Страна.Ru | Мария Чегляева | 03.11.2005 |
Говоря об историческом значении для России Дня народного единства, митрополит Кирилл в частности отметил, что этот праздник, может быть, даже более значим, чем День победы 9 мая, так как в Великую Отечественную войну Гитлеру не удалось посидеть в кресле Сталина и немцы не вошли в Кремль так, как это смогли сделать поляки. В 17-м веке иностранный монарх не только готов был воцариться в России, но вся система власти была разрушена, а с оккупацией многие связывали процветание. В такой тяжелый момент, подчеркнул владыка Кирилл, населением была проявлена инициатива снизу, заявило о себе гражданское общество. В результате, Россия, по мнению митрополита, обрела новое дыхание и стала действительно многонациональной великой державой и всего через какие-то десятилетия вышла к просторам Тихого океана. Он также отметил, что в российской истории, вероятно, больше ни одно событие не может быть большим основанием для празднования Дня народного единства.
По мнению главного раввина России Берл Лазара, необходимо дать будущим поколениям не только понимание того, что мы все живем в одной стране, но и осознание того факта, что будущее каждого из них зависит от другого. Такую модель совместного проживания и работы людей, исповедующих разные веры и представляющих различные национальности и культуры, можно будет предлагать и другим странам.
В своем выступлении представитель Духовного управления мусульман европейской части России Харис Хазрат Саубянов отметил, что сейчас много говорят о том, что в России нет национальной идеи, которая бы сплачивала все живущие здесь народы. С этим расхожим мнением он не согласился, сказав, что она (идея) есть внутри самого народа. Он также отметил, что за идеей общности российского народа не только будущее, но о ней уже можно говорить как о свершившемся факте.
Не обошли вниманием религиозные лидеры и вопрос отмены празднования 7 ноября и связанных с этим разногласий в политизированной части российского общества. Этой проблеме также было адресовано большее количество вопросов со стороны журналистов. Митрополит Кирилл напомнил собравшимся, что межрелигиозный совет России не был инициатором отмены каких-либо «красных дат» календаря, в том числе и 7 ноября, он только выступал с предложением создания нового праздника. Он также обратил внимание на то, что последние годы 7 ноября в России праздновалась не годовщина Октябрьской революции, а День примирения и согласия. По словам митрополита, невозможно праздновать день примирения и согласия в годовщину сильного разделения общества, которое до сих пор ощущается россиянами. Владыка Кирилл также отметил, что это не политизированная позиция, а просто логическая. О том, что нет какой-либо серьезной напряженности между 7 ноября и Днем народного единства, сказал и Харис Хазрат Саубянов. По его словам, в Советском Союзе долгое время люди праздновали годовщину революции, теперь же постепенно население впитает в себя и новый праздник — День народного единства.
Отвечая на вопрос относительно возможности захоронения тела Владимира Ленина, митрополит Кирилл сказал, что с религиозной точки зрения разногласий у основных российских конфессий нет. Погребение мертвых — традиция, идущая еще от Ветхого Завета. Тем не менее, он отметил, что вопрос о перезахоронении Ленина сильно политизирован, и к нему надо подходить очень осторожно, так как нужно консолидировать общество, а не раскалывать его. В связи с этим надо понять, являются ли 2005 или 2006 годы подходящими для подобных решений, сказал митрополит. Чтобы не нагнетать политических страстей, вопрос о захоронении тела Владимира Ленина, вероятно, нужно решить на общенародном референдуме, полагает представитель РПЦ.
Религиозные лидеры также высказались за то, чтобы День народного единства стал днем добрых дел, так как такой формат празднования способен действительно объединять людей и изменять их в лучшую сторону. По словам митрополита Кирилла, «добродействие — это обоюдоострый нож, который способен лечить человеческую душу».