Русская линия
Труд Сергей Бирюков31.10.2005 

Звучный «Глас»
С музыкой Свиридова возрождается один из славнейших русских хоров

Концерт в Большом зале Московской консерватории, озаглавленный «Любовь святая», еще раз заставил изумиться: сколько же прекрасной, но, к сожалению, не слишком часто исполняемой музыки у Георгия Свиридова! А ведь ее создателя мы уже традиционно называем «последним русским музыкальным гением ХХ века"…

В этот вечер прозвучали и хор «Ты скажи, за что» на стихи Некрасова, и есенинские «Метель», «Вечером синим"… Ну, а три фрагмента из хоровой поэмы «Ладога» на стихи Александра Прокофьева автор этих строк (в чем признается не без смущения) услышал впервые. Но и они оказались жемчужинами: что трогательная «Песенка про любовь», что словно окутывающая тебя благостью живой природы «Озерная вода», что шуточная «Борода», где хоровой скороговорке «подрявкивают» веселые баяны…

Настоящей проверкой мастерства исполнителей стало второе отделение — «Поэма памяти Сергея Есенина». Как раз это сочинение относится к наиболее исполняемым, но редко кому удается в полной мере передать его масштаб, многозначность образов… Нынче это удалось: с каким «злобным весельем» звучала часть про комсомольцев-партизан гражданской, с каким скорбным величием — трагический финал «Небо как колокол"…

Концерт имел символическое значение не только как дань памяти великому композитору, чье 90-летие мы в этом году отмечаем. Программа объединила три крупных коллектива — хоровые капеллы имени Юрлова и «Московский Кремль», а также хор Академии имени Гнесиных. Особо надо сказать о юрловцах: некогда сильнейший московский хор, этот коллектив после безвременной смерти выдающегося хорового дирижера Александра Юрлова в последние 30 лет переживал нелегкие времена. И вот, кажется, забрезжила надежда на возрождение славных традиций: Геннадий Дмитряк, известный полтора десятка лет как создатель и руководитель капеллы «Московский Кремль», возглавил год назад и юрловскую капеллу. Уже в прошлом сезоне Геннадий Александрович представил публике программу из музыки Гречанинова «Страстная седмица», которая заставила критиков говорить о начале добрых изменений в работе юрловцев.

А к нынешнему концерту Дмитряк, по его собственному признанию, шел 40 лет. В 1965 году он, выпускник Магнитогорского музучилища, поступивший в Гнесинский институт, в составе студенческого хора участвовал под руководством Александра Юрлова, Кирилла Кондрашина и Евгения Светланова в исполнении самых важных произведений Свиридова — «Поэмы памяти Есенина», «Патетической оратории"… Тогда же посчастливилось наблюдать работу Юрлова с капеллой. Коллектив репетировал в помещении храма, и нельзя было найти более подходящую обстановку для работы над теми шедеврами, которые вместе шлифовали Свиридов и Юрлов. Поистине наглядное воплощение стихов Игоря Северянина «О России петь — что стремиться в храм», на которые Георгий Васильевич написал одну из своих замечательных хоровых миниатюр, как он сам определил — «запевку"… Кстати, эта «запевка» попала и в нынешюю программу Дмитряка.

— Мне важно, что сегодня на сцене пели и студенты Гнесинской академии, моего родного вуза, — сказал после концерта Геннадий Дмитряк. — Может быть, среди них, подобно мне 40 лет назад, стоял и тот молодой человек или девушка, которым суждено через три-четыре десятилетия возглавить крупный коллектив…

В ближайших планах хорового дирижера еще две программы со свиридовской музыкой. 1 февраля, в годовщину смерти Юрлова, состоится концерт памяти замечательного хормейстера. А 16 марта Геннадий Александрович рассчитывает вывести на сцену вместе с хором и знаменитого нидерландского певца Роберта Холла. Оказывается, этот известный на весь мир исполнитель — большой поклонник русской культуры, в частности, поэзии Серебряного века, которую он читает в оригинале. И конечно, певца привлекает русская музыка. В весеннюю программу войдут духовные произведения Чеснокова, Христова, Диева, цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского в обработке для баса с хором и инструментальным ансамблем, романс Рахманинова на стихи Мережковского «Христос воскрес», свиридовские «Икона», «Зорю бьют», «Борода"…

И еще Геннадию Дмитряку прямо на глазах корреспондента «Труда» было сделано предложение от православного телеканала «Глас» — записать все духовные произведения Свиридова, от «Богородице, Дево, радуйся», созданной еще в 1962 году без всякой надежды на исполнение, до последних «Песнопений и молитв», с которыми композитор завершил свой земной путь в 1998 году. Нынешнюю же программу телезрители вскоре смогут увидеть и услышать — она целиком записана «Гласом».

http://www.trud.ru/005_Ptn/200 510 282 020 604.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru