Вера-Эском | Протоиерей Дмитрий Смирнов | 02.11.2005 |
Это строки одного из писем, пришедшего в редакцию «Веры» после напечатания в последние месяцы двух публичных выступлений известного московского батюшки. И таких отзывов редакция получила немало. Эти отзывы и подвигли нас дать редакционное задание нашему корреспонденту в Москве Татьяне ХОЛОДИЛОВОЙ взять у о. Дмитрия интервью для газеты. Предлагаем вашему вниманию ее материал.
Настоятель пяти храмов
Чтобы взять интервью у прот. Дмитрия, договариваться нужно загодя. В редакции мне так и сказали: приготовься к трудностям, может, ничего и не выйдет — он человек занятой.Действительно, о. Дмитрий Смирнов — настоятель пяти московских церквей, проректор Свято-Тихоновского православного университета, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск, преподаватель МДА, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сопредседатель церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московской Патриархии… Этот перечень можно продолжать, но и без того ясно, какой плотности у него должен быть график, чтобы успеть все это.
Гораздо легче встретиться с о. Дмитрием вдалеке от столицы, где нет такой загруженности. Несколько лет назад прот. Дмитрий участвовал в работе проходившего в Сыктывкаре православного съезда, и тогда я брала у него интервью для телепрограммы «Истоки» о жизни его московских приходов. Так или иначе, но выполнять задание редакции и читателей надо, и я иду в храм Благовещения, что в Петровском парке. «Перехватив» после службы батюшку, прошу об интервью. Нет, о том интервью для «Истоков» он не вспомнил, но дать интервью «Вере» согласился.
Был пасмурный, дождливый день. Идя от метро в храм к условленному часу, разговорилась с москвичкой. «Вы на службу или на проповедь?» — спросила она меня, и я не нашлась, что ответить. Действительно, послушать проповеди о. Дмитрия люди съезжаются со всех концов Москвы. Но почему-либо то, либо другое? Потом я поняла, что приходят в храм не только православные люди — до такой степени то, о чем он говорит, сегодня важно для любого россиянина.
Наконец, дела ненадолго отодвинуты, диктофон включен — и мой первый вопрос батюшке о том, как изменилась жизнь прихода за последние годы. Каковы приобретения, а может быть, потери? Ведь не секрет, что современный мир становится жестче. Крупные бизнесмены и политики, огромный чиновничий аппарат России, включившись в погоню за баснословными прибылями, пытается загнать Церковь, простирающую покровы свои над обиженными, немощными и больными, в своеобразное гетто — существенно ограничить поле ее деятельности, снизить влиятельность РПЦ.
Отец Дмитрий: Сейчас у нас период трудный. В частности, потому, что в связи с угрозой терроризма МВД запретило распространение православной литературы в метро. А это была очень существенная часть нашего дохода. Мы уже два года, хотя инфляция растет, не повышаем зарплату тем, кто работает в приходе. Поэтому жизненный уровень у них, конечно, существенно снизился. Оказалось, что жизнь, которую мы ведем, нужно постоянно перестраивать. Требования чиновников к документации растут, необходимы все новые отчеты. Нужно нанимать специалистов — тех, кто хорошо знает бухгалтерию, налогообложение. А это очень затратные вещи в Москве. Жизнь, таким образом, все усложняется. Но, думаю, с Божьей помощью мы преодолеем эти трудности.
Все наши структуры, действующие при приходе, сохраняются. Работает патронажная служба по уходу за одинокими стариками. Сестры милосердия помогают больным в 50-й городской больнице. Действует фонд помощи многодетным семьям и сиротам. Есть небольшая семинария, певческая школа, средняя школа-одиннадцатилетка. У нас теперь два детских дома. Один загородный, один — в Москве. Это все весьма затратные проекты. Опять мы сейчас в стадии борьбы за выживание. У нас был период более или менее благополучный, мы держались на среднем московском уровне. Сейчас — потруднее.
…В этом месте нашу беседу прерывают: о. Дмитрию сообщают, что на этот час у него запланирована встреча с молодежью. Интервью будет продолжено уже после этой встречи, а пока о. Дмитрий отправляется на церковное подворье при храме святителя Николая Заяицкого, что на Раушской набережной, — вслед за ним отправляюсь туда и я.
Может ли православный быть счастлив?
Когда священник вошел, в зале, где только что оживленно переговаривались, все стихло. Свободных мест нет: молодежная аудитория внимательно вслушивается в каждое слово священника. Вопросы задаются иногда устно, но чаще записками. Наверно, в зале были и те, кто пришел на такую встречу впервые, и те, кто уже сделал свой выбор и числит себя человеком православным, а значит, старается строить свою жизнь в соответствии с Евангелием. Но как бы там ни было, молодые люди, пусть и вошедшие уже в церковную ограду, особенно нуждаются в наставлениях опытного духовника. Впрочем, есть в зале и люди постарше.Первый вопрос:
— Может ли человек православный быть счастливым еще здесь, на земле?
— Да. Православный человек спокоен, разумен. Он радостный и доброжелательный. По-настоящему только в православии человек и бывает счастлив.
— Православный человек может жить без скорбей?
— Да. Если он приобрел смиренномудрие и все для него — ангелы.
— Я считаю (это записка от девушки), что этот человек дан мне от Бога. Я его люблю. Но жениться на мне он не хочет…
— Что значит — не хочет? Надо сделать так, чтобы захотел (в зале смеются). Под лежачий камень вода не течет. Если вы не писаная красавица, надо действовать всеми средствами. Но! — в рамках приличия. Кстати, красивым девушкам значительно труднее. У них нет проблем с поклонниками, но они часто бывают несчастны, потому что вокруг них крутятся разного рода пройдохи.
— Как вы относитесь к встречам, когда молодые люди не имеют серьезных намерений?
— Серьезных намерений не бывает без встреч. Они возникают после встреч. Конечно, очень важно хранить целомудрие. Но это не значит, что целомудрие надо хранить только в сексуальном плане. Целомудрие включает в себя целостное восприятие мира. Следует удаляться от людей распущенных. И если, допустим, родители знают, что этот человек может дурно влиять, они ограждают сына или дочь от такого общения.
Об отношении к родителям… Важнейшая заповедь «Почитай отца твоего и мать» забыта. Человек иногда старается исправить свои ошибки. Но сознательно следовать этой заповеди не способен. Мы столь духовно пали, сознание так замутнено грехом, что нам уже непонятна эта евангельская заповедь.
Помните, как в Евангелии? Богатый юноша спросил: «Что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь ответил: «Почитай отца твоего и мать». Юноша сказал, что это он исполняет. Затем Господь напомнил ему еще одну заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Что это значит, вы задумывались? Все мы согрешаем и просим прощения, чувствуя свою вину. Но мы же не хотим, чтобы нам выбили передние зубы, нанесли какие-то увечья или посадили в тюрьму! Мы надеемся, что нас поймут и простят. Мы ожидаем сострадания. Так же надо относиться и к другим — с пониманием, состраданием.
Когда оказалось, что юноша и эту заповедь исполняет, Господь сказал ему: «Продай имение твое и раздай нищим». Можно раздать имущество, а потом пожалеть об этом. Это тоже покаяние, но покаяние не на пользу душе. Если дал и пожалел, то этим перечеркивается само доброе дело.
Что же значит следовать за Господом? Значит — взойти на Голгофу. Каждый православный, живущий по-христиански, восходит на свою Голгофу.
— Что делать, если моя девушка — мусульманка?
— Более 500 млн. женщин — мусульманки. Что с ними делать? (В зале смеются).
Надо вам убедить, показать, что истина в православии. Ведь мусульманка абсолютно бесправна. Вот один врач-ливанец стал христианином. Я спрашиваю: «Почему ты стал христианином?» Он отвечает: «Я прочитал Евангелие. Зная Коран, сравнил и сделал выбор».
Много православных (таковыми они себя считают) некрещеных. Православные по обычаю. Точно так же и современные мусульмане. Если бы они знали биографию пророка Магомета, написанную самими последователями его учения, то вряд ли бы они выбрали мусульманство.
— Как быть, когда одолевают одиночество, уныние?
— А что такое одиночество? Этим страдают больные или в высшей степени эгоистичные люди. Разве все вокруг сыты, накормлены, разве нет больных или узников, которые нуждаются в участии?
Подошел ко мне в храме один человек и спрашивает: «Чем я могу помочь?» Ну, я ему: «Бери лопату и чисти снег». И этот человек, его звали Никитой, всю зиму чистил снег на территории храма. Потом подходит ко мне и говорит: «А может, я еще чем-то могу помочь?» Оказалось, что он очень состоятельный человек. Я видел потом его машину — таких тогда в городе я еще даже и не встречал. Я ему предложил помочь бедствующей семье, в которой все больные. И он взял на себя заботу об этой семье. Покупал лекарства, одежду, обувь… Полностью обеспечивал эту семью целых 15 лет! До тех пор, пока они не перестали нуждаться в его помощи. Тогда он подошел ко мне и попросил снова подобрать семью, которой он мог бы помогать. Я пообещал: «Да, подумаю. Перезвони дней через 8−10». Время прошло. Он не позвонил, перестал появляться в храме. Звоню ему. Отвечает жена: «А его уже нет, он умер…» Все мы смертны. И вполне может быть, что Никита мог умереть раньше. Но Бог дал ему время и возможность выполнить послушание церковное. Вероятно, Господь дал ему исполнить то, что только и нужно было для его спасения.
Чтобы не быть одиноким, надо делать добро. Ну, хотя бы писать стихи. Вот Пушкин. Положим, с точки зрения нравственности, он был несносный человек. Но писал прекрасные стихи. И уже два века мы его любим.
— Существует мнение, что воздержание вредно. Что вы думаете об этом? В частности, о воздержании во время беременности?
— Воздержание вредно? Жена подводника восемь месяцев ждет мужа. Что же ей, идти к соседу или искать партнера? А ему? Менять сексуальную ориентацию?
Человеку присуще нравственное чувство, которого нет у животного. У трехлетнего кота нет сыновнего чувства, для него не существует уже матери, он ее уже не помнит — встретит и будет целоваться-обниматься. Но это не подлежит осуждению. Такова природа животного. В свое время кошка с готовностью пойдет на сближение. Но даже кошка, когда она собирается окотиться, ни за что не подпустит к себе кота. Период, когда кот нужен, очень короток. Когда она зачала, никакого кота — ни рыжего, ни черного, ни красивого — не подпустит. И корова. Пусть бык очень сильный, но если корова стельная, она ни за что не подпустит к себе быка.
Помню, в детстве я пытался убедить собаку (она все время уносила масло): «Не носи масло, это не твоя еда, а людская, человеческая». Даже бил ее. Но деревенские собаки всегда голодные. И вот она поступала, подчиняясь физиологии, — ведь ей надо кормить щенят.
А у человека есть совесть! И он может жить более или менее правильной жизнью. Если совесть не замутнена грехом окончательно, то заповеди соблюдаются даже человеком, не знающим заповедей.
Вообще люди подразделяются на три типа: плотский, душевный и духовный. Последний — наименее многочисленный. Первый — наиболее. Плотский человек занят материальным миром. Целиком поглощен тем, что его окружает: материальные блага занимают всего человека. Вторые живут музыкой, искусством, погружены в область культуры. Третьи живут духовной жизнью. Делают то, что должно. Во славу Божью. Плотским это не дано понять… Но нравственное чувство даровано Богом каждому.
…Хотя в целом современное человечество не способно к воздержанию. В семье исполняются все капризы ребенка: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Направленность развития человечества ведет к тому, что воздержание не нужно, надо добиваться того, чего хочется, что, конечно, гибельно для души.
— «Человек спасается исполнением заповедей, — о. Дмитрий читает записку из зала, -…а женщина чадородием…»
— Не понял. Женщина — не человек? (Все смеются). Чадородие для женщины — это фора, дополнительный шанс. А заповеди должно всем исполнять — и мужчинам, и женщинам.
— Один известный богослов сказал, что есть люди, которым, как говорится, не дано: у человека может не быть религиозного чувства. Конкретно говорилось о Толстом.
— Такого не бывает. Я не думаю, что и Толстой был его лишен… Он просто поздно к нему обратился. Вообще, XIX век очень рационален. Вся литература русская грешит рационализмом, есть он и у Чехова, и у Лескова. Толстой — дитя эпохи. Но все-таки поиски у него были. Он Евангелием занимался — исправлял его. Лучше хотел сделать. Буддизм изучал. К концу жизни наткнулся на «Добротолюбие», на труды святых отцов. Но времени ему не хватило. Ему за 80 лет уже было, и оказалось, что учиться поздно.
* * *
…После окончания беседы со священником люди расходились с неохотой. Многим хотелось еще и еще говорить о главном, слушать и размышлять о православии, о том, как выбрать дорогу, ведущую ко спасению. Впрочем, такие встречи в приходе не редкость…В чем наша надежда
А наша беседа с о. Дмитрием продолжается.Корр.: Недавно слушала вашу проповедь. Вы говорили, в частности, о том, что у России — такой, какой она стала, — нет будущего. Меня, например, ужаснуло утверждение, что лет через 50 наши церкви и монастыри превратятся в заповедники, этакие православные музеи. И может статься, что кремлевская колокольня, например, будет соседствовать с минаретом…
О.Дмитрий: Она сама будет минаретом, а вместо креста над ней будет полумесяц.
Корр.: Неужели у нас нет шансов, нет надежды?
О.Дмитрий: Надежда есть. Представьте себе: с сегодняшнего дня ни один зачатый ребенок не будет убит, а каждая мать его родит. Все — и проблемы нет. У нас опять будет каждый год прирост населения в два миллиона.
Корр.: То есть надо достучаться до сознания людей?
О.Дмитрий: Да. Либо Россия исчезнет, либо рожайте! Хотя бы тех, кто уже зачат! Бог дал, вот и не убивайте его. Хотя бы это остановить. И не будет проблем ни с мужьями, ни с разводами.
Корр.: В фильме «Демография» рассказывается, что за год убивают в утробе несостоявшихся матерей три млн. жизней. Это только учтенных. В некоторых развитых странах, да и в самой России, научились спокойно и цинично использовать «в благих целях» приготовления новейших лекарственных препаратов человеческие эмбрионы, уже зародившуюся жизнь. По вашим наблюдениям, рост экономики, какая-то стабильность не меняют ситуацию?
О.Дмитрий: Да, наметилась тенденция к увеличению рождаемости, но все же не настолько, как надо. По количеству абортов мы были на первом месте в мире, теперь на втором, после Румынии. Маленькими шажками, но продвигаемся. Успеем ли? Например, наш сосед Китай. У них легально людей 1 млрд. 300 млн. И плюс неучтенных, то есть «нелегальных» жителей, еще 500−800 млн. Они не хотят убивать детей.
