Парламентская газета | Елена Юхименко | 02.11.2005 |
В этом году Русская православная старообрядческая церковь отметила знаменательную дату — 100-летие Высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости», провозгласившего равные права всех религиозных конфессий, в том числе и староверов. Накануне этого дня 100 лет назад были распечатаны алтари храмов Рогожского кладбища, крупнейшего духовного центра старообрядчества.
К юбилею этого события издательство «Интербук-бизнес» с благословения митрополита Московского и всея Руси Андриана выпустило альбом «Древности и духовные святыни старообрядчества». Об этой книге мы беседуем с её автором, доктором филологических наук, главным научным сотрудником Государственного исторического музея Еленой Юхименко.
— Елена Михайловна, расскажите, пожалуйста, что представляет собой альбом.
— Альбом «Древности и духовные святыни старообрядчества: иконы, книги, облачения и предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве» впервые представляет широкому читателю удивительное по красоте и силе духовного воздействия собрание редчайших памятников древнего и старообрядческого церковного искусства, принадлежащее митрополии Русской православной старообрядческой церкви и Покровскому кафедральному собору в Москве. В книге собраны и детально описаны 185 памятников церковного искусства, находящихся в действующем храме: иконы и рукописи, кресты и хоругви, церковная утварь и облачения. Многие из них не были известны даже специалистам. Теперь же благодаря этому изданию они введены в научный оборот и по праву займут видное место в ряду лучших образцов русской иконописи и декоративно-прикладного искусства XV — начала XX века.
— Как родилась идея создания альбома?
— Старообрядческая церковь в силу постоянных на нее гонений традиционно была достаточно закрытой. Только с введением знаменитого указа 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», впервые со времен реформы Никона даровавшего старообрядцам равные с другими конфессиями права, наступил так называемый «золотой век старообрядчества»: строились новые храмы, реставрировались уже существующие, издавались книги, газеты и журналы, открывались специализированные учебные заведения. К сожалению, век этот был недолог: с приходом советской власти начались гонения на все религиозные организации, в том числе и на старообрядческие. И сейчас, когда, по словам митрополита Андриана, наступил второй «золотой век старообрядчества», церкви не хотелось бы быть этаким скупым рыцарем, скрывающим свои сокровища. Поэтому стала возможна реализация подобного издательского проекта.
— Давайте поговорим о содержании книги. Из каких разделов она состоит?
— Альбом открывает вступительная статья, впервые на основе архивных материалов излагающая целостную историю Рогожского старообрядческого центра. Как я уже говорила, в книге представлено 185 памятников церковного искусства. Иллюстраций же гораздо больше — значительная часть предметов представлена в нескольких ракурсах. В книге четыре раздела: «Иконы. Складни. Хоругви», «Церковная утварь и предметы храмового убранства», «Рукописные и печатные книги» и «Облачения и богослужебные предметы из тканей». Описание предметов выполнено сотрудниками ведущих музеев страны: Исторического музея, музеев Московского Кремля, Русского музея, Музея им. Андрея Рублева.
— Расскажите о наиболее интересных памятниках церковного искусства, вошедших в альбом.
— В альбом включены уникальные памятники XIV—XV вв., в частности иконы «Спас Вседержитель» (пожертвована в Покровский храм старообрядцами — членами Общества добровольной охраны в 1884 г.), «Святой Никола Чудотворец» (Новгород, вторая половина XIV в.), «Вход Господень в Иерусалим» (Тверь, середина — вторая половина XV в.) и «Святая Параскева Пятница» (Новгород, вторая половина XV в.). Иконопись XVI—XVII вв. хорошо представлена работами мастеров Русского Севера, Северо-Запада, Поволжья, Твери, царских и строгановских иконописцев. Внимание читателей привлекут также опубликованные в альбоме иконы старообрядческих изографов и палехских и мстерских иконописцев XVIII—XIX вв.
В архиерейской ризнице и Покровском соборе бережно сохраняются памятники старообрядческой истории, в частности рукописная певческая книга — вклад священника Иоанна Ястребова в храмы Рогожского кладбища 1834 г.; посох митрополита Амвросия 1846 г., икона «Великомученик Прокопий и св. Иов Многострадальный», поднесенная в 1908 г. священнику Прокопию Сорокину его духовными детьми, в числе которых были известные купцы М.С. Кузнецов, С.П. Рябушинский, И.А. Пуговкин, С.М. Кузнецов, И.П. Трегубов.
— Насколько понимаю, старообрядческий храм — достаточно закрытое место. Не каждый может туда войти и тем более сфотографировать внутреннее убранство. Как вам удалось организовать съемки?
— На самом деле в храм может войти любой желающий. Конечно, при условии, что он будет подобающим образом одет и скромно себя вести. Что касается съемок, то тут дело обстоит сложнее. Покровский храм — действующий, днем снимать там даже с разрешения старообрядческой церкви нельзя. Поэтому съемки проводились ночью. Мы очень благодарны служителям за помощь в организации нашей работы.
— И последний вопрос. В чем заключается ваш интерес к этой теме?
— Поскольку старообрядцы сохранили многие древние иконы и рукописи, любой ученый, занимающийся историей русского Средневековья, волей или неволей к ним обращается. А если задуматься, в каких условиях и ценой каких усилий они сохранялись, проникаешься невольным уважением к этим людям. Ведь именно благодаря старообрядцам дошли до наших дней многие памятники церковной старины, рукописные и старопечатные книги, традиции знаменного пения и приемы средневекового художественного мастерства. Поэтому мне и как историку, и как человеку очень близка и интересна эта тема.
Беседовала Светлана ЮРЬЕВА
http://www.pnp.ru/archive/18 100 138.html