Русская линия
РадонежИеромонах Макарий (Маркиш)02.11.2005 

Православная ярмарка: легкое и серьезное отношение к делу

За последние месяцы появился ряд выступлений — в прессе и по радио, в том числе и в «Радонеже» — где с огорчением и тревогой говорится о недостатках, а иной раз и о прямых уродствах так называемых «православных выставок-ярмарок». Такие ярмарки на сегодняшний день идут в Москве практически одна за одной и быстро распространяются на другие крупные города. Задуманные с благой целью православной миссии, просвещения и законной торговли, они оказались подвержены разного рода напастям, которые подтачивают их изнутри и снаружи, сокращая их прямую пользу и нанося огромный косвенный вред, компрометируя Церковь в глазах наших малоопытных, плохо осведомленных сограждан и гостей.

Прот. Максим Козлов метко охарактеризовал облик православной ярмарки как «облегченное Православие». Кто-то мог бы ему возразить, что-де ярмарка — это не храм и не богослужение, и что в жизни есть место и легкой стороне… Действительно: в жизни много сторон, и серьезные, и облегченные, — но Православие только одно! И если бы мы с вами были святыми, или хотя бы наш жизненный строй приближался к христианской норме, можно было бы с благодушной улыбкой принять всё то, что несут с собой эти ярмарки, включая, мягко выражаясь, не-совсем-православные элементы. Но беда-то в том, что для публики, для населения столиц, от пресловутых бабушек до случайно залетевшей сюда стайки школьников, ярмарочная реальность становится школой Православия. А это уже совсем никуда не годится.

Немало уже было сказано о привкусе магии, язычества и оккультизма, отравляющем ярмарочный воздух. Мы сочинили даже такое пародийное объявление: «Братья и сестры! (непременно через „е“, а не через „ё“) На 73-й стенд прибыло чудотворное собрание сочинений святителя Василия Великого. Оно гарантирует вам исцеление от косоглазия, чесотки и педикулеза, успех в торговле и быстрое решение многих семейных проблем. Книги святителя Василия также хорошо помогают от порчи, дурного глаза и приворота: для этого надо обернуть их чудотворной бумажкой, трижды перевязать чудотворной веревочкой и сбросить с 18-го этажа на обидчика…» Увы, этот текст мало чем отличается от тех воззваний, которые нескончаемым потоком разливаются из громогласных динамиков по выставочному павильону.

Разумеется, как организаторы ярмарок, так и их участники, особенно из числа духовенства, пытаются противостоять волне «облегченного» вздора. И надо сказать, что после недавних критических публикаций обстановка на ярмарках улучшилась. По словам участников, особенно хорошо проходят они в Петербурге. Сбор средств на нужды отдаленных приходов и монастырей с записью имен жертвователей для поминовения вполне допустим, если не превращать его в «торговлю требами» и, по примеру ряда священников, неуклонно объяснять людям разницу между ценой на товар и добровольными пожертвованиями.

К этому можно добавить еще несколько простых оздоровительных мер, доступных всем организаторам:

— просить епархиальное начальство о выделении на время ярмарки дежурного представителя в священном сане для цензуры выставленных материалов, объявлений и решения других спорных вопросов на месте;

— повсеместно вывешивать хорошо заметные плакаты с разъяснением треб и суммами примерных пожертвований, одинаковыми для всех участников ярмарки;

— торговлю вином разрешить лишь в пределах особо отведенной для этого секции;

— торговлю крепкими спиртными напитками запретить;

— заранее заготавливать печатные разборчивые карточки-пропуска для всех участников (желательно с фотографиями — это совсем не сложно);

— поручить охране выводить вон торгующих или собирающих пожертвования без пропуска, а также прочих нарушителей, не вступая с ними в дискуссии;

— под расписку знакомить участников с правилами поведения и торговли; нарушителям не возвращать платы за место.

* * *

Как видно, сравнительно легкие меры в противовес что «облегченному Православию» способны ввести его в некие рамки, восстановить порядок и пользу от православных ярмарок. Проблема в том, что «облегченное» отношение к делу, которым мы страдаем, присуще далеко не всем заинтересованным сторонам.

Недавний пример. По выставочному павильону ходит приличный молодой человек, в дискуссии ни с кем не вступает, от духовенства и организаторов держится подальше, ведет себя тихо и скромно. Подходит к отдельно стоящим женщинам и говорит тихо и веско: «Уничтожь свой паспорт!» — после чего отходит и исчезает в толпе. Я долго следил за ним. Не буду излагать здесь свои наблюдения и заключения, но я сделал вывод, что за труд он получал зарплату.

Еще пример. Пожилая женщина в монашеской одежде посещает практически все ярмарки в Москве: она объясняет посетителям, что старец такой-то «благословил» её делать то-то, Синод и Патриарх ничем ей не помогают, а только мешают, и что изо всего этого следует. Последний раз, когда она подкатилась к двум молодым, явно наивным людям, я вышел из своего стенда и присоединился к разговору. Вначале женщина буквально бросалась на меня, пытаясь «взять горлом»; не обращая на нее внимания, я продолжал речь к молодым людям, хотя из-за её воплей дело двигалось небыстро. Но стоило мне упомянуть тот простейший факт, что враги Церкви готовы платить за работу неплохие деньги, как мою оппонентку словно ветром сдуло, и более она у меня на виду не появлялась.

И еще пример, уже не с ярмарки, но про нее. Разговор с сектантом, который, оказывается, неплохо осведомлен об успехах выставочного дела: «Вот, — говорит он, — продаются там сотнями видео-кассеты профессора Жданова (бредовые откровения о сатанинской природе виноделия и заговоре виноделов против матушки-России), на следующем стенде — вино в розлив, все сорта на выбор, а на следующем — поп рассказывает про 'таинство хлеба и вина'. Придете в церковь — услышите проповедь о вреде пьянства; придете на церковный праздник — все вусмерть пьяные. И не надо лучшей картинки, что такое ваше 'православие' и с чем его едят…»

Почти на каждой ярмарке, в большем или меньшем количестве, под вывеской тех или иных монастырей, обществ и братств (Россия велика), в виде книг, брошюр, кассет, икон, календарей, листовок и воззваний, распространяется меланж из ждановского бреда, святого Ивана Грозного, святого Сталина, трех шестерок, штрих-кодов, новых паспортов, пластиковых карточек, чипов, зипов и т. п. в обертке любви к Родине и жертвы своей души за ближнего. А кто не любит Родину — Патриарх, архиереи, обновленцы-священники и все прочие, — тем сами понимаете где место.

И система работает. Когда же я поделился своими наблюдениями с одним маститым священнослужителем, тот дал мне указание «относится к делу полегче».

Один современный бомбардировщик стоит, если мне не изменяет память, миллиард долларов. Быть же не может, чтобы, скажем, на секретном заседании комиссии Палаты Представителей Конгресса США по разведке не предложили куда более эффективное оружие против российской агрессии по цене одного крыла или хвоста… А за доллар дают почти 30 рублей. Сколько удалых бойцов за святость тов. Сталина можно экипировать!

Мы живем в свободной стране, и каждый волен молиться кому он хочет: хоть Ленину, хоть Сталину, хоть пню трухлявому. С православных ярмарок эту публику можно выдворить своими силами, хоть и это будет непросто: они относятся к делу очень всерьез. Но помимо ярмарок, вне сферы прямого влияния церковного авторитета, желательно также более серьезное отношение и участие других общественных и государственных сил для противостояния столь серьезному противнику.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1379


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru