Русская линия
Православие.Ru Василий Писаревский02.11.2005 

Там, где молятся на языке Христа

27 октября 2005 года в Ассоциации книгоиздателей России состоялась презентация книги журналиста-востоковеда Сергея Путилова «Здесь молятся на языке Христа», выпущенной издательством «Благо» в серии «Православное паломничество». Это яркий, живой рассказ путешественника, посетившего святыни и достопримечательности на сирийской земле. Вместе с тем это взволнованный монолог-размышление о судьбе живущих бок о бок мусульман и христиан (почти каждый десятый житель Сирии исповедует Христа), о возможности так называемого «межконфессионального мира» и трудностях на его пути.

Вера подавляющего большинства сирийцев — ислам — хотя и пронизывает все поры общества, но формально отделена от государства. Так что сейчас христиане в этой стране впервые за последние 1300 лет наслаждаются религиозной свободой. В нынешнем году в Дамаске был открыт памятник апостолу Павлу, который именно по пути сюда из гонителя христиан стал верным последователем Господа. Благая весть звучала на этой земле еще при земной жизни Спасителя. «И распространилась молва о нем по всей Сирии», — говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 4, 24). Через безжизненную пустыню шли в северную столицу Сирии — Антиохию апостолы Петр, Павел, Варнава. В горах Каламун жила ученица апостола Павла святая Фекла…

Традиционно отношения между Россией и Сирией основывались на дружбе. Братские связи между Русской и Антиохийской Православными Церквями уходят в глубокую древность. А на рубеже ХIХ и ХХ вв. Императорское Палестинское Православное Общество успешно осуществляло здесь свою миссию. До сего дня еще живы люди, соприкоснувшиеся в детстве с работой русских школ и больниц. Не так давно в Сирии побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И священник, показывавший автору русский иконостас в храме Хомса, оказывается, встречался с ним и сохранил об этом самые светлые воспоминания…

Уникальный пример мирных межконфессиональных отношений

О том, как возникла идея рассказать о Православии в конфликтно опасном регионе Ближнего Востока, Сергей Путилов рассказывает в специальном интервью для Православие.Ru:

— Один из краеугольных вопросов, встающих сегодня перед миром, — это взаимоотношения ислама и христианства. Где еще, как не на Ближнем Востоке, можно увидеть реалии, в которых живут наши единоверцы в непосредственном соседстве с преобладающим мусульманским населением? Моя книга «Здесь молятся на языке Христа» — вторая из серии, посвященной этой теме. Первая — о жизни христианской общины в Египте; в ней описана тяжелая жизнь коптской общины, там христиан притесняют, убивают священников.

Сирия, по моему мнению, является уникальным примером мирных межконфессиональных отношений. Конечно, сейчас, как и везде в мусульманских государствах, православным христианам живется в ней непросто, но взятый молодым руководителем страны Башаром Асадом курс на религиозные мир и согласие — это состоявшийся факт.

Когда в Москву приезжал светлой памяти Патриарх Александрийский Петр VII, мне запомнились его слова о том, что все мы, христиане, а на Востоке это чувствуется особенно остро, — все мы одной веры и должны молиться о том, чтобы Церковь вновь стала единой, чтобы копты соединились с Православием. В моей книге также рассказывается о взаимоотношениях православных и общин коптов, яковитов.

По оценке представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всея Востока Игнатии IV — архимандрита Александра (Елисова), диалог с сиро-яковитами, безусловно, нужен. Ведь только возвращение в лоно Матери-Церкви может влить в древнюю ветвь Православия жизненные силы, необходимые для духовного роста и процветания.

Следует иметь в виду, что, начиная с XIII века, над яковитами нависла угроза оказаться в тисках римо-католической унии. Сокращение по причине деятельности униатов «национальной» сирийской Церкви — Яковитской — очень больной вопрос. Если в начале прошлого века общее количество сиро-яковитов определялось в 150 тыс человек, то сейчас они насчитывают в Сирии не более 80 тыс верующих. Совсем недавно прекратили существование Алеппская, Хамийская, Хомская епархии. Связано это с тем, что большая часть прихожан отпала в католическую унию. По словам архимандрита Александра, наличие римского униатства одинаково опасно не только для Сиро-Яковитской Церкви, но и для всех ближневосточных христиан, ибо эта политика приводит, в конце концов, не к «единству», а к накалу внутренних противоречий.

— Каковы вкратце Ваши впечатления от встреч с сирийцами?

— Во-первых, я отметил для себя, что сирийцы — народ очень дружелюбный. Во-вторых, многих в стране волнует проблема войны в Ираке; это как лакмусовая бумажка, по которой определяют, насколько можно быть с тобой откровенным. Например, ко мне подходят сирийские студенты и заговаривают об этом. Когда даже в двух словах отвечаешь, что развязанная американцами война — кровавая, Москва — за устойчивый мир, они «расслабляются» и дальше уже говорят откровенно. Еще меня поразило, что очень много людей говорят там по-русски, наверное, гораздо больше, чем по-английски…

— Ваши дальнейшие творческие планы?

— Следующая моя книга, которую также будет выпускать издательство «Благо», посвящена Святой Земле. Она выйдет под названием «Святая Земля — гетто христиан». Это, действительно, очень серьезная проблема, причем христиане испытывают притеснения как со стороны евреев (например, снесли бульдозерами храм на Елеонской горе), так и со стороны фанатичных мусульман (например, когда были сожжены 14 домов в палестинской деревне Тайба).