Корр.: Хотя государственная политика направлена к тому, чтобы в семьях было не больше одного ребенка…
О.Дмитрий: Да. А у нас — пожалуйста! Но никто не рожает. Вот такое отношение. Поэтому они захватят нашу территорию спокойно, безо всякой войны. Казалось бы, все просто: не пей водку, рожай детей, занимайся с ними, ходи в церковь. Но люди предпочитают жить одни, без детей, их не воспитывать, не работать. Вот сегодня приходит одна молодая женщина (у нее несколько детей) и говорит: «Батюшка, как мне так сделать, чтобы муж пошел работать?» Вы представляете? Не идет на работу. Я говорю: «Пусть с детьми сидит: посуду моет, стирает». Это что? На работу не хочет идти?! Вырождение…
Корр.: Недавно в нашей газете был напечатан текст вашего выступления на радио «Радонеж» — вы говорили о ситуации с усыновлением детей и вывозом их за рубеж как товара. О том, что усыновление для американцев — хороший бизнес. Оказывается, в США семья, усыновляющая ребенка, получает дотацию, позволяющую существенно улучшить материальное состояние. Что можно сделать, чтобы поставить заслон на этом пути?
О.Дмитрий: Во-первых, запретить продажу детей. А тем из наших сограждан, кто желает стать усыновителями, оставить те деньги, которые государство тратит на себя. Сейчас, чтобы усыновить ребенка у нас, внутри страны, семье нужно иметь доход 14 тысяч рублей. Много ли семей с детьми имеют такой доход? Государство нарочно создает такие непреодолимые барьеры, чтобы иметь возможность продавать сирот. Потому что чиновникам это выгодно. У нас ребеночка продают за рубеж от 50 до 80 тысяч за «штуку». Представляете?! Вся эта мафия делит деньги огромные. Десятки миллионов долларов они имеют с детей.
Корр.: Это проверенные факты?
О.Дмитрий: Абсолютно проверенные. Вот русский человек хочет усыновить — и у нас усыновление вроде бы бесплатное. Но человек годами собирает справки. А американец за три дня вывозит ребенка. Вот те и пожалуйста. В результате количество усыновленных за границу уже превысило количество усыновленных в России. Все в этой системе продажное.
Корр.: Часто говорят, что наши дети попадают за рубежом чуть ли не в идеальные условия…
О.Дмитрий: А убийства? Уже 14 детей убили! 10 — в благополучных США. Двоих — в других странах. Кого забили до смерти в подвале. Кого морили голодом. Истязают их, бьют. Потому что дети попадают в шоковую ситуацию. Я вот, взрослый человек, знающий немного английский язык, больше 2−3 недель не могу там находиться. А ребенок? Все чужое, язык чужой. Ребенок начинает вести себя неадекватно. А если начинают его бить, он еще хуже… Детдомовский, он очень такой крепкий орешек: своевольный, трудный.
Корр.: Чем реально в ситуации с абортами, с воспитанием детей могут помочь священник и приход?
О.Дмитрий: У нас в приходе есть Центр «Жизнь», который ведет обширную работу по всей России. Они говорят об абортах, беседуют с теми, кто решил избавиться от будущего ребенка. Им дают литературу, показывают фильмы. Я вижу, что в их работе достигнуты большие успехи.
Корр.: Что-то уже делается для того, чтобы изменить ситуацию?
О.Дмитрий: Стараемся на телевидении выступать, 10 передач на радио провели. Всю страну оповестили.
Корр.: Насколько сегодня телевидение и радио можно считать подмогой православному миссионеру?
О.Дмитрий: В большинстве своем что мы там видим? — свистопляску: аля-улю, любовь-морковь. Причем любовь такая… Не семейная жизнь пропагандируется. А только глазки-ручки. Одни поцелуи, больше ничего.
Но при современном состоянии российского человека без помощи ТВ не обойтись. Потом, сама история Церкви подсказывает. Как только Господь вознесся на Небеса, апостолы уже на пергамент и папирус перенесли Его слова. Это был тогда современный носитель. И когда было придумано книгопечатание, оно было использовано первоначально исключительно для печатания Слова Божия. Современные телекоммуникации Слово Божие могут донести в любой угол страны моментально.
Конечно, мы опоздали лет на 15. Уже можно было с помощью этих технологий вырастить новое поколение. Альтернативу хотя бы создать. Я давно уже проникся этой идеей. Старался убеждать, собирать единомышленников. И вот открылся (минувшим летом в рамках пакета НТВ+ - ред.) православный телеканал «Спас». Осуществить проект удалось за счет частного благотворительства. В перспективе предполагается вхождение в кабельные сети региональных компаний. Пока что православный канал «Спас» вещает в течение 12 часов ежедневно. Какая-то информация повторяется. Но к началу вещания были подготовлены огромные наработки. Дают материалы региональные телестудии. Митрополит Кирилл передал свои архивы. Они теперь снова выходят в эфир. Была такая передача «Канон», ее мало кто видел. Она тоже не утратила своей актуальности. Много православных фильмов — с православных фестивалей, и не только. Есть все. Например, аналитические передачи: экономика, политика, история. Беседы со священниками, с молодежью. Все — живое.
У «Спаса» есть мозговой центр: главный редактор Иван Демидов (во времена перестройки ведущий популярной тогда молодежной программы «Музобоз» — ред.). Уже за два с небольшим месяца существования телеаудитория «Спаса» выросла до 1,5 млн. человек. Не только в стране, но и по всему миру. Это и мое детище. Поэтому вначале я смотрел все взахлеб. Все нравилось. Сейчас у меня есть претензии. Я их высказываю — они прислушиваются.
Корр.: И какова реакция власть имущих? Например, по проблеме усыновления?
О.Дмитрий: Реакции — ноль. Ни Президента, ни в правительстве этот вопрос никого не интересует.
Корр.: Может, достучаться не удается, не смотрят они православные передачи, не знают положения дел?
О.Дмитрий: Нет. Мы-то с вами знаем. А они не знают? Как это может быть? Министр образования не знает проблему, а я, Дмитрий Смирнов, хотя совершенно другим занимаюсь, знаю? Это смешно. Тогда его надо выгнать и другого назначить. Я-то здесь вообще выступаю как частное лицо. Занимаюсь этим потому, что я просто не могу спать спокойно, когда знаю, что в этот момент убивают какого-то ребенка!..
* * *
Диктофон выключен. Отца Дмитрия уже ждут неотложные дела. А мне предстоит возвращаться домой — ехать через всю Москву и размышлять о только что услышанном: неужели православные люди — мы с вами — не в состоянии остановить падение, сползание страны в пропасть небытия?Что происходит в моей стране? Церкви чаще всего заказана дорога в школу, запрет налагается даже на изучение азов православия, составляющего основу российской культуры. Зато по стране продолжается активное внедрение системы сексуального образования школьников, которая внушает, что гомосексуализм — это разновидность нормы. В Ярославле, например, так «просветили» детей без ведома родителей, что количество венерических заболеваний уже на следующий год в области выросло в три раза. Нас нагло грабят, убивая самое дорогое — детство, то есть наше с вами будущее, а мы, православные, о чем беспокоимся — об ИНН?..
Послесловие
(С диктофонной записи встречи прот. Дмитрия Смирнова с молодежью)
— Что делать с ИНН?— о. Дмитрий читает записку. — «Любимый» вопрос. Но он давно снят. У каждого из нас есть налоговый номер. Это то же, что номер паспорта. У всех он есть, позвоните в налоговую и узнаете. Нам давно его присвоили без нашего участия и выбора.
— Надо ли готовиться к гонениям?
— Что вы предлагаете: сухари сушить? Я знаю таких православных, у которых уже мешками сухари стоят. Ну и что? Начнутся голод и гонения, они будут ими насыщаться. А соседи? Что, такие православные после этого спасутся? К гонениям готовиться надо внутренне…
Т.ХОЛОДИЛОВА
http://www.vera.mrezha.ru/502/3.htm