Русская линия
РИА Новости Владимир Симонов28.10.2005 

Русское православие и Ватикан: лед тает

При восшествии на престол весной этого года папа римский Бенедикт ХУI провозгласил идею вселенского единения христиан одной из центральных задач своего понтификата. Похоже, Ватикан уже начал двигаться в этом направлении. На этой неделе папа направил в Москву архиепископа Джованни Лайоло, отвечающего за отношения Святого престола с другими государствами, то есть, по сути, министра иностранных дел.

Лайоло, получивший приглашение от своего российского коллеги Сергея Лаврова, встречается в Москве также с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, главой отдела внешних церковных связей Московского патриархата, и группой парламентариев. В ходе переговоров он намерен обсудить повышение статуса дипломатических представительств обеих государств до уровня полноценных посольств.

Для Русской православной церкви, как и для Ватикана, это знаковый визит, полный надежд на грядущее потепление отношений. Ждать его пришлось десятилетиями.

Атака на «железный занавес», в которую ринулся предшественник нынешнего понтифика Иоанн Павел II, заставила тоталитарных правителей СССР усилить гонения на местных католиков. Приходы Римско-католической церкви вытеснили из общественной жизни в подполье, как какую-нибудь опасную для здоровья секту. Католическая вера в России вздохнула более-менее свободно лишь в апреле 1991 года, в пик перестройки, когда страна стала приобщаться к основным нормам демократии.

Двумя годами раньше, сразу после падения Берлинской стены, папа дал первую в истории Ватикана аудиенцию лидеру Коммунистической партии. Это был Михаил Горбачев. Исторический визит стал началом ренессанса Римско-католической церкви в России. Именно тогда Москва установила с Ватиканом официальные дипломатические отношения — правда, на невысоком уровне.

Сегодня под пастырским крылом Конференции католических епископов России находится 300 общин, объединяющих более полумиллиона верующих, в том числе самого высокопоставленного в стране католика — министра экономического развития Германа Грефа. Как признают епископы, их взаимоотношения с российскими властями заметно улучшились.

Однако государство было бессильно разрядить то традиционное недружелюбие, какое до последнего времени испытывала к местным миссионерам католицизма главенствующая в стране Русская православная церковь. РПЦ упрекает католических братьев во Христе в порочном, с ее точки зрения, прозелитизме, то-есть сманивании прихожан у отечественной церкви, да еще на ее исконной, канонической территории.

Ватикан отвергает эти претензии, ссылаясь на то, что у РПЦ «иная и несколько расширенная концепция» прозелитизма. Иерархи Московской патриархии усматривают в таких объяснениях много от лукавого. Они напоминают: когда дело касается интересов самого Ватикана, тот использует точно те же категории. Например, Святой престол не перестает возмущаться «агрессивным прозелитизмом» в Бразилии, где католические приходы несут серьезный урон от активности протестантских сект, в частности, пятидесятников.

Другое яблоко раздора между Ватиканом и русским православием — это сохраняющаяся на протяжении десятилетий напряженность вокруг греко-католиков на Украине — их именуют униатами. Униатские церкви подчиняются Ватикану, но соблюдают обряды православия. Они мечтают о создании своего патриархата в Киеве и добиваются от Рима благословения на этот шаг.

Все это, естественно, мешало развитию диалога между Ватиканом и РПЦ. Препоны особенно возобладали в годы консервативного понтификата Иоанна Павла II, отличавшегося изрядным отсутствием гибкости в поисках ответа католической церкви на многие вызовы эпохи.

В верхах РПЦ с некоторой печалью ожидали, что Бенедикт ХУI, известный своей приверженностью к фундаментальному христианству, может пойти по пути своего предшественника. К счастью, этого не происходит. Напротив, отношения Ватикана с РПЦ улучшаются, возможности их экуменического сближения становится реальностью.

Такой вывод можно сделать, в частности, из недавних высказываний кардинала Вальтера Каспера. «Что касается Русской православной церкви, то лёд тает, — заявил на пресс-конференции в Риме этот высокопоставленный деятель Ватикана, отвечающий за межконфессиональный диалог. — Экуменический Ледниковый период не существует». Каспер пока не предвидит скорого посещения России папой римским, но дает понять, что Святой престол «работает над преодолением препятствий» к тому, что столь знаменательное событие может, наконец, состояться. Нынешний визит в Москву арихиепископа Джованни Лайоло — тому подтвержение.

Такие настроения совпадают с мыслью, высказанной в свое время Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II: с пришествием нового папы в церковной жизни Рима наступает новые период, который поможет «обновить» отношения с русским православием.

Перед лицом новых зол — терроризма, СПИДа, экологического загрязнения — две крупнейшие всемирные церкви осознают, что они не вправе устраняться от сотрудничества и пренебрегать идеей единения христианства.

http://rian.ru/analytics/20 051 027/41910380.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru