Фонд «Русская Цивилизация» | 02.11.2005 |
Очень печально, что сегодня эта проблема не получила адекватной оценки не только со стороны государства, но даже в патриотической среде, не говоря уже о людях, далеких от политики.
Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это еще одно распространенное заблуждение. Дети лучше учатся, когда подражают своим старшим братьям и сестрам — если, конечно, они у них есть.
Причем заметно, что им гораздо легче подражать не родителям, а ребятам постарше, поскольку до ребят легче дотянуться, легче их с собой сопоставить. Поэтому, подражая младшим братьям и сестрам, малыши быстрее обучаются и развиваются. Сколько сил обычно приходится тратить на обучение ребенка чтению и письму! А в многодетной семье функцию учителей успешно выполняют дети постарше, освобождая маму от этой нелегкой повинности.
Многодетные матери часто рассказывают, что они усиленно занимаются только с первенцами. Дальше же дети учились по эстафете от больших к маленьким.
Порой можно услышать, что природа более щедро одаряет именно первенцев, а дальше происходит постепенное вырождение. Но история человечества свидетельствует об обратном. Среди великих людей как раз больше было непервенцев. Великий русский ученый Д. Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье. Благоверный князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, был, как явствует из летописи, четвертым из сыновей (в семье имелись еще и дочери). Выдающаяся женщина Екатерининской эпохи, княгиня Е. Дашкова, родилась четвертой. А. Чехов — третьим. Список можно продолжить, но, думается, и сказанного достаточно.
Кроме того, единственные дети мало играют, или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть. А пробел в ролевых играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе интеллектуальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человечку объемное представление о мире. Недаром у детей с серьезными психическими отклонениями способностей к нормальной ролевой игре вообще нет.
Гораздо быстрее приобретается в многодетной семье и навыки общения. Причем общение в разновозрастном коллективе дает дополнительное преимущества: опекая младших, дети учатся самостоятельности, получают уверенность в своих силах. А имея рядом старшую сестру или брата, малыш чувствует себя более защищенным.
У единственных детей совсем другой социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома единственный ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, невротизируется. У него может пропасть интерес к учебе, возникает «страх неуспеха», а это опять-таки не способствует, не способствует интеллектуальному развитию.
По материалам книги И. Медведевой и Т. Шишовой «Приказано не рожать»
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=14 316