Русская линия
Русская линия Сергей Скатов31.10.2005 

Семиглавый дракон. Глава V
Кто и как борется с наркотической чумой в России?

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV

Глава V

Колосс на глиняных ногах

Есть мнение?

Общество… Мы часто путаем его с общественностью (с активнейшей, к примеру, профсоюзной деятельницей из «Служебного романа» Эльдара Рязанова, помните, той, что совала нос не в свои дела). Или с фондами, которые, незнамо на какие деньги существуя, вроде бы как «отделены» от государства.

Общество — это и постовой на перекрестке, и вагоновожатый, и «новый русский», и зек, и депутат, врач, полотер, министр, сантехник, Президент, шеф-повар — да кто угодно! Общество — это МЫ. МЫ, среди которых Максим чувствовал себя изгоем. Впрочем, наркоман — тоже часть нас, хотелось бы этого нам или нет. МЫ и наши Взаимоотношения — суть общества.

А уж коли есть общество, должно быть и общественное мнение. Без мнения общества не бывает. Общественное мнение — это все то, что мы вместе, сообща говорим и думаем.

Свое мнение мы может выразить жене на кухне, соседям у подъезда на лавочке, начальнику на «оперативке». И у мнения есть шанс стать общественным, если его разделят другие, озвучит радио, телевидение, растиражирует пресса. К нашему мнению должны прислушиваться партии, Госдума и Совет Федерации, члены Правительства, глава государства. По идее и по Конституции, НАШЕ мнение должно учитываться при формировании бюджета страны, объявлении войны или мира, при принятии тех или иных законодательных решений. С этой целью мы выбираем депутатов всех уровней, Президента.

Нас очень много. И МЫ такие разные. Около 200 партий и общественных объединений! Десятки тысяч разномастных газет, теле- и радиоканалов, а у них — столько же разнокалиберных главных редакторов и хозяев. Поди тут разберись!

Избрав депутата, МЫ не можем до него докричаться. И влиять на него тоже не можем: кричи — не кричи!

Социологические прогнозы не оправдываются. Это ярко показали недавние выборы нижегородского губернатора: каждый из лидеров предвыборной гонки в СВОИХ средствах массовой информации публиковал СВОИ итоги опросов СВОИХ социологов. И не следует думать, что все социологи продажны и не дорожат научной репутацией. Ситуация гораздо сложнее. Настолько, что социологи в растерянности.

Был такой случай.

Патриарх отечественной социологии Борис Грушин (это он некогда основал в стране первый Институт общественного мнения, затем — знаменитый ВЦИОМ) как-то, усомнившись в результатах очередного социологического опроса, проехался по Подмосковью на электричке. Наслушавшись откровений случайных попутчиков, пришел к выводу: либо люди не понимают вопросов социологов, либо социологи не понимают людей, перед которыми эти вопросы ставят. Сейчас Борис Андреевич пребывает в уверенности, что понять наше общество на данном отрезке исторического развития ВООБЩЕ НЕВОЗМОЖНО.

Соглашусь с патриархом. Как можно изучать МНЕНИЕ, если НЕТ такового?! А без МНЕНИЯ наше общество — что колосс на глиняных ногах. Мотает его из стороны в сторону.

Посудите сами, сколько взглядов, точек зрения только на наркотики и наркоманов (это мой собственный, и то далеко не полный, социологический опрос):

— «Наркотики — это зло!»
— «Наркотики — это смерть!»
— «Тяжелые» опасны, а «легкие» разрешить."
— «Наркоманов нужно лечить!»
— «Лечим, да бестолку.»
— «Наркоманов нужно сажать и лечить!»
— «Сажаем и лечим — результат тот же.»
— «Всех не пересажаешь.»
— «Хорошее лечение дорого стоит, а в бюджете — дыры.»
— «Наркоманы? Да пошли они!..»
— «Сами потихоньку перемрут. Воздух чище будет…»
— «Одни перемрут, придут другие.»
— «Контрпропаганду нужно вести!»
— «Американцы ведут. Устали даже…»
— «Наркомафия — корень всех бед!»
— «Мафия бессмертна…»
— «Тогда — смерть мафии!»

По поводу последнего мнения… К нему чуть позже вернемся.

А в целом отметим: в обсуждаемую нами проблему посвящено все без исключения население необъятной нашей страны. И каждый суждение имеет Даже малое, представь себе, дитя.

Знакомая учитель начальных классов была поражена: первоклашки на прогулке принялись играть в «салочки» (это когда все убегают, а один, бедолага, догоняет). Так вот: догоняющий («водящий») был наркоманом, то есть дети его так называли. Учитель захлопала в ладоши: «Прекратить!». Дети, слукавив, тут же нашли новый образ — бандит.

Чувствуете? Явно негативный оттенок! Наркотики в понимании первоклашки — ПЛОХО. Пожалуй, это единственное, в чем сходятся все без исключения респонденты-россияне. В остальном — разброд и шатания.

Однако, если постараться, нас можно объединить. Мы и проголосуем, и в микрофон скажем, и подписи поставим. Но тут же и забудем о содеянном.

Для примера — об одной недавней массовой и в полном смысле ОБЩЕСТВЕННОЙ акции.

Казнить нельзя, и помиловать…

«Копейка» выехала на встречную полосу 24 июля. Максим лежал бесчувственно в реанимации Борской районной больницы, а выборы нижегородского губернатора тем временим подходили к логическому завершению (на 29 июля был назначен второй тур голосования).

Претенденты на кресло губернатора так или иначе о наркомании высказались. Нередко весьма эмоционально. Тон задавал один из кандидатов — депутат Государственной думы.

За несколько месяцев до выборов он инициировал создание Союза борьбы с криминалом «Защита». Союз заявил, что «каждый седьмой нижегородец пробовал наркотик, наш регион находится на седьмом месте в России по числу наркоманов». Задачей себе Союз поставил: «развернуть руководство города и области лицом к проблеме и расшевелить силовые структуры».

Был объявлен телефон и пейджер «горячей линии», на сигналы выезжали экипажи «тревожных» групп. «В Правдинске, — через прессу оповещала „Защита“, — колются, курят травку у памятника Дзержинскому, под носом отдела криминальной милиции… Не лучшая ситуация и в городах области, таких как Кстово, Лысково, Балахна, Богородск… В Арзамасе за полгода в сфере незаконного оборота наркотиков было совершено 91 преступление. В центре города колются чуть ли не средь бела дня… Толоконцево — одно из крупнейших мест распространения опия-сырца и героина. На станции Линда „белую смерть“ продают „с колес“, здесь есть случаи передозировки. Людей убивают, чтобы ограбить и поменять ценности на наркотики».

Параллельно был объявлен сбор миллиона подписей за ужесточение уголовной ответственности наркоторговцев, вплоть до смертной казни… Миллион был собран, 13 июня подписные листы доставили в Москву.

«Оппозиционные» местные и центральные СМИ (подконтрольные конкурентам или же оплачиваемые ими) устроили настоящую обструкцию.

Будто бы и масштабы наркотизации нижегородцев преувеличены («дела обстоят не столь плохо»). И использована, де, наболевшая проблема в предвыборной борьбе — пиаровский «нечистоплотный» ход, демонстрация самого себя. Намекали на передел нижегородского наркорынка: мол, одних поставщиков уберут, заменят другими…

Ребята, вы о чем? Миллион-то был собран! НАШ миллион! Зачем вообще затевать все эти выборы, вместо того чтобы просто назначать глав администраций?! Тишь да гладь нам нужна или же все-таки столкновение МНЕНИЙ, некий консенсус в итоге, подкрепленный обязательным действием?

И не впервой выдвинута идея. Пару лет назад сразу в нескольких российских регионах стали собирать подписи за смертную казнь наркодилерам. В одной Омской области идею поддержали 443 тысячи человек. Значит — носится в воздухе?

— На мой взгляд, — рассуждал в ходе акции кандидат, он же депутат Госдумы, — одного килограмма наркотиков хватило бы для применения смертной казни… Я категорически настаиваю на том, чтобы продажу наркотиков перевели из разряда преступлений, угрожающих здоровью и общественной нравственности, в категорию преступлений, представляющих собой угрозу для жизни. Угрозу, в конечном счете, для всей нации…

В самом деле: что такое килограмм героина? Это тысячи и тысячи «доз», то есть тысячи и тысячи жизней, ставших на «дозу» короче.

Хотя вопрос, как говорится, спорный.

В Китае за наркотики публично расстреливают. В Саудовской Аравии забрасывают камнями или рубят головы. В Бирме — вешают… Но в большинстве развитых стран казнь считается нецивилизованным способом наказания, ее исполнение либо приостановлено, либо вовсе отменено.

Гуманисты уверяют: нет прямых доказательств благотворного влияния казни на криминогенную ситуацию. Есть даже единичный пример иного рода: в Канаде число убийств после отмены смертной казни в 1980 г. не только не возросло, но и стало понемногу снижаться. И главный аргумент «против»: в США, где казнь в ряде штатов по сей день разрешена, за 85 лет смертные приговоры вынесли 350 невиновным, 23 из них были-таки казнены. Случались подобные «конфузы» и у нас (дело Чикатило).

России в 96-ом мораторий на смертную казнь навязал Совет Европы.

— Если бы в Европе была такая же ситуация с наркоманией, как в России, — считает кандидат на губернаторский пост, — там бы тоже восстановили высшую меру.

К тому же, нам не на что, при нашей сегодняшней нищете, пожизненно содержать душегубов-смертников. Да и нет стопроцентной гарантии, что не окажутся они на свободе. Во-первых, они бегут (как бежали недавно, несмотря на всевозможные запоры, трое смертников из Бутырской тюрьмы — всю страну переполошили). И только за первое полугодие 2001 г. по России было отмечено до 50 побегов из мест лишения свободы. Во-вторых, законы подчас таковы, что оказывается убийца и насильник на свободе по закону.

Как, например, вышли на волю трое убийц из Абакана. Порешили они в хакасской тайге 7(!) пятнадцатилетних мальчиков: «просто так», «настроение было плохое». Ждали по приговору расстрела. Но в 96-ом грянул уже упоминавшийся мораторий. Значит, следствие начинать сызнова (окончательный-то приговор отменен). А по Конституции под следствием не сидят более полутора годов. Злодеев и выпустили — отсидели они более. Один из них, бывший офицер милиции, трудится юристом, избран за прилежание депутатом поселкового Совета… Неисповедимы пути твои, Господи!

После чудовищного теракта в деловом центре Нью-Йорка исчез куда-то с телеэкранов уполномоченный по правам человека Совета Европы лорд Джад. Очень он тревожился за здоровье и жизни чеченских боевиков… А в цивилизованных Европах вдруг заговорили о смертной казни за терроризм. И правда: куда этих-то маньяков девать? Казнить нельзя. И помиловать…

Вспоминается послевоенный случай. В Одессу командовать округом прибыл герой-военачальник Георгий Жуков. И подивился: война окончена, а город все на осадном положении. Бандиты одолели — насилие, грабежи, разбой, убийства. Жуков дал всего одну команду: патрулям стрелять без предупреждения и на поражение… Через неделю одесситы спокойно гуляли по родным улицам заполночь.

На войне как на войне — здесь все средства хороши. Если, разумеется, признаем, что наркомафия — противник, достойный ее объявления.

Но как бы не был гениален полководец Жуков, преступности как таковой в Одессе-маме он не искоренил. Сколько бы и как мы не крушили наркодилеров, полной победы в борьбе с наркоманией только репрессивными мерами нам также не одержать. Чем суровей будет ЗАПРЕТ, тем выше РИСКИ наркоторговца и опекаемого им коррупционера, а, следовательно, ИЗДЕРЖКИ, их вновь оплатит наркоман. Хотя наркорынок несколько и сузится, верхний эшелон наркомафии вряд ли пострадает. Такой вот криминально-экономический парадокс.

Подвожу черту.

Губернатором кандидат так и не стал. Президент его инициативы и миллион НАШИХ подписей не поддержал. МЫ — промолчали, словно ничего и не подписывали, Но «развернуть руководство города и области лицом к проблеме и расшевелить силовые структуры» — это удалось.

Тема наркотиков не сходит с повестки дня областных и городских «оперативок» и совещаний. В срочном порядке готовится областная комплексная программа противостояния наркотической чуме. Силовики публично жгут конфискованную «наркоту» И откровенничают с журналистами. Журналисты снимают, транслируют. И — пишут, пишут, пишут. О чем?

Зело борзо

О наркотиках и наркоманах высказывается любой уважающий себя печатный орган. Практически в каждом номере. Серьезного анализа не позволяют рамки газетной полосы. Хотя… При желании позволяют. Но серьезного не встречал. Информация, репортаж, статейка — как правило, поверхностные, сугубо информативные. Как правило, «страшилки»: «А-ах! Что делается-то!» И — цифры в угрожающей прогрессии. Интервью — с чиновником, милиционером или наркологом. Служилый люд в выражениях аккуратничает, скрытен. Наркологи — или философствуют, забывая об изначальном предмете разговора (медицине), или пропагандируют собственные уникальные методы лечения, на которые намекают, но подробно отчего-то не распространяются. При этом мировых сенсаций в наркологии в последние годы не наблюдалось, методы лечения и реабилитации наркоманов хорошо известны (дело лишь в нюансах)… Изощряется журналист в подаче материала, коллажик добавит, заголовок подберет — не в бровь, а в глаз. Но все едино: ежели тема сама по себе не интересует — не читается.

Редко, но встречается, когда газета вдруг вспоминает, что она не только коллективный информатор, но и «пропагандист», и «организатор». Солидное одно издание «объявляет для своих читателей конкурс на антинаркотическую тему. Ждем от вас стихотворений, которые бы начинались так:

Предложил мне друг кольнуться,

Но ему ответил я… (или, Но ему сказала я…)

Объем вариативен, — озадачивает газета… - Можно ограничиться двумя, четырьмя или двенадцатью строчками, можно прислать пять четверостиший (только уж очень длинные поэмы не сочиняйте!)». Победителей ждут билеты на рок-концерт. Какие «строчки» могут стихотворцы там услышать — об этом мы еще поговорим.

Есть, однако, журналы. Тут подход серьезней. Из популярных рекомендую «Семью и школу». Взять его, кроме как в читальном зале, да и то не во всякой библиотеке, более нигде. На всю страну — 6500 экземпляров! Тогда как одних школ (а следовательно, и школьных библиотек) у нас по России 67 тысяч! То ли родители с учителями грамоте разучились, то ли вконец обнищали, то ли совсем бросили детей своих на произвол судьбы.

Вообще с литературой о наркомании в библиотеках — КАРАУЛ!

Фонд Нижегородской областной публичной библиотеки, то есть главного фондодержателя в регионе, — всего около 40 изданий рассматриваемой тематики. Причем львиная доля — специальные брошюры и монографии. Причем — ни одной книжки в абонементе, а в читальном зале или хранении.

— Из сорока предлагаемых книг, — сетуют руководители библиотеки, — хорошо, если на одну-две средств наскребем…

Тиражи популярных изданий — 1000, 5000, от силы 10 000 экземпляров. Опять-таки на всю Россию! Написаны главным образом узкими специалистами, языком соответствующим — читать по этой причине трудновато. Да и опять-таки читать не станешь, пока «жареный петух» кой-куда не клюнет.

Вначале было Слово… Так-то мы в трудах наших тяжких, в массы его несем! Так-то МНЕНИЕ формируем!

Никакое это не противостояние. Это — шепот! Помахивание игрушечной сабелькой!

Словно бы и не было на Руси острой публицистической мысли! Словно бы и не взлелеяла земля нижегородская таланты протопопа Аввакума, критика Добролюбова, очеркиста Короленко!

О наркомании должны высказаться лучшие перья России: писатели, журналисты, философы, священнослужители, медики, психологи и т. д., и т. д. А тиражи должны быть — ЗАЛПОВЫЕ.

Но будет пальба наша из пушек по воробьям, если не прекратить бесстыдную эксплуатацию темы.

Вернемся к печати.

Интервью манекенщицы и фотомодели со знаменитым «волчьим взглядом» Кейт Мосс. Девушка ничего из себя, худенькая только очень.

— Наркотики и алкоголь, — жалуется она миллионной российской аудитории (тираж газеты), — проблема практически всех фотомоделей. Ты все время должна что-то из себя изображать, не имеешь права даже заболеть. В один прекрасный момент твоя психика ломается — и ты ищешь какой-то способ психологической разгрузки. Когда мозги затуманены, гораздо легче высиживать эти скучные ужины… Но я хочу посоветовать молодым моделям: лучше бросить этот бизнес, чем увлечься наркотиками. Наркотики и алкоголь — это смерть. Я несколько раз чуть не умерла. Знаю, что такое побывать на том свете, и поэтому бросила наркотики. Я сделала свой выбор: хочу жить…

Честное, откровенное признание — ничего не скажешь. Но сделано оно походя. В принципе, не о наркотиках интервью. «Волчица» повествует, что в детстве о ней говорили: «похожа на палку и совсем не сексуальна». В юности девушка «безумно страдала из-за своей плоской груди. Хотела увеличить грудь с помощью силикона». Слава богу, этого не случилось. И счастливо, без хирургических вмешательств дожила до того дня, когда «стали предлагать многомиллионные контракты за то, чтобы… вышла на подиум». Печалит же секс-символа то, что ее возлюбленный знаменитый Джонни Депп взял да и «женился на певице и актрисе Ванессе Паради». Кейт Мосс знает, что «у них есть проблемы в семейной жизни». Любит английскую кухню, а из итальянской обожает спагетти — и т. д., и т. д., и т. п.

Прочтет интервью девчушка из какого-нибудь Варнавина… А у нее — тоже «комплексы» (грудь, к примеру, не нулевого, а поболее размера). А еще проблема — бежать из райцентра некуда и не на что. А ведь она все бы, все бы стерпела. Уж она бы высидела «эти скучные ужины». Тем более, что ни на одном не была. И выпила бы, и закусила, довольствовалась бы го-ораздо меньшим гонораром. Подумаешь, наркотики! Им, значит, можно, а нам? И уже тянет кто-то сигаретку с «травкой» — разок один, на, затянись… И блещет небо, и пылают щеки, и, глядишь, все ближе, ближе сверкающий подиум…

Или (в той же газете) материал в преддверии чемпионата мира по футболу. О ком писать? Да о Марадоне! Пусть давно не выступает, пусть до безобразия растолстел, и никто, конечно же, не поверит, «что человек с внешностью торговца помидорами с колхозного рынка сумеет втиснуть свою многокилограммовую тушу в футболку сборной Аргентины». Но хочется узнать: «Кто станет следующим чемпионом?..» Марадона заявляет: «Я и сейчас кое на что сгожусь». Автору неизвестно, «сколько перед этим выкурил травки и вынюхал белого порошка» мэтр, но полагает, что прилично, поскольку «Диего заделался крупным экспертом по части кокаина, ставшего неотъемлемой частью его бурной жизни». А жизнь, действительно, бурная. Книжку вот о себе выпустил, и стала она мировым бестселлером. «Книга получилась честной и открытой — описывая свои проблемы с наркотой, Марадона не прячется за сюсюканьями типа «разок попробовал», «бес попутал», а уверенно заявляет: «Я знаю о кокаине, который сопровождал меня на протяжении пятнадцати лет, абсолютно все!» «И все равно, — оптимистично заявляет автор, — Марадону продолжают любить и ненавидеть, осмеивать и боготворить. И если он действительно вернется в футбол, мы, болельщики, будем только рады».

Ай да Марадона! Ай да… И все это — вновь миллионной аудитории, под рубрикой… «Спорт».

Мне искренне жаль худышку-модель. Сочувствую я и лишним килограммам футболиста всех времен и народов. В еще большей мере мне противны потуги журналистов искать сенсацию там, где ее искать безнравственно. Штрих такой, «изюминка» в портрете легендарной личности — наркотик. Вроде бы как пренепременный ее атрибут. Не робей, братва! Укололся, нюхнул — и на пьедестал!.. Чем так писать, лучше — не писать. Кусок же хлеба, то бишь гонорар, поперек горла встанет!

Но журналисты — люди подневольные. Им чего скажут, то и напишут.

Артемий Троицкий, музыкальный критик, а по совместительству редактор русскоязычной версии журнала «Плейбой», по мнению автора еще одного интервью, «может позволить себе все». Неслабо сказано! Что же, например?

— Я в свое время баловался наркотиками, — по ходу рассуждений «о времени и о себе» кается музыко- и сексовед. — Я смешивал разные наркотики — я понял, что смесь дает совершенно невероятные ощущения (выделено мною — С.С.), и мне тогда хотелось их испытать. И вот в одной компании у меня случился передоз. Я впал в невменяемое состояние… Правда, шприц в сердце втыкать мне не пришлось. Но друзья вызвали «скорую», и в меня влили какое-то лекарство, может, адреналин, и я очнулся… Но сейчас наркотики в прошлом. Я считаю, что это, конечно, зло…

Правда, смертную казнь за наркотики не одобряет: «это слишком"… Насыщенное интервью. Здесь тебе и новации в применении наркотиков, и реверанс в сторону морали, и критерий степени общественной опасности явления. Ну и, разумеется, самореклама — куда ж без этого.

Троицкий частенько мелькает на телеэкране. У него неопрятный, с претензией на эпатаж «но совсем не такой» вид. Блуждающий воспаленный взгляд. Косноязычная, порой несвязная речь… Судя по внешним данным, рецидивы у него случаются.

Странно: мало кто из «звезд» спешит признать, что пил или пьет горькую. Алкоголизм -это не престижно. О похождениях от жены «налево» тоже публично молчат. Да мало ли грехов и грешков! Однако наркотики — словно бы знак качества! И трудно сказать, что стоит за «звездной» исповедальностью — откровение или откровенная игра на публику.

Кстати, о телевидении.

Здесь уже полнейшая наркотизация — мозгов и эфира. За один телевечер о проблемах «нарко» оповестят «Новости», ситуацию подогреет «Человек и закон», Джеймс Бонд разгромит очередной наркокартель, программа «Время» заметит, что почивать на лаврах пока рано, а спать на безысходной ноте нас отправит какая-нибудь отечественная «Игла».

Итог: нет реакции на телесигнал.

Притуплен глаз, наплывает веко: «Спать хоц-ца-а…»

А сон разума, по выражению гениального живописца, рождает чудовищ.

Братья и сестры

Феномен Данилы Багрова, думаю, еще будет изучен, защитят на нем социопсихологи не одну диссертацию.

Данила Багров — конец метаний молодых второй половины 90-х, их флаг, их символ, идейное воплощение.

Данила Багров — всего лишь персонаж из фильмов режиссера А. Балабанова «Брат» и «Брат 2». Но ЗА него проголосовало невиданное для отечественного кинопроката последних лет число зрителей, затраты по производству фильмов не только окупились, но дали ощутимую прибыль. И Данила перешагнул рамки чисто кинематографические.

«…персонаж Данила Багров стал настоящим героем нашего времени», — считает читательница одной из популярных газет из города Урюпинска. «…он стал национальным героем,» — мнение брата Данилы «по кино» актера Виктора Сухорукова. Симптоматично, что Сухоруков имеет в виду не киноперсонаж, а актера, его претворившего, — Сергея Бодрова. Данилу путают с Сергеем, и наоборот.

Все «Братьев», очевидно, смотрели. Если не в кинотеатре, то по телевидению (крутили неоднократно). Поэтому коротко.

Данила — «вьюнош» без определенного, как сейчас говорят, рода деятельности и столь же неясных целей в жизни. Провинциал. Безотцовщина. Ни образования, ни каких-либо профессиональных навыков, окромя умения стрелять, взрывать и драться в рукопашной (в армии научился). Зачем-то едет к старшему брату «в столицы». Брат — бандюга с дегенеративной внешностью. Но Данила — симпатяга. С мозгами у братьев что-то не вышло, оба «недалеки». Но у Данилы — ПРИНЦИПЫ, у него — обостренное чувство НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. И Данила НЕ ПРЕДАСТ друга или брата. Беспринципный брат все время во что-то влипает, а Данила — его выручает. Действие происходит то в России, то в Америке. Убиенных считать бессмысленно: на втором десятке сбиваешься. Крушит Данила направо и налево по всем правилам. Но Данила добрый — детей не трогает. Его любят девушки. И он их любит. Выраженная «почвенность»: взгляд исподлобья уставших от прицела глаз, сухая назидательная реплика в лицо будущей жертве, предпочтение российскому рок-н-роллу — все говорит за то, что главный герой НЕ ПРОСТО ТАК, а из высших личностных и гражданских побуждений. Особо достается Америке. Таков он, Данила Багров — ну, не любит янки. Смрад, грязь, проститутки, бандюги, наркотики, мафиози…

Данила — тупой безжалостный убийца, ПРИНЦИПА ради готовый шагать по трупам, на что угодно.

Когда режиссера и исполнителя главной роли спрашивают, будет ли «Брат 3», они меньжуются. И хочется, и, надо полагать, колется… Хочется — кто ж откажется от нового витка известности и гонораров! Колется — поскольку, вероятно, не знают, что же, собственно говоря, с Данилой дальше делать.

Нет, по большому счету, будущего у Данилы. Неуютно ему на белом свете, где вопиющая несправедливость на каждом шагу. И сколько не стреляй, всех не перестреляешь. «Прихлопнуть», по идее, Данилу нужно. По аналогии с «Героем нашего времени», «Оводом», «Отцами и детьми», «Мартином Иденом», «Тремя товарищами» (перечень можно продолжить).

Максим, погибший от наркотиков, книжек не читал. Зато очень любил боевики. Данила Багров, как рассказывают, его сразил. У них с Данилой много общего.

Оба по жизни — не пришей, не пристегни. Оба одиночки. Оба «под кайфом»: если Максим выбрал наркотики, то Данилу пьянит запах крови и чувство собственной «оторванности». Оба, несмотря на младые годы, стоят «у последней черты». Не созидают, а разрушают, МСТЯТ. Самому ли себе, окружающим — без разницы.

Нынешние молодые выбирают. Не пресыщенного Печорина, все и вся отрицающего Базарова или неистового Корчагина — Багрова Данилу! Он близок, понятен миллионам.

«Сергей Бодров, — считает популярный кинокритик, — единственное лицо в отечественном кинематографе, способное собрать реальный аншлаг.» А Сергей Бодров, чувствуется, боится, что в лицах они теперь с Данилой пожизненно. Ну, как Вячеслав Тихонов — Штирлиц во веки веков. И потому от персонажа открещивается.

— А могли бы вы, — спрашивает зрительница, — как Данила Багров, убивать людей, исходя из каких-то своих принципов?

— Нужно проводить границу между кино и жизнью. Выстрел на экране — в настоящей жизни равняется нашему поступку, слову или мнению (выделено мною — С.С.), — учит Сергей Бодров. — Из этого и состоит жизнь. А кино, как правило, состоит из выстрелов и погонь.

Заметим по тексту: кино состоит не только из мордобоя. Наблюдаются в нем и любовь, и дружба, другие непреходящие ценности… Заметим также, что поступок, слово, МНЕНИЕ — оружие подчас куда более страшное, чем «узи» или «калашников». ИДЕИ правят миром! Кино — орудие из идеологического арсенала. Ну, да ладно. Сейчас нам важней, кто же таков Сергей Бодров.

Сергей — мальчик из интеллигентной, элитной московской семьи. Закончил МГУ, специальность «история искусств». Защитил кандидатскую по теме «Архитектура в венецианской живописи Возрождения».

Рос Сергей не без проблем, но эти проблемы — пшик по сравнению с тем, что испытал на своей шкуре Данила Багров. Так, признается, что класса с седьмого, в «переходный» возраст, «перестал делать домашние задания. Да и вообще началась более интересная жизнь». Закончив школу, не знал, куда податься. Видимо, подсказали родители. Но на искусствоведа поначалу «не хотел… поступать. Мне эта профессия казалась немножко женской, несерьезной». Тем не менее, и этот комплекс был снят: в университете Сергей «учился хорошо, потому что там все девушки были и надо было как-то соответствовать».

А потом отец, известный режиссер Сергей Бодров-старший, снял Сергея в одной из главных ролей в фильме «Кавказский пленник». Разумеется, «случайно». Фильм номинировался на «Оскара», принес Бодрову-младшему за актерскую работу «Нику», приз «Кинотавра», приз кинопрессы по итогам 1996 г. и, наконец, звание лауреата Госпремии России 1997 г. И все это — в 25 лет! Можно лишь белой завистью позавидовать родителям Сергея, что у них такой, безусловно талантливый, сын, а Сергею — что ему повезло с семьей.

Потом были «Брат», «Брат 2», «всенародная» любовь и, как апогей, роль телеведущего в программе «Взгляд». Слово Сергея Бодрова-младшего ловит вся страна…

Вся, да не вся.

Может, для кого-то Сергей и является, по выражению Михаила из Мичуринска, «лицом, форпостом новой России… ведь молодой, интеллигентный, талантливый человек…», но читаешь, смотришь, слушаешь… Бог мой! Да ведь Сергей с Данилой, если от перестрелок отвлечься, — близнецы-братья!

И в кино, и в жизни — короткая дворовая стрижка, угловатые, под «братка» манеры. Исподлобья взгляд. Речь, не изобилующая сложноподчиненными предложениями. Есть и у Сергея свой дурман: снимать кино для него — «это кайф, который редко где еще встретишь». Кайф, отметим, весьма и весьма дорогостоящий.

Да и сказать Сергею, как и Даниле, особо нечего: так, общие фразы.

«У меня героя нет», — признается он. Но и себя героем не считает: «Мне кажется, что я просто человек, который живет в нашей стране, я люблю и уважаю людей, которые здесь находятся. Я отношусь к ним как к своей семье. Поэтому мне хочется, чтобы все у вас было нормально и хорошо». Так же скупо, не тратя лишних слов, мог бы выразиться и Данила. В ПРИНЦИПЕ, ощущения Сергея и Данилы незатейливы и понятны: люблю, потому что ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА, или — «где родился, там и пригодился». Четок и водораздел: «брат — не брат», «друг — недруг», «свой — чужой», «наше — ихнее».

Это примитивизм дворовой шпаны. Уличные стаи, ватаги, с которыми в детстве многие из нас имели честь познакомиться. «Ты чего тут?», «Чего-чего… Живу я тут, вот чего!» «А-а…Тогда проходи». А «чужак» — посмей только!

Видимо, у Сергея был ОПЫТ, когда, помните, он «перестал делать домашние задания» и «началась более интересная жизнь». И хотя росли Сергей и Данила в разных дворах, их ОПЫТ совпал. Трудно судить, насколько у Сергея этот опыт был богат, но отец, Бодров-старший, принял единственно верное с точки зрения воспитательной решение: он втянул сына в сферу своей деятельности, и связь поколений не прервалась (чего и другим отцам желаем).

К сожалению, печать молодежной субкультуры трудно изгладить, видна она даже с венецианских высот.

Можно было предположить, что после двух «Братьев» Бодров-младший, лауреат и призер, уйдет от стереотипов, прекратит ЛОМАТЬ и КРУШИТЬ (тем более что роль ему диктовали сценарист и режиссер). Но — нет! Колеся с отцом по «ненавистной» Америке, он по подсказке папы за две недели пишет сценарий «Сестры». Сам же по нему снимает.

И вновь погони, перестрелки, кровь. Четырнадцатилетняя героиня запросто «чешет» по бандюгам из автомата. Набор штампов, помноженный на недостаток режиссерского мастерства и коммерческий расчет. Сам режиссер в кадре появляется один раз.

На дороге тормозит навороченный черный джип, из машины выходит ее хозяин — «новый русский» Сергей Бодров (он же Данила Багров). Вот такая (кто бы подумал!) метаморфоза.

Быть может, одна из сестер, Светлана, та, что знакома с «калашниковым», когда подрастет, отдаст Даниле руку и сердце. И создадут они большую дружную семью. Чем не повод снять очередной хит под нехитрым, но коммерчески снова выгодным названием «Братья и сестры».

Еще та будет семейка. Тем более что перед очередным показом «Брата» по ТВ Сергей Бодров таки сознался:

— Данила Багров — мой брат! И этим все сказано…

Кстати, из салона джипа рвется рок-композиция «Полковнику никто не пишет…». В фильме звучат Цой, «Агата Кристи"…

Рок-музыка — то, что также роднит и греет сердца Сергея, Данилы, Максима, миллионов других их сверстников. Рок-музыка и поп-музыка вообще — это «наполнитель» молодежной субкультуры, ее «начинка», ее фон и плоть.

Нашествие

Читатель, вероятно, заметил: автор избегает конкретики. Не называю фамилии Максима, имен его родителей, конечно же, по этическим соображениям. Но не только. Трагедия Максима типична, а типичное требует обобщений. В этом смысле не важен номер школы, где Максим учился, больницы, где лечился, колоний, где сидел. Уровень «отсидки» или народного образования у нас в России, за редким исключением, повсюду одинаков.

Однако досталось от меня ЛИЧНО Артемию Троицкому или Сергею Бодрову. Здесь другое: этих уже не спрятать в массовке, все ими сотворимое, сказанное теряет личностный аспект, приобретает ОБЩЕСТВЕННЫЙ резонанс, имеет, соответственно, далеко идущие ПОСЛЕДСТВИЯ.

Но если к Троицкому нам настоятельно рекомендуют прислушаться, с Бодрова-младшего — брать пример («лицо», «форпост», «герой нашего времени»), то деятели масс-культуры, о которых пойдет сейчас речь, — нечто большее. КУМИРЫ! ИДОЛЫ! На них молятся, им поклоняются (отсюда — ПОКЛОННИКИ). Ради них расстаются с жизнью.

Старшеклассница Света из Москвы, наглотавшись таблеток, закончила счеты с жизнью из-за неразделенной любви к Децлу. Кто такой Децл? Ну, как же! Нервный такой «рэпист"-подросток в колечках-прядях — предел мечтаний многих девчоночьих сердец. Раскручивается, кстати, тоже папой (с деньгами и связями).

После смерти Жени Белоусова повесилась Наташа Р. из Тамбова. Один из «иванушек», Игорь Сорин при странных обстоятельствах выпал из окна (то ли наркотиками злоупотреблял, то ли к секте какой прибился — по сей день следствие и друзья гадают), вслед за ним шагнуло четверо девчонок… Только одну Катю из Москвы — чудом! — удалось спасти. Она теперь клянет себя: «Ну и дура же я была!».

Фанатки и фанаты. Это сродни болезни. Тот же наркотик.

Но прежде чем говорить о конкретике, хотелось бы оценить ситуацию на российской эстраде в целом. Тема мне близка и наболела, поскольку сам занимаюсь песенным сочинительством.

Песня — без преувеличения — душа народа. Она не только «строить и жить помогает», она в трудную минуту помогает ВЫСТОЯТЬ, ВЫЖИТЬ. Песня, соединяя в себе слова и музыку, способна задеть самые потаенные струны в душе человека, поднять народный дух на невероятную высоту. И примеров тому как в российской истории, так и в мировой — не перечесть. Под песню люди плачут и смеются, празднуют, идут в бой. Песня с нами и в радостные, и в скорбные дни. Любая культура, любая идеология, политический режим (со знаком ли «плюс», «минус») начинали в первую очередь с песенной, музыкальной традиции.

Русский городской романс, сложившийся к началу XX в., впитал в себя фольклорные, неаполитанские, цыганские, еврейские и даже уголовные напевы. Но это был синтез, заложивший последующий расцвет. Советские «Катюша», «Подмосковные вечера», «Ландыши» стали хитами мирового звучания. Их за рубежом продолжают исполнять, они «работают» на свою страну по сей день.

Влияние джаза, рок-н-ролла, диско, какого угодно направления, привнесенного извне, положения не меняло. Песня народом принималась, если у нее были: а) запоминающаяся мелодия с элементами определенного гармонического («знакомого») лада, б) слова, «трогающие за живое» и в то же время непритязательные, доступные в исполнении. Стилистика отходила на второй план. Если песня принималась, ее ПЕЛИ.

Подпеть сегодня на эстраде некому. «Динозавры» отечественной эстрады Л. Лещенко, В. Толкунова, И. Кобзон, А. Пугачева или те редкие группы типа «Синяя птица», что исполняют шлягеры 70−80-х г. г., еще держатся, хранят какие-то традиции. Но несколько имен на огромную страну — конечно же, недостаточно. А на смену никто не идет.

Нет заказа. Вернее, заказ-то есть, аудитория за 30 и выше (большая часть населения страны) с удовольствием пришла бы на концерт, поддержала бы своих любимцев рублем. Но… Не на что. Как не в состоянии рядовой налогоплательщик приобрести понравившийся лазерный диск и все к нему положенное, дабы послушать и дома, наедине.

Да и вкусы меняются. Точнее, формируются. На телеэкранах мелькают НОВЫЕ лица, звучат НОВЫЕ песни. И вот уже кажется, что так тому и быть, и лучше не отставать от жизни, чем брюзжать занудно по пустякам. Хотя НОВОЕ — не значит ЛУЧШЕЕ.

Нет заказа — никто и не пишет. И кому писать, если некому и не для кого исполнить?!

Не случайно с Гимном России опростоволосились. Взяли старую мелодию, а слова переделали на новый лад…

Песен «нормальных» нет, но шоу-бизнес существует. В нем крутятся огромные суммы. Экономически он ориентирован на молодежь, на тех — вновь парадокс! — у кого в голове еще ветер, а в карманах — пусто. Но родитель, ущемляя себя во всем, не обидит дитя. Увидев с экрана беззубую улыбку какого-нибудь Шуры, будем помнить, что зубы ему в конце концов вставит наш маломощный семейный бюджет!

Что за творцов мы содержим, о чем полушепотом или во всеуслышание поют они нашим детям за наш счет?

«НАШЕСТВИЕ 2001» — так назывался рок-фестиваль, собравший «сливки» российского исполнительско-авторского искусства в данном направлении. Именно — НАШЕСТВИЕ. Одни названия групп чего стоят: «Ногу свело!», «Магнитная аномалия», «Мертвые дельфины», «Парабеллум», «Ночные снайперы», «Смысловые галлюцинации», «Торба-на-Круче», «Текила-джаз» и т. д., и т. п. Хиты тоже не подкачали: «Лилипутская Любовь», «Моя Бабушка Курит Трубку», «Я Погибаю», «Все Возможно», «Котики-Наркотики», «Мне Все по Х.», «Ты Ждешь Ребенка От Меня» и пр., и пр.

По идее, если воспринимать НАШЕСТВИЕ как маскарад, или как маски-шоу, то — отчего же, посмеемся. Петербуржец, рок-идол Костя Кинчев так вообще считает, что рок-н-ролл — это не работа, это ПРИКОЛ.

Кто-то и в самом деле ПРИКАЛЫВАЕТСЯ. Но — вот беда! — «серьезные» рокеры стремятся К ОСМЫСЛЕНИЮ. Мэтр жанра, тоже петербуржец, лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук (педагог, между прочим, по образованию) в печальной «Ночь-Людмила» по-отечески жалеет некую мятущуюся Люду:

«От разбитой любви на окне
Замерзают хрустальные вены.
Ты глядишь, как весна на войне,
Как шекспирова смерть от измены.
На собаках летаешь в Москву.
На железных волках — до Горбушки.
На душе сто колец, два тату,
Да на память косуха подружки».

Читатель не понял? Дам семантические варианты: «собаки» — самолеты, «железные волки» — по-видимому, рельсовый транспорт, «косуха» — косячок, папироска с марихуаной.

А теперь припев:

«Здравствуй, ночь-Людмила,
Где тебя носило, где беда бродила?
Я б тебя убила. Твою мать, Людмила!
Я тебя кормила, я тебя растила, где тебя носило?!»

Люсю, заночевавшую в подъезде, автор упрекает в том, что:

«Ты мечтаешь съесть главную роль,
На худой конец — бедную Лизу.
Для тебя — или кайф, или боль.
И гуляешь всю ночь по карнизам.

Сей текст даже комментировать не буду. В духе Шевчука лишь замечу:

«Твою мать, Юрий!
Чё творишь, в натуре?!»

Ю. Шевчук остался доволен фестивалем. В особенности молодой порослью: «…все молодые команды — они злые, радикальные. За ними будущее».

Прикалываться, впрочем, тоже можно по-разному. Тут намедни легендарная группа «Ногу свело!» сингл выпустила, «Матная песня» называется. Общеупотребительное слово из трех букв в нем воспроизведено аж 51 раз! Ну и что? «В текстах лидера группы Максима Покровского и детская наивность, и взрослая ирония, — пишет музыкальный критик. — Такое сочетание порой выглядит довольно абсурдно. К тому же Макс не очень хорошо поет: у него дефект речи. Но все это не отталкивает людей от группы, даже наоборот, притягивает. Скорее всего, это вызвано тем, что иногда хочется отдохнуть от серьезных песен… хочется, — льстит себя и читателя надеждой автор материала, — чтобы группа НОГУ СВЕЛО! и дальше продолжала радовать нас своими песнями».

Талантливой молодежи есть на кого равняться. И на живых — тьфу, тьфу, тьфу! — классиков, и на тех, которые, увы, «уже далече». Майк Науменко, лидер группы «Зоопарк» много и проникновенно пел о любви. Хрестоматийное:

«И когда я вернулся домой, ты спала.
Но я не стал тебя будить и устраивать сцен.
Я подумал, так ли это важно, с кем и где
Ты провела эту ночь, моя сладкая N»

Как отмечает современный критик, в ряде песен «тонкий психолог Майк просто беспощаден:

«Ты — дрянь.
Лишь это слово способно обидеть.
Я не хочу тебя любить и не могу ненавидеть.
Ты спишь с моим басистом
И играешь в бридж с его женой.
Я все прощу ему,
но скажи, что мне делать с тобой?»

Однажды на этой песне у женщин сдали нервы, и они бросились на сцену — рвать у музыкантов гитары. «Вот она, — заключает критик, — сила искреннего слова». Майку не везло не только в любви. Умер он в возрасте 36 лет в 1991 г. «законченным алкоголиком». Причина смерти установлена: кровоизлияние в мозг. Хотя говорят, за день до смерти, выпив с друзьями лишнего, упал, ударился головой. Но дело его живет.

Рок-культура интернациональна по своей сути. Характеризуя суперпопулярную американскую группу «Korn», критик отмечает: «Своим успехом KORN обязаны, в первую очередь, лидеру Джонатану Дэвису… В юности Дэвис работал в морге ассистентом патологоанатома, вскрывал трупы. Такая деятельность не могла не повлиять на его мировоззрение. По этой причине тексты Джонатана полны шокирующих анатомических деталей. Дэвис умеет себя подать. У микрофона он трясется как в лихорадке, закрывает глаза, вытягивает руки, резко наклоняется… Манеру Дэвиса уже начали перенимать вокалисты других групп».

А нижегородцы явили миру Чижа и Ко.

— Мне очень нравится песня «Нажраться водки и трахнуть бабу». Очень нравится, — не прячется за псевдоним экс-дзержинец Сергей Чиграков. — Видимо, где-то внутри меня, глубоко, сидит такой маленький панк с ирокезом, который так радуется всякий раз, когда мы ее играем.

Что ж, о вкусах не спорят. Но напрягает, когда Чиж вдруг по-соловьиному смел:

«Приготовленья займут полчаса,
И подставляю ветрам паруса.
Я знаю, что вена — моя эрогенная зона…»

На подходе к мировым подмосткам еще одна группа из Нижнего с многообещающим названием «Алкоголь». Раньше группа называлась «Прохладный мир», но дела не шли. И вот сменили название, всего четыре месяца назад, и — сплошь первые места в местном радио-хитпараде.

— Почему «Алкоголь»? — растолковывает особо непонятливым лидер группы. — Это праздник, это беседа с хорошим человеком, да и музыка наша, по-моему, пьянит.

Лидер воодушевлен:

— У меня есть уверенность, что я буду знаменитым.

Обратите внимание: тот же автор, те же музыканты, те же инструменты, в том числе и вокал, — название только сменилось.

Трудно сказать, где «творит» музыкант на потребу толпе алтына ради, а где, пусть даже и сам «обколотый», «обкуренный», с ней, толпой, искренен. Но многие — уже солидные, под сорок лет дядьки, имеют семьи, детей. И хочется спросить: «Мужики, неужто не угомонились? А за своих детей — не страшно? И пацанью на уши не стыдно лапшу вешать?»

Оказывается, страшно.

Некто Дельфин, бывший солист отвязной группы «Мальчишник», стилистическую принадлежность которой определить затруднюсь, он же Андрей Лысиков, долгое время, по сообщениям прессы «баловался героином». Теперь завязал. У него на сайте в Интернете один из поклонников спрашивает: «Как бы ты отнесся к тому, что твоя дочь станет употреблять наркотики?» Дельфин отвечает: «Смотря какие и в каких количествах». Позже через газету поясняет:

— Я стараюсь находиться с дочерью в таких отношениях, чтобы она воспринимала меня не как строгого учителя, а скорее как друга, с которым можно поговорить на любые темы — начиная от месячных и заканчивая теми же самыми наркотиками. Наркотики, к сожалению, везде, и соблазн очень велик… Я не знаю, конечно, кем она будет, но я думаю, что если она заведет себе друзей, как сейчас говорят, «продвинутых», в конце концов это приведет хотя бы к пробе. Я, конечно, не хочу загадывать.

— Сколько ей сейчас? — интересуется корреспондент.

— Три года…

Героиновое прошлое не могло не сказаться на мироощущении автора. У него случаются депрессии, и он пишет грустные песни. Такие, к примеру:

«Это больше, чем мое сердце,
Это страшнее прыжка с крыши,
Это громче вопля бешеного,
Но гораздо тише писка
забитой мыши.
Это то, что каждый
всю жизнь ищет,
Находит, теряет, находит вновь.
Это то, что в белой фате
Со злобным оскалом
по свету рыщет —
Я говорю тебе про любовь.»

Про любовь…

И правда, грустно: мыши пищат, вопли бешеные, сигает кто-то с крыши… А уж ТО, что в белой фате, со злобным оскалом — бр-р-р…

А вот про надежду:
«Надежда — самообман,
но это все, что у нас есть.
Она ходит по рукам,
продавая свою честь.
Эта лживая тварь
пыль пускает в глаза,
Исчезая в тот момент,
когда она так нужна.»

Мы-то грешным делом думали, что — ну, там «компас земной». «Лживая тварь»!.. Сильно.

Дельфин издать бы свои вирши отдельной книгой хотел. Но…

— Среди моих знакомых, — сетует автор, — и среди знакомых моих знакомых нет людей, которые читают стихи…

Издавать все же придется. Недавно позвонили из оргкомитета премии «Триумф»: Автор-исполнитель Андрей Лысиков, 1971 г. р., образование неоконченное средне-специальное (не осилил радиомеханический техникум) удостоин премии как молодой подающий… ну, эту,… как ее?.. в общем, поэт. 3000 долларов. А принес радостную весть сам Андрей Андреевич Вознесенский.

— Он был в жюри, выбирал, кто станет лауреатом премии. Я и сам не могу понять, откуда он обо мне узнал, — скромно недоумевает стихотворец.

А мы понимаем. Или — догадываемся.

Угадаем с трех раз:

1. продюсер Дельфина подсуетился и премию подопечному купил (за те же 3000 «зеленых» члену или председателю жюри);

2. дела на поэтическом фронте столь худы, что больше и премировать некого;

3. круг общения А.А. Вознесенского ограничен Садовым кольцом.

Если пункты 2 и 3 подтверждаются, Андрей Андреевич также может связаться со мной (телефон есть в издательстве). С десяток имен навскид подскажу.

О писах и пипочках

Кто из нас, будучи в лесу, не застывал в изумлении у… муравейника. Как хаотично, на первый взгляд, и в то же время удивительно слаженно устроена муравьиная жизнь! И как похоже — на нас!

Мамы (матки) и папы (самцы). Детишки (личинки). Няни и гувернеры. Повара и официанты. Снабженцы, строители, охотники, заготовители. Воинство — стражники, разведчики, спецназ… Муравейник может дожить до ста лет, как иной человек. Круговорот событий, страстей, смертей и рождений, побед и поражений — по единым им, муравьям, ведомым законам. Нет, не мог махонький муравьишка сам до всего додуматься! Есть, есть некая ВЫСШАЯ СИЛА!

«Иди к муравью, — наставлял ветхозаветный Соломон, — изучи его жизнь. И будешь мудр!»

Множество опасностей подстерегает муравья на среднерусской возвышенности. Одна из опаснейших — когда заползает в муравейник жук-ломехуза. Жук испускает особые выделения, эфир которых… пьянит муравьев. Муравьи, побросав посты и дозоры, забыв о долге и чести, начинают жуткое пиршество. Все пьяны, веселы, никто и не думает работать. В один прекрасный момент жук «прикрывает лавочку». У муравьев — жесточайшее похмелье. Как ублажить жука? Для жука лакомство — муравьиные личинки. И муравейник… скармливает ему… своих детей! Покуда сам не вымрет.

Да простит меня читатель за аналогию, но муравейник — это мы, жук-ломехуза — искуситель, его эфиры — наши с тобой грехи. И сколько бы мы не теоретизировали на этот счет, страдают, в конечном счете, наши потомки.

Мы, господа, пьяны! И буквально, и фигурально. Кто-то — славой и почестями. Кто-то — их жаждою. Кто-то впал в грех уныния и с мазохистским наслаждением казнит себя, кто-то — садистски казнит ближнего. Содом и Гоморра не стерты с лица земли: карта ими утыкана. Живем одним днем, а если завтра похмелье — поскребем по сусекам, изыщем резервы, закатим новый пир, презентацию, карнавал, шествие… Благо, что нефть еще не вся выкачана, леса не все вырублены, поля и реки не все потравлены…

Мне часто стыдно за профессию, которой отдал многие годы, — журналистику. Вот уж, действительно, древнейшая… Знаю многих газетчиков, телевизионщиков, редакторов. Им кажется, что какая-то они там четвертая ли, десятая власть, а на деле — втянуты в грязные игры, обслуживают чужую волю, сторонний заказ.

Но зато — амбиции!

Девчушка, щупленькая, наивная, приходит в редакцию. А через год в мэрии от нее по углам шарахаются. Гроза чинов!

Сенсация, любой ценой сенсация! Пусть из пальца высосанная… Дыму, чаду понапустим! Пусть без огня… А то, что зловоние со страниц газет и с телеэкранов… «Но вы же хотите ПРАВДУ? А? Не нравится? Есть для того респираторы.»

У юристов, милиционеров, медиков, учителей — КОРПОРАТИВНОСТЬ. Тронь одного — поднимутся толпы! А журналист — на журналиста, газета — на газету, телеканал — на телеканал. Меж собой-то не разберутся, а чему-то еще других, грешных зрителей-читателей, учить!

Учат, к примеру, сексуальной грамоте.

Как сообщает «Комсомольская правда»: «Мужчина думает о сексе каждые 45 секунд. Поэтому им управляет не мозг, а совсем другая часть тела». Ссылается «КП» на доктора Стивена Лоу, «главного пенисолога Америки» (так и представили). В принципе, больше г-н Лоу говорил о размерах. И «КП» тут же, на полосе, устраивает дискуссию (заголовки): «Миничлен полезен для здоровья?» «Главное — не размер полового органа, а как мужик им пользуется».

Не зна-аю… Люблю я ЭТО дело, даже очень. Но чтобы ежеминутно… По поводу же пропорций соглашусь: все хорошо в меру. И к месту.

Но 9 мая «Комсомолка» под рубрикой «Экспедиция «КП» одарила ветеранов и будущих защитников Отечества подробнейшей публикацией «Кхмерские путаны любят больших белых мужчин». Одну из кхмерок с «голым торсом» продемонстрировала. Затем под рубрикой «Мужской клуб» указала: «Путь в спальню — через китайскую кухню». Из этого же номера следует: «Леонов стеснялся мыться под душем голым» (речь о фильме «Белорусский вокзал»). «Пол Маккартни: до свадьбы с Хизи дело пока не дошло, но…», «Наша корреспондентка вышла замуж за Пектуна. Виртуально». «Юрий Шевчук стал нежнее», «О писах и пипочках» (рубрика «Антиреклама»). На второй полосе, по сути, открывающей номер (под шапкой «Люди, которые нас удивили») — информация: «Часть статуи Микеланджело (копия), выставленная в супермаркете американского городка Лейк-Альфред, отныне прикрыта набедренной повязкой. Так решило целомудренное население…». Рядом фото оригинала (статуя Давида): «пипочка» не прикрыта, размер достоин разочарованья. Ну, а под финиш, на последней странице, как водится, анекдот: «Молодой человек, я отпущу свою дочь с вами на дискотеку. Но помните: моя девочка воспитана в строгих правилах. Она должна вернуться домой не позже, чем через три дня».

Ай-яй! Тут действительно, ежели каждую минуту поминать, взвоешь от вожделения. Но… Не таскать же возлюбленную или, как сейчас принято говорить, партнершу повсюду за собой хвостом. Как решается эта проблема? А запросто!

В «толстушке» «КП» от 14−21 сентября редакция взывает к молодому читателю: «Войди и получи удовольствие». На целый разворот — консультация некоего Юрия Прокопенко, сексолога, кандидата медицинских наук, автора 14 книг, в том числе «Сексологического словаря». Светилу анонимный читатель робко спрашивает:

-… не вредно ли для здоровья самоудовлетворение?

— Безвредно абсолютно. Ни на тело, ни на психику мастурбация не влияет отрицательно.

— А сколько раз в день это можно делать?

— Да, хоть сколько.

Хм-м… Безаппеляционности светилы можно позавидовать!

Ни зарубежной, ни отечественной наукой не доказано ни положительных, ни отрицательных последствий мастурбации. Публикации на эту тему (сколько в литературе не ройся) попросту отсутствуют, а значит, исследований не проводилось. На каком же ОПЫТЕ основывается сексолог?

Справочник «Сексопатология», издательство «Медицина», 1990 г., для узких специалистов. Здесь черным по белому прописано, что мастурбация «может иметь… патогеническое значение». За этим умным словом скрывается: отрицательные последствия, сексуальные расстройства. В частности, «эксцессионная мастурбация», то есть совершаемая по нескольку раз в сутки, свидетельствует о значительных психических отклонениях, может повлечь за собой банальный простатит, а с ним — ослабление функций предстательной железы, притупление ощущений, снижение влечения и т. д. и т. п., другими словами, импотенцию. И, разумеется, особо опасна эта форма «самоудовлетворения» в детско-подростковый период.

Если добавить к этому, что все без исключения маньяки типа Чикатило страдали и страдают на фоне психических и сексуальными расстройствами, что с детства активно грешили ононом, и еще не известно, где тут следствие, а где причина…

В советские времена проводился опрос среди известных деятелей науки, культуры, искусства — по поводу их «либидо» и всего того, связанного с ЭТИМ. Половую жизнь из-за большой занятости учебой, творчеством будущие академики и лауреаты начали сравнительно поздно, лет в 18−20. Проблем от воздержания не испытывали. Реализуя себя на профессиональном поприще, не меньших успехов достигали и на фронте личном.

«Аргументы и факты» (N 42, октябрь 2001 г.) в материале «Ты — не «давалка» (рубрика «Читатели предлагают») обозревают почту, пришедшую на ранее публиковавшееся письмо Ольги Н. Речь в письме «шла о комплексах и страхах девушки, которая к 25 годам так и не отважилась на интимные отношения с мужчинами, потому что панически их боялась». Что же предлагают читатели, а вместе с ними и массовое, авторитетное издание? «Ирина Н. из Нижегородской области сразу оговаривается, что «верит в Бога, а также в карму, домовых и прочую ерунду». Поэтому, по мнению Ирины, девушке «должны помочь книги о карме и искренняя просьба о прощении своих родных к Богу». Если книжки и мольбы не помогут… Можно «купить фаллоимитатор».

Также можно заняться любовью с женщиной. Но здесь есть опасность: «можно привыкнуть, это против природы» — признает автор письма».

Солистки группы «Тату» («тату» — татуировка), интервью с которыми публикуется в этом же номере «АиФ», иного мнения. Их спрашивают:

— Вы обыкновенные девчата. Зачем вам строить из себя лесбиянок?

Юля (черненькая): Мы делаем это, потому что это наша жизнь.

— Из-за вашего имиджа с родителями нет проблем?

Лена (светленькая): Они поддерживают нас… Моя бабушка сразу сказала: «Лен, если бы в мое время все было так, как сейчас, и однополая любовь воспринималась нормально, я тоже была бы лесбиянкой. Мне всегда девушки нравились». Я послушала и поняла, что стесняться некого и незачем…

Не стесняется своей ориентации в интервью «Поющий парикмахер» и некий Рома (тот же номер «АиФ», нижегородский вкладыш).

— Я в детстве модельером хотел стать, — откровенничает Рома — Покупал кукол «Барби», наряжал их, прически делал. Авангардные кофты для кукол вязал, свадебные платья шил. А потом страсть к парикмахерству все же перевесила…

Рома не только причесывает, но и поет. Он — восходящая «звезда» нижегородской эстрады. На публику выходит в облике, мягко говоря, экстравагантном.

— Год назад, — шутит корреспондент, — тебя наш фотокор снимал на концерте — так думал, что ты девушка. Спутал…

— Меня часто путают. Даже и без грима. Но я не обижаюсь.

— Говорят в маршрутке: «Девушка, передайте деньги за проезд»?

— И такое бывало. Я уже привык. У меня с пятого класса длинные волосы. Учителя сначала убеждали постричься, а потом смирились…

Ничего, поверьте, не имею против светленькой Лены и черненькой Юли, пусть себе развлекаются «татушки». Не шокирует меня и «звездный» Рома. Более того, я им искренне сочувствую. Мне их жаль. А потому считаю: если «Элтон Джон хочет жениться на своем друге», вовсе не обязательно выносить это в заголовке на первую полосу нижегородской газете, отстоящей от Лондона на многие тысячи миль. Во-первых, лишний раз к чему творческого человека травмировать? Бог его и так наказал. Во-вторых, около 4 процентов хронических гомосексуалистов, всего! Вот и дадим им под их проблемы адекватно телеэфира и газетной площади (это — вновь к вопросу о пропорциях). Если, конечно, попросят. Ведь нынче у них и бары свои, и свои клубы, даже свои органы информации («Наш Нижний» — почти «Нежный» — газетка стала недавно выходить). Но нас туда — слава Богу! — в массовом порядке пока не пускают.

Испокон веков общение людей строилось на системе запретов и табу. Иначе быть не могло. И быть не может. Иначе наркотик вседозволенности, распущенности разрушит любое вековое строение, что тот муравейник.

Хотя муравейник в одной из публикаций и озаглавили: «маленький гигант большого леса».

Возьмемся за руки, друзья? Ей богу!..

МНЕНИЕ! Требуется МНЕНИЕ! Не твое и не мое — НАШЕ!

Сформулировать его можно, если раз и навсегда договориться. Просто сесть кружком, потолковать кой о чем и ДОГОВОРИТЬСЯ!

Прежде всего о том, придерживаться ли нам и далее ветхозаветных Заповедей, что ведут христианский мир уже две тысячи лет. Не только христианский. Иудейство, ислам также несут в себе историческую и духовную память о Ное (Нухе), Аврааме (Ибрахиме), Моисее (Мусе), Иисусе (Исе).

Вот некоторые из них.

Господь един. Да не будет тебе иных перед лицом Его!

Не сотвори себе кумира и всякого подобия его ни на небесах, ни на земле. Не поклоняйся им, не служи им!

Чти отца твоего и матерь твою, и продлятся твои дни на земле!

Не убий!

Не прелюбодействуй!

Не кради!

Не лжесвидетельствуй!

Не возжелай дома ближнего своего, ни жены его, ни имущества!

Подразумевается, что живем мы по ним, этим заповедям. Или же делаем вид, что живем? Но даже самый закоренелый атеист — что может предложить взамен? Заповеди Божии не только две тысячи лет ВЕДУТ нас, но и СПАСАЮТ!

Договоримся в главном, легче будет — по мелочам.

Должен ли быть предел жестокостям, насилиям, зверствам на теле- и киноэкранах? Вы скажете: да кто же спорит! Вот именно: никто. И — кровушка рекой льется. Американцы же давно ДОГОВОРИЛИСЬ. Российскому зрителю их общенациональные телеканалы покажутся пуритански пресными. Какой-нибудь садистско-мазохистский «Калигула» (а его по РТР умудрились показать на Пасху, на Воскресение Господне) там в принципе невозможен. Подобные находки кинорежиссуры «кажут» или в специальных кинотеатрах, или на специальных — на определенную аудиторию — «метрах».

Во время трагедии в Нью-Йорке (чудовищный теракт 11 сентября против Америки) ведущие CNN выполняли роль скорее психотерапевтов, чем комментаторов. Ни тебе размозженных плитами тел, ни бьющихся в страдании родственников погибших… Это называется ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА. А еще — САМОЦЕНЗУРА.

Звонит из Америки знакомый. Расстроен: все российские каналы «вырублены». «Как там у вас?»

А что у нас? Если труп, то камера наездом и — крупным планом. И чтоб мозги по асфальту. Потому американцы до поры, пока переживают трагедию, российские каналы и вырубили. И плевать им в данном случае на пресловутую свободу слова и взгляда — психическое здоровье нации дороже.

Сентябрь. Среда. Рядовой день теленедели. Берем лишь фильмы (центральные и местные телеканалы).

«Петля», «Горячие головы», «Шальные деньги», «Воровка», «Райское яблочко», «Дальнобойщики», «Мистер Убийство», «Мурашки», «Шантаж», «Изменщицы», «Чертенок», «Самозванцы», «Грехи большого города», «Лето нашей тайны», «Азбука любви», «Душа и тело», «Грозовые камни», «Первая перчатка», «Инспектор ГАИ», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей», «Частный детектив Магнум», «Новое дело детектива Гаррисона», «Хмурое утро», «Коррупция», «Рай для всех», «Инспектор Кресс», «Дикий ангел"… Во как! Все пороки в гости к нам! И это — судя только по названиям (всю эту белиберду, конечно же, не смотрю, поскольку — не-воз-мож-но!).

Ну, хорошо. А что в противовес, так сказать, на другую чашу весов? Вот, например, — фильм с нейтральным названием «Обмен» (мнениями или квартирный?). Или — сериал «Чудеса науки» (о достижениях научно-технического прогресса, надо полагать). Смотрим аннотацию к «Обмену»: «фантастический триллер, люди в недалеком будущем временно могут меняться телами, но опаснейший террорист-преступник…». «Чудеса науки»: «подростковая гиперсексуальность не дает Гарри покоя…». Если что и пропустил в телепрограмме, покорно извиняюсь.

Наша жизнь и в самом деле столь кровожадна и распутна? Или таковой мы ее хотели бы видеть?

Судить за всех не берусь, но то, что у телепродюсеров с «ракусом» неполадки… Их экран — то ли «королевство кривых зеркал», то ли «зазеркалье"…

Показательны игры, затеянные ведущими телеканалами.

Когда лет десять назад Влад Листьев запустил «Поле чудес», много было нареканий. Мол, потворствует передача духу стяжательства. И «Поле чудес» — в какой такой стране? Но пришел всероссийский «Дед Мороз» Леонид Якубович, и крутануть барабан стало лишь поводом — собраться, потолковать, рюмочку опрокинуть, а там, глядишь, и песню затянуть, растрогаться-пообниматься. Причем, каждый — со своим пирогом: «Подарки — в студию!». Стала передача истинно народной, потому и рейтинг держит.

«Кто хочет стать миллионером?» — вопрошает другая телеигра. Вопрос для обнищавшей страны, конечно, риторический. Но, во-первых, условия игры таковы, что — хрен станешь. Во-вторых, как бы ни старался ведущий М. Галкин подладиться под игрока и зал, жалкая пародия на Л. Якубовича получается. Из другого поколения молодой человек — излишне прагматичен. В глазах его, прикрытых интеллигентно очечками, — откровенный расчет. Причем, личный.

А продюсеры — экспериментируют. «Алчность», «Слабое звено"… Условия все более суровы. Да и ведущие страсти подогревают:

— Прощайте! Вы — самое слабое звено!

Страсти — самые исподние. Пыхтят игроки, тужатся, на всю страну позорятся… Но выигрыши — мизерные (в сравнении с унижением).

«Увеличить количество «знаков»!» — решают продюсеры.

Победители «за стеклом» получили по 15 тысяч «зеленых» да плюс выручка от продажи предметов личного туалета… Более месяца держали игроков в душном «застекольи», подглядывая и на «толчке», и в постели. Не велено было лишь водку пить да курить, все остальное — пожалуйста. Макс, худосочный музыкант, от безделья влез поначалу на блондинку. Блондинка (по всему видно было) была не против, но телекамер постеснялась. Черненькая — та сразу дала. А Макс, дурень — тут же жениться («Мне понра-авилось!»). Кто ж так делает! Переживала за Макса вся страна, особо — мужики. Ведь у избранницы его темное прошлое и мутное настоящее. Как, впрочем, и у самого Макса.

«Последнего героя» ждут аж 3 миллиона, правда, «деревянных». Толпы снуют на островах посередь океана. Но «в живых» остаться должен только один. Игроки несуразны. Ни огонь развести, ни рыбу словить, ни меж собой договориться… Голодают. А когда совсем прижмет, голосуют, кого б из себе подобных «съесть». Ведет хохму наш знакомец Бодров Серега. Серега — он нигде не пропадет. Устроился неслабо и тут. Живет в бунгало с супругой, то есть прислугой, имеет ноутбук и спутниковую связь. Очередной ужастик пишет, наверное. А в промежутках выходит к обреченным. Как конкискадор, как царь и бог: судит их, червяками и всякой дрянью подкармливает, чтоб сразу, значит, друг друга не перелопали.

«Моя семья», «Чего хочет женщина», «Большая стирка» — те же игры. Ни одной нормальной семьи или женщины я там не видел — с каким-нибудь да изъяном. Но это — по сценарию. Потому как разыгрывают драмы и комедии актеры по найму (фотки публиковали газеты), профессионально, надо заметить, разыгрывают. За более чем скромный гонорар — 50 всего «баксов».

«Ду-урят нашего брата!»

А мы и довольны?

Договариваться будет трудно, понимаю.

Разболтались мы. С дисциплинкой у нас не все в порядке.

Нам же и Президентский Указ — не указ. Запретил глава государства курить на экране. Но Сане Гордону — все нипочем. Чадит публично, по ночам на НТВ о глобальном размышляя, легкие себе и собеседникам рушит.

Заикнулся было главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко: мол, реклама пива на телеэкране ведет к спаиванию, к «пивной алкоголизации» молодежи. Не тут-то было! Такому обстрелу в СМИ подвергся, что шатануло и санитарное кресло под ним.

Но если МЫ объединимся, поддержим Президента и главного санитара страны, то — ничего страшного не случится. Гордон в эфире перетерпит, а там, глядишь, и вовсе прекратит травиться, а телебоссы и пивные «короли» в прибылях поделятся с нашим общим здоровьем. Убрали же с экранов рекламу водки и табака! Да и к чему будут все эти прибыли без нас? Кто будет смотреть очередные «Мурашки», кто надкусит «Райского яблочка»?

Договариваться трудно. Но — надо. Рано или поздно. Лучше — рано. Лучше — прямо сейчас.

Потому что скольких Максимов, скольких душ не досчитываемся мы — каждый день, каждый час, каждую минуту?!

Продолжение следует

http://rusk.ru/st.php?idar=14266

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  entoine    31.10.2007 21:13
Статья интересная, мне понравилось;

На мой взгляд все (многое) определяется экономическими факторами, на мой взгляд сейчас около 20% населения страны имеет благополучное (достаточное)материальное состояние, со временем эта цифра должна вырасти, с учетом темпов роста современного производства.
Поэтому со временем проблемы сами по себе исчезнут
  Lucia    05.09.2007 20:48
Не знаю, считается ли данный автор православным, но даже элементарная порядочность должна бы подсказать. что если мы говорим об умершем. то не нужно болтать все. что "говорят". Майк Науменко если и страдал при жизни, то более всего от таких сплетников.
  En    05.09.2007 18:09
Простите, конечно… По-моему, отвратительно. Узколобо.
Выглядит как заказ. Да, это был давний 2005 год… И все-таки.
Автор, кажется, не слушал той музыки, которую критикует. Ни разу не говорил с наркоманом (хотя бы бывшим)… Теоретик, каких много.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика