торжества продолжаются за праздничным столом, когда в каждом доме встречают гостей, дарят друг другу подарки. Принято также помогать обездоленным, чтобы все могли принять участие в торжестве.
Пост — практика, общая для многих религий. Ислам также предписывает мусульманам пост в виде месячного воздержания, сопровождаемого интенсивным выражением преданности Богу. Это — третий из обязательных актов поклонения, сообщает исламский религиозный канал «Ислам.ру».
Ислам устанавливает лунный календарь, в котором месяцы имеют по двадцать девять или по тридцать дней. Девятый месяц, Рамадан, — месяц, в который к Святому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришло первое откровение Корана. Пост во время Рамадана предписан, чтобы укреплять мусульман в самодисциплине и точном исполнении Божьих наказов; он не связан, как в некоторых религиях, с искуплением грехов или смягчением Божьего гнева. Кроме того, в отличие от постов в некоторых других религиях, пост во время Рамадана предусматривает полное воздержание от всякой пищи, питья и супружеских отношений в светлое время суток; нельзя даже пить воду. Но ежедневно пост должен прерываться на закате, и рекомендуется принимать пищу до рассвета, перед продолжением поста на следующий день.
Помимо воздержания от этих естественных потребностей мусульмане в течение этого месяца также более интенсивно выражают свою преданность и верность Богу. Кроме обычных пяти молитв каждую ночь, индивидуально или коллективно, совершается предусмотренный только во время Рамадана дополнительный Намаз, называемый таравих. Существует также сунна (практика) Пророка, заключающаяся в прочтении во время Рамадана всего Корана, и многие современные мусульмане следуют этой традиции. Последние десять дней и ночей Рамадана отличаются особенной интенсивностью такого рода деятельности, включая ознаменование ночи, во время которой Пророк получил первое откровение Корана, известной как Ночь Могущества. Во время Рамадана особо предписаны: благотворительность, осторожность в поведении и речах, что является еще одной особенностью исламского поста.
Пост дисциплинирует мусульманина, делает его стойким, подобно воину, отказывающему себе в удовлетворении своих естественных потребностей или откладывающему их по приказу своего командира. Он учит его быть гибким и уметь приспосабливаться к конкретным условиям или обстоятельствам жизни, переносить трудности и не принимать как должное милости Бога, которыми он обычно пользуется. Пост также воспитывает в мусульманине сочувствие к бедным, которые ежедневно голодают, побуждает их к деятельному состраданию и помощи им.
Ислам признает, что такие физические нужды и желания, как пища, питье и половое влечение, являются мощными факторами в человеческой жизни, делая человека зависимым от телесных нужд и желаний. Поэтому от мусульманина требуется один месяц в году ежедневно воздерживаться от удовлетворения этих потребностей для того, чтобы развивать духовный элемент своей природы. Испытание голодом, жаждой и половое воздержание — причем все эти тяготы переносятся добровольно, — все это способствует освобождению человека от господства физических нужд и животных потребностей, позволяя ему в этот период стремиться к духовным целям и ценностям. Таким образом, Рамадан — это месяц, во время которого мусульманин, благодаря меньшей озабоченности своими физическими потребностями, имеет уникальную возможность (зависящую, конечно, от того, использует он ее или нет) посвятить себя Богу и духовному развитию.
Хотя такой пост может показаться трудным для тех, кто никогда не пробовал этого делать, на практике он обычно вполне переносим и даже легок для большинства людей; более того, он оказывает некоторые лечебные и благотворные воздействия на организм, еще не до конца изученные наукой. Мусульмане часто настолько привыкают к распорядку Рамадана и такой интенсивной духовной жизни во время него, что когда он заканчивается, остро чувствуют утрату и страстно ждут следующего Рамадана, чтобы вновь достичь такого высокого духовного уровня, сохраняя в себе его уроки и опыт в течение всего года.
http://www.annews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=20 347