Согласно Основному закону автономии, ислам является «официальной религией в Палестине», а христианство (его придерживается около 2% населения) и другие монотеистические религии должны соответствующим образом почитаться и уважаться. Однако на Святой Земле вообще, и в Иерусалиме в частности, происходит неуклонное сокращение количества христиан. Так, если сейчас в старом городе Иерусалима живет 18 тыс. мусульман и только 5000 арабов-христиан, то еще десятилетие назад христиан было в два раза больше. Еще хуже обстоят дела на территориях, находящихся под юрисдикцией Палестинской автономии. Некогда христианские города, такие, как Вифлеем, превращаются в мусульманские из-за массового исхода оттуда последователей Христа.

Причина отъезда христиан заключается, прежде всего, в невыносимых условиях, вызванных арабо-израильским конфликтом. Только в прошлом году, в результате столкновений между палестинскими боевиками и солдатами израильской армии, около 50 семей христианских арабов из деревни Бейт-Джала близ Иерусалима вынуждены были, бросив все, бежать. Но даже в периоды «худны» (арабо-еврейского перемирия) жизнь христиан легче не становится. Исламисты в регионе последовательно проводят политику выживания «неверных», запугивая их, заставляя продавать свое жилье и эмигрировать, либо переходить в ислам. Если все будет продолжаться в том же духе, то в результате непрекращающейся эмиграции палестинских христиан Святая Земля скоро превратится в «археологический музей» христианства.

От главы Иоанна Крестителя до пояса Пресвятой Богородицы

Но вернемся к Сирии — стране, «где молятся на языке Христа». Хоть и говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, книга Сергея Путилова чудесным образом словно обращает читателя в непосредственного спутника автора по его паломническим маршрутам.

… Вот по иссохшей пустыне ты едешь вместе с ним на дряхлом автобусе — «железном верблюде», мимо древних пещер горы Касьюн, где было совершено первое убийство в истории, когда, как повествует книга Бытия, коварный Каин убил своего родного брата Авеля… А затем вы уже в Дамаске, с рюкзаком за плечами, идете по знаменитой улице, называемой Прямой, куда, согласно «Деяниям апостолов», Христос привел ослепшего фарисея Савла, чтобы вернуть ему зрение и обратить злобного гонителя христиан в великого «апостола язычников» Павла.

… Вот вы проникаете во внутренний двор, выложенный отполированными до блеска каменными плитами на территории в три футбольных поля, мечети Омейядов, где хранится голова Иоанна Крестителя, которую отсекли по приказу царя Ирода. Кстати, первые 70 лет после захвата Дамаска здесь звучала литургия, мусульмане и христиане молились вместе, заняв разные концы базилики; лишь в 705 году халиф Валид приказал перестроить православный храм в мечеть.

… И снова переход по безжизненной Сирийской пустыне, к хребту Каламуна, в расщелинах которого укрылся монастырь первой христианской мученицы Феклы. Чтобы попасть в святилище, нужно подняться по ступеням монастыря-«небоскреба» к самой вершине горы.

Две тысячи лет назад юная дочь правителя Иконии, под впечатлением от проповедей апостола Павла, отвергла языческих богов, и тот приказал сжечь ее живьем. Но Бог заступился за смелую отроковицу: с небес хлынул ливень, и костер погас. Голодные львы также не тронули девушку. Несчастной удалось убежать от преследователей и, спасаясь от них, она добралась до отрогов Каламуна, ставших барьером на ее пути. И тут происходит чудо: могучая скала от земли до облаков раскалывается надвое, открывая ей извилистый проход. В пещере, где праведница спряталась от погони, она и провела оставшиеся годы, неся исцеление больным и калекам.

Посетив обитель святой Феклы, вы шагаете по горной тропинке к той самой расщелине — ее ширина достаточна как раз для того, чтобы в скальный разлом мог пройти человек. Поразительно: если, повинуясь сверхъестественной силе, отвесные скалы вновь сошлись бы, то абсолютно точно попали бы друг в друга!

… Теперь путь ведет нас в Хомс, в прославленный «Умм Зуннар», храм Пояса Пресвятой Богородицы. И вот перед нами — ниша с серебряным цветком на ножке-подставке — в центре его под стеклом лежит скрученный колечком тонкий поясок, от лицезрения которого невозможно оторваться. Как гласит предание, после Успения Божией Матери, когда апостолы, сжалившись над прибывшим на третий день Фомой, отвалили камень от пещеры, где похоронили Пресвятую Богородицу, на месте, где находилось Ее пречистое тело, были лишь пелены…

А вот что произошло полстолетия назад в монастыре в Мардине (современная Турция). Монахи обнаружили старинный манускрипт на арамейском языке; расшифровав его, они обомлели: из рукописи следовало, что в Хомской церкви, под алтарем, хранится неизвестная часть легендарного Пояса Богородицы. Когда там был вскрыт грунт и поднята плита, под ней оказался серебряный ковчежец, где лежал скрученный колечком пояс из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров; из приложенного пергамента следовало, что он собственноручно сплетен Самой Богородицей. Анализ, проведенный учеными, показал: находка пролежала в земле около тысячи лет, пояс спрятали то ли от арабов во время штурма Хомса в 636 году, то ли во время нашествия крестоносцев. Чудесные исцеления от святой реликвии происходят по сей день…

Не будем раскрывать все открытия обретенных в Сирии православных святынь, которые вы сможете сделать, путешествуя вместе с автором этой интереснейшей книги. В заключение приведем лишь его слова из эпилога: «Пройдя по дороге апостолов от Дамаска до Антиохии, могу сказать совершенно точно — на Земле существует место, где две мировые религии прекрасно ладят друг с другом».

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51 102 105 300


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru