Русская линия
Дух христианина, газета Антон Князев28.10.2005 

Новоафонский маяк
На горах Кавказа

Что мы знаем о христианских святынях Абхазии? Да практически ничего — зачастую вообще не знаем — а вообще христианский ли народ абхазцы? Кто их там, мол, разберет на Кавказе — намешано и вер и народов за тысячелетнюю историю почти постоянных войн и конфликтов.

А между тем, по преданию, православная вера в Абхазию была принесена еще святыми апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом. Эта небольшая страна насыщена древними христианскими святынями — храмы IV—V вв., древние и новые монастыри, места упокоения святых. Достаточно сказать, что именно в Абхазии — в горном селе Каманы — находится могила свт. Иоанна Златоуста. А неподалеку от Новоафонского монастыря находится древний храм, согласно преданию и древним абхазским легендам, возведенный на мощах апостола Симона Кананита.

Но, конечно, жемчужиной христианской Абхазии считается Новоафонский монастырь. Расположенный в очень живописном месте — между горным массивом и морем — монастырь неожиданно открывается едущим по Сухумскому шоссе и надолго оставляет в памяти ощущение неземной возвышенности и торжественности на фоне сурового величия окружающих гор.

Абхазская история православного мужского Симоно-Кананитского монастыря сравнительно невелика. В августе 1875 г. несколько монахов обители св. Пантелеимона, расположенной на горе Афон в Греции, прибыли в Абхазию для выбора места для нового монастыря. Этому предшествовало их обращение в 1874 г. к наместнику Кавказа великому князю Михаилу Романовичу с прошением о предоставлении земли для устройства новой обители. Было дано высочайшее согласие, и уже в 1876 г. на пустынном берегу Черного моря началось возведение нижней части монастыря. Помимо келлий были возведены Покровский храм и школа для абхазских мальчиков.

Через восемь лет иноки приступили к строительству нагорного монастырского комплекса. Предстоял тяжелейший труд — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы.

Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей. С Божьей помощью огромный объем работ был выполнен всего за 12 лет, уже к 1896 г. нагорный монастырь был готов и братия приступила к освящению храмов и переселению. Всего в обители шесть храмов — надвратный храм — Вознесения Господня, храм св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Самым величественным сооружением монастыря является собор во имя великомученика Пантелеимона. В настоящее время паломники и туристы могут посетить только этот собор — ходить по остальной территории монастыря не благословляется.

Монастырь после открытия нагорного комплекса в 1896 г. вступил в период своего расцвета, продолжавшегося фактически до начала революции. Усилиями настоятелей обители и братии и при явной помощи Божией Новоафонский монастырь превращается в духовный центр Кавказа. Ежегодно его посещают тысячи паломников, среди которых — представители всех сословий Российской империи — от крестьян до Великих князей.

Поражают хозяйственные успехи обители! При монастыре работали несколько