Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Кирилл Мартынов03.11.2005 

Корпоративная культура шагает по стране

Пятнадцать лет назад многие вздохнули с облегчением: ярмо сброшено, принуждение и абсурд советского строя остаются в прошлом, впереди безоблачное небо свободы и джинсы, «мальборо», «кадиллаки». Одним из главных аргументов в пользу создания новой иерархии ценностей стала возможность получать доступ к различным предметам культуры, приобщиться к миру западной художественной свободы. Воспринимавшиеся как проклятие комсомольские гимны и партийные речи выглядели забытыми навсегда.

Но оказалось, что избавиться от идеологии не так-то просто, а «свято место» пусто не бывает. Наступили новые времена, и Россия (а точнее, главным образом, ее столица) стремительно превращается в одну из «развивающихся» капиталистических стран. Московские «офисы» наполнились «менеджерами», а вместе с ними возникла так называемая корпоративная культура. Вряд ли кто-то из недавних борцов за свободу мог предполагать, что скоро им придется с остервенением распевать гимны своих корпораций и участвовать в ритуальных вечеринках во славу любимой компании.

В общем виде корпоративную культуру можно определить как набор ценностей, убеждений, норм и социальных практик, которые считаются общепринятыми среди работников данной организации. На заре современного капитализма развитие корпоративных культур было кустарным и спорадическим. Многие корпорации строились на патриархальных принципах, предполагавших в качестве своей основной ценности уважение к старшим коллегам и сохранение «семейных» традиций. Промышленное производство, стандарты корпоративных культур, которые можно бесконечно тиражировать, появились позднее. Связано это было, прежде всего, с тем, что различия между конкурирующими фирмами постепенно сводились на нет, а значит трудно было ожидать особой преданности компании со стороны работников: последний просто шел работать туда, где больше платят. Мучающие управляющих корпораций вопросы о «нематериальной мотивации подчиненных» нашли свои ответы в создании привлекательного образа корпорации, внушении работнику мысли о том, что его работа обладает некоторым сакральным статусом, а не просто служит инструментом извлечения прибыли. Определенную роль сыграла конкуренция с японцами, социальная структура экономических отношений которых значительно отличалась от западной (и, прежде всего, американской). Основной ценностью японских служащих была верность делу фирмы, а не стремление к конкуренции с другими агентами внутри данной компании. Послевоенные успехи японской экономики привели к разработке новых моделей организации труда на Западе, которые в действительности достаточно далеки от классических стандартов либерализма в духе Адама Смита. На место индивидуальной свободы и выгоды приходит специфическая форма солидарности во имя Корпорации.

Отношения между корпоративной и национальной культурами двойственные. С одной стороны, корпоративная модель в каком-то смысле копирует «большую» культуру, воплощая в себе ее отдельные элементы. С другой, вместе с прогрессирующей интернационализацией капитала, корпоративные культуры все чаще становятся авангардом культурного нигилизма. Если вы работаете в отделении американской корпорации в Москве, то вам, скорее всего, придется смириться с американской точкой зрения на организацию трудового процесса, а вместе с тем и на то, какие ценности вам следует разделять.

Различают сильную и слабую корпоративные культуры. Первая позволяет организовать производство так, что работник мотивирован уже в силу своего психологического состояния, так как он разделяет ценности фирмы и, более того, видит смысл своей деятельности в достижении корпоративных целей. Вторая требует дисциплинарного и бюрократического контроля над подчиненными для поддержания эффективности его работы. Очевидно, что последняя культура более затратна, а потому все корпорации стремятся к навязыванию своим работником обширной системы ценностей.

Поскольку целью организации корпоративной культуры является полная мобилизация работников фирмы для наиболее эффективного выполнения той или иной цели (непременно высокой и светлой, разумеется), то корпоративная культура неизбежно становится тотальной. Она охватывает практически все области человеческой активности, начиная от этикета и заканчивая музыкальными композициями, исполняемыми в некоторых фирмах в начале рабочего дня. Корпорации стремятся контролировать не только рабочее время своих работников, но и их отдых. Правильно отдыхать в кругу сослуживцев — часть хорошо сконструированной сильной модели.

Корпоративная культура является разновидностью массовой культуры и существует в более широком контексте образов и символов, создаваемых глобальными агентами коммерческого искусства. При создании корпоративной культуры в ход идут знакомые потенциальному ее потребителю образы и символы, функционирующие в общественном сознании как объекты бесконечного тиражирования и повторения.

Возьмем для примера отрывок текста песни к десятилетию общероссийской сети «Консультант-Плюс»:

Не боги, не герои — обычные таланты —
Нас много по России, и скажем без прикрас:
Хотя мы и не ангелы, а просто консультанты,
Святой корпоративный дух объединяет нас!

В этой песне, которая поется сотрудниками компании на много голосов, можно проследить тенденцию, общую для всех сильных корпоративных культур. Это тенденция к сакрализации статуса Корпорации в качестве инстанции, имеющей священную цель и наделенную множествами добродетелей. Можно констатировать, что в данном случае человек современного мира возвращается к моделям поведения, характерным далеких предков, — к тотемизму и магии. Причастность к Корпорации расценивается как символ избранности данного индивида и наделяется соответствующей тотемической атрибутикой. Работа обставляется различными ритуалами, напоминающими те, что практикуют у нас в стране сибирские шаманы.

В сети гастрономов «Пятерочка» все работники имеют особый паспорт, в котором, в частности сказано:

Большую часть времени в своей жизни мы проводим на работе, либо с мыслями о работе, поэтому все наши способности подчинены целям Компании. Это не принудительная, а осознанная концентрация… Мы избраны ради реализации этой великой Цели.

Ряд корпораций осознанно делает ставку на корпоративную культуру как главный источник минимизации расходов. Типичным примером здесь является Макдональдс, чья шумная реклама в странах третьего мира (куда теперь, после крушения «второго мира», со всей очевидностью направляется и Россия) сочетается с крайне тяжелыми условиями труда для рядового персонала, низкой зарплатой. Фактически, сети быстрого питания, такие как Макдональдс, паразитирую на ассиметричном устройстве общества, в котором молодые люди являются одним из наименее обеспеченных слоев. Вместо того, чтобы получать образование, дети третьего мира часами жарят картофель-фри, получая за это деньги на карманные расходы. В системе корпоративных ценностей Макдональдс это называется «учиться успеху».

Вместе со спросом на корпоративную культуру возникли и специальные организации, занимающиеся разработкой предметов культа и его внедрения. Теперь владельцы компаний могут не обременять себя изобретением систем правил и целей, которые обязательны для их работников. Достаточно просто обратится к профессионалам, которые предложат широкий выбор подобных стандартизированных систем. Рынок подобных услуг переживает сейчас в России бурный рост. Достаточно открыть любое бизнес-издание, чтобы обнаружить значительное число разнообразных «тренингов» и семинаров соответствующей тематики.

Капиталистический мир, в котором каждый рискует со временем превратится в «гражданина корпорации», оказывается гораздо более изобретательным и цепким в формировании дисциплинарных практик, чем простодушное и архаическое советское общество. Экономическое принуждение («есть захочешь — мимо супермаркета не пройдешь») значительно эффективнее прямого идеологического контроля со стороны «партии и правительства». На поверхности этой новой системы конструируются химеры корпоративных культур, которые со временем могут заменить современному человеку религию, родину, семейные ценности. Фактически, на наших глазах оформляется новая символическая система культа прибыли и успеха, центральными добродетелью которой выступают необходимость личной жертвы ради «корпоративного дела».

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=14 246


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru