Итоги | Денис Бабиченко, Андрей Смирнов | 01.11.2005 |
Всем сестрам по серьгам. Тот ли это результат, на который рассчитывали депутаты, придумывая новый праздник, другой вопрос. Ибо все довольны. За исключением, разумеется, поляков, «извержение» которых из Москвы в 1612 году, как писали хроникеры XVII века, мы и собираемся в эту пятницу пышно отметить.
Национальная идея
Традиция праздновать победы над разного рода захватчиками распространена весьма широко. Греки и румыны празднуют освобождение от османского ига, турки — победу над Грецией в 20-х годах прошлого века, американцы — избавление от британского владычества в результате войны за независимость и т. д. И никто сегодня на это особенно не обижается. Но у России с Польшей отношения особые. Как язвят остряки от политики, после избрания нового президента Польши отношения между Варшавой и Москвой улучшатся, поскольку хуже уже некуда. Так что «день победы над ляхами» вряд ли сильно повысит уровень взаимной неприязни. Ведь и в Польше отмечается праздник Войска Польского в честь победы над Красной армией в 1920 году. Другой вопрос: почему было решено веселиться именно 4 ноября, если этот день в 1612 году является лишь ничем не примечательной датой из истории Смуты, то есть гражданской войны начала XVII века?Исчерпывающие пояснения дала патриархия: «4 ноября является национальным праздником России с XVII века, но по традиции того времени праздник назывался Днем Казанской иконы Божией Матери». Освежить историческую память действительно следовало: сегодня мало кто помнит об этом российском празднике, отмечавшемся до 1917 года. Правда, в советское время некоторые особенно несознательные граждане праздничный стол накрывали не на 7 ноября, а на «Казанскую».
Окончательно в качестве общенационального торжества День Казанской иконы Божией Матери был утвержден указом царя Алексея Михайловича в 1649 году. Якобы именно списки с этой иконы, чудесным образом обретенной в Казани в 1579 году, помогли в боях с оккупантами сначала первому земскому ополчению, а затем и второму, которое во главе с князем Дмитрием Пожарским выбило поляков из Москвы. После этого возникло пророчество о том, что именно Казанская Богоматерь является небесной покровительницей и государства, и новой царствующей династии, которая и объявила 4 ноября (22 октября) национальным праздником. Причем мистической составляющей концепция новой национальной идеи что 400 лет назад, что сегодня не ограничивалась.
Политический смысл праздника, который курирует спикер Госдумы Борис Грызлов, в оргкомитете объясняют так: в результате Смуты российская государственность пресеклась, но была восстановлена непосредственно народом, который, изгнав польских интервентов, сам выбрал новую власть. Спустя сто лет после этого Россия стала империей, и с тех пор традиция российской государственности не прерывалась, как бы при этом ни называлась страна. То есть и СССР, и современная Россия, по мысли авторов идеи, ведут свою родословную от 4 ноября 1612 года. Ну, а 7 ноября 1917 года и 12 июня 1991-го — лишь памятные эпизоды новейшей российской истории.
Владимир Путин, вручая на минувшей неделе государственные награды, изложил примерно ту же версию. По словам президента, истоки праздника «восходят к героическим событиями 1612 года. Тогда люди разных вер, разных национальностей, сословий объединились для того, чтобы спасти родину, отстоять российскую государственность. Это было подлинное национальное единение во имя будущего нашей страны».
Муфтий всея Руси
Правда, нет ясности по поводу участия президента в торжествах в Нижнем Новгороде, который объявлен столицей праздника. Но даже если Владимир Путин в Нижний и не приедет, праздничному размаху это вряд ли помешает. Религиозную часть праздничной программы освятит своим присутствием Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, светскую — спикер Госдумы Борис Грызлов. И национальная идея в исполнении авторов программы торжеств получилась вполне органичная. Все начнется с молебна и крестного хода. Продолжится благотворительными акциями (строго с 10.00 до 11.30 в городе и области) и экономическими форумами в рамках Нижегородской ярмарки. Завершится фуршетами, концертами поп-музыки и фейерверком.Народное единство будут демонстрировать представители почти всех традиционных конфессий. Готовясь к празднику, представитель Совета муфтиев России в Приволжском федеральном округе Умар Идрисов подсчитал, что в ополчении Минина и Пожарского, освобождавшем Москву в 1612 году, 30 процентов составляли мусульмане. С буддистами, правда, вышла незадача — их участия в подавлении Смуты обнаружить не удалось. Зато незадолго до праздника руководители Объединения казаков мест нетрадиционного проживания (есть у нас и такая организация) вручили высший казачий орден главному раввину России Адольфу Шаевичу, видимо, за вклад в народное единство.
Но дальше всех в братании готовы зайти представители Духовного управления мусульман Нижегородской области. Под эгидой ДУМНО в Нижнем Новгороде 4 ноября должен пройти всероссийский форум мусульман, на котором, возможно, произойдет эпохальное событие — будет избран муфтий «всея Руси». Предлагается обсудить создание «религиозной автономии» российских мусульман, с тем чтобы объединиться перед лицом современных «ляхов» — проводников исламского экстремизма и терроризма. С этой целью создается совет улемов, который займется цензурой религиозной литературы. Кроме того, предполагается ввести совершенно нехарактерное для ислама единоначалие — должность, аналогичную православному патриарху. В общем, для единства на уровне власти и церкви делается все возможное и даже сверх того.
А что народ?
Правда, некоторый клерикальный перекос в общенациональном празднике ощутили даже в РПЦ. За несколько месяцев до торжества церковь призвала архиереев организовать торжества так, чтобы мероприятия не ограничивались только литургией и крестным ходом, но «было бы что-то шире — чтобы народ принял участие».Чтобы народ принял участие, ему решили не только объяснить смысл торжества, но и сдать к празднику побольше социально значимых объектов. В августе полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко на встрече с президентом Владимиром Путиным доложил, что новая автотрасса Москва — Нижний Новгород будет сдана в эксплуатацию к 1 ноября, что и было выполнено. Юрий Лужков, чтобы москвичам не было обидно, в честь «победы над поляками» откроет новые участки Третьего транспортного кольца в Москве.
Активисты движения «Наши» в августе ударили велопробегом по бездорожью в рамках экспедиции «Дорога Свободы», посвященной государственному празднику День народного единства, проехав на велосипедах от Нижнего до Москвы по пути народного ополчения Минина и Пожарского. Федеральный комиссар «Наших» Василий Якеменко заявил: «Они первыми проложили этот путь. По итогам их поездки будет разработан маршрут, по которому пройдут еще тысячи». Цель велопробега — разработать молодежный историко-туристический маршрут по пути народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских интервентов в 1612 году. Вдобавок к уже существующему обелиску Минину и Пожарскому в Нижегородском кремле столица праздника получила подарок — копию московского памятника Минину и Пожарскому. Мэр Нижнего Новгорода, член партии «Единая Россия» Вадим Булавинов, принимая скульптуру 30 сентября, сообщил, что «в ближайшие дни начнется установка памятника перед храмом Иоанна Предтечи — на том самом месте, где Кузьма Минин произнес знаменитое воззвание к нижегородцам». Немного уменьшенная копия скульптурной композиции была изготовлена в творческой мастерской Зураба Церетели. Кстати, первоначально скульптурную композицию работы Ивана Мартоса планировалось установить как раз в Нижнем. Но Александр I выбрал Красную площадь в Москве. Говорят, восстановление справедливости у всех вызвало радость. Как и положено в общенациональный праздник.
Непраздничное настроение
Но всегда почему-то находятся те, кто хочет испортить людям праздник. Вот, например, партия «Родина» в День народного единства проведет в Москве субботник, но это мероприятие приурочено не к государственному празднику, а к началу избирательной кампании в Мосгордуму. Коммунисты ни праздничных мероприятий, ни субботников в этот день не планируют, собираясь невзирая на рабочий день торжественно отметить очередную годовщину Октябрьской революции. Шествие под красными знаменами и митинг на Театральной площади на этот раз состоятся ближе к вечеру. 6 ноября, накануне революционной годовщины, руководство КПРФ собирается возложить венок к Мавзолею В. И. Ленина. Может так случиться, что в последний раз. Разговоры о перезахоронении тела вождя мирового пролетариата, что также объясняется целями поддержания народного единства, ведутся все активнее.В общем, есть еще у нас те, кому и праздник не в радость. Так, по словам Дмитрия Рогозина, «есть большая доля искусственности в решении о проведении этого праздника. Скорее всего это просто желание двигаться в сторону дальнейшей декоммунизации страны. Что, наоборот, приведет лишь к дополнительной мобилизации левых».
Прав, видимо, был митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами Московской патриархии, когда давал пояснения по поводу идейного смысла торжеств 4 ноября: «Мы хотим, чтобы люди лучше поняли эту датуЙ Мы говорим о победе над поляками, но там ведь были не только поляки. В той группе, которая взяла власть, были и русские».
То есть празднуем мы окончание гражданской войны. Однако есть такое подозрение, что закончилась она еще не вполне.
При участии Евгения Жеребенкова
ВРЕЗ: ПРОТИВ
С днем империи!
О том, как отмечали «Казанскую» при царях и зачем ее отмечают сейчас, «Итогам» рассказал специалист по истории Средних веков старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Владислав Назаров.— Владислав Дмитриевич, что праздновать будем в День народного единства? За год после введения этого красного дня в календарь ясности не прибавилось?
— 22 октября (4 ноября по новому стилю) православные христиане празднуют не годовщину взятия ополченцами московского Китай-города — события однократного, не повторяющегося ежегодно, а чудотворения иконы Казанской Божией Матери, их символическую связь с освобождением Москвы и всей страны от интервентов. Связь, закрепившуюся в сознании русских людей к середине XVII века — значительно позднее интересующего нас события и самого окончания Смуты. Так что с точки зрения людей церкви и воцерковленных православных тут нет хронологической ошибки. Однако в гуманитарных науках давным-давно известно, что дат XVII века для перевода на григорианский стиль необходимо прибавлять не 13, а 10 дней. Следовательно, взятие Китай-города состоялось по новому стилю 1 ноября 1612 года. Вот почему абсолютно непонятно, по каким мотивам законодатели государства, по Конституции отделенного от церкви, утвердили праздник в соответствии с календарем, принятым в Русской православной церкви.
— Скажите, а как этот праздник отмечали, когда церковь и государство были близнецами-братьями?
— В 30−40-е годы XVII века согласно чиновнику Успенского собора в этот день проходил крестный ход духовенства Кремля и Казанского собора с заходом на Китайгородскую стену. В XIX — начале XX века под праздниками в точном смысле слова понимали прежде всего неприсутственные дни. То есть в государственные учреждения империи на работу в этот день служащие не выходили. Светские связаны с императорской фамилией (дни рождения, именин, коронации императора, императрицы и т. д.). Были и чисто церковные праздники, также «неприсутственные», — в сумме набиралось более 30. Осенняя «Казанская» относилась к их числу.
— Каков, на ваш взгляд, был мотив учреждения 4 ноября?
— Простой. Этот день близко по календарю стоит к 7 ноября, который отменили как выходной.
— Как вы оцениваете процедуру подготовки и утверждения 4 ноября в качестве общенационального торжества?
— Насколько я информирован, все произошло как обычно: слишком поспешно, без надлежащей апробации среди экспертов и предварительных социологических исследований, демонстрирующих знание и оценку исторических событий современным российским обществом. В данном случае решающую роль консультантов сыграл Межрелигиозный совет. Во время обсуждения вопроса в Госдуме депутаты проигнорировали даже имевшиеся у них заключения историков-архивистов. А участвовавшие в дискуссии депутаты, похоже, были не слишком детально знакомы с историей Смутного времени.
Денис Бабиченко
ВРЕЗ: ЗА
Всенародно избранный царь
По мнению главы канцелярии Российского императорского дома Александра Закатова, 4 ноября — праздник нейтральный, объединяющий и монархистов, и республиканцев.— Александр Николаевич, многим выбор даты Дня народного единства не нравится потому, что она связана с событиями, давшими начало последней династии. Мол, празднуется воцарение Романовых…
— Первый царь династии, Михаил Федорович, был избран на престол Земским собором, который состоялся в феврале 1613 года, несколькими месяцами позже. Напрямую дата 4 ноября 1612 года не связана с воцарением Романовых. Это просто начало нового этапа освобождения России от иностранных интервентов и внутренних сеятелей смуты. На мой взгляд — и, я думаю, не только на мой, — эта дата нейтральна для людей, независимо от того, придерживаются ли они монархических или республиканских убеждений.
— Есть, кстати, мнение, что события того времени были не столько иностранной интервенцией, сколько гражданской войной. Русские ведь были и по ту, и по эту сторону баррикад.
— Да, такая версия есть. Но в гражданских войнах всегда присутствует какое-то иностранное вмешательство. В событиях Смутного времени победили подлинно национальные силы, которые стремились прежде всего не к политической власти, а к тому, чтобы освободить страну и потом предоставить народу право решить, какое же будущее изберет для себя Россия. Это решение состоялось на Земском соборе 1613 года, где были представлены практически все сословия. И совсем не было очевидно, что будет призвана именно династия Романовых. Хотя они являлись самыми близкими наследниками угасшей династии Рюриковичей, существовали и другие политические тенденции. Была идея по польскому образцу вообще сделать монархию выборной и превратить русского царя по сути в пожизненного президента. Были претенденты на престол со стороны других древних родов. То есть имелись альтернативы. Но в конце концов именно представители народа решили будущее своей страны. Вот в этом смысле события того времени принципиально отличаются от октябрьского переворота 1917 года.
— Ваши оппоненты часто указывают на то, что отец Михаила Романова — митрополит Филарет — находился в достаточно тесных отношениях с интервентами.
— Он возглавлял вместе с князем Василием Голицыным посольство, которое по решению Семибоярщины отправилось призывать на русский престол польского королевича Владислава. Но в политических событиях того времени люди действовали сообразно ситуации. История не знает сослагательного наклонения.
— То есть вы считаете, что его нельзя называть коллаборационистом?
— Ни в коем случае. Он ведь не предложил свои услуги интервентам. Он возглавлял посольство на переговорах с королем иностранной державы, с которой мы фактически находились в состоянии войны. В тот момент, когда поляков пустили в Москву — а пустил их не Филарет, — нужно было достигать какого-то компромисса.
— Такая политика.
— Да, это была политика компромиссов, но разумных компромиссов, не ущемляющих основы государственного бытия России. Романовы вышли из той Смуты достойно. И не случайно народ настоял на том, чтобы призвать именно эту династию. Они помнили о боярине Никите Романовиче, который не запятнал себя ничем при Иоанне Грозном. Они помнили и почитали Филарета: он был избран патриархом, когда вернулся из польского плена.
— Словом, если были бы какие-то сомнения, как сейчас говорят, компромат, то народ, по вашей логике, вряд ли поддержал бы Михаила на соборе?
— Конечно, мог и не поддержать. И Петра Первого объявляли антихристом те слои населения, которые не соглашались с какими-то его нововведениями. Движение Пугачева против Екатерины Великой проходило под лозунгом восстановления законного императора Петра Третьего. Ее обвиняли в узурпации. Но что касается первых Романовых, то они были в этом отношении совершенно безупречны.
Андрей Камакин
http://www.itogi.ru/Paper2005.nsf/Article/Itogi_200511_0101_4214.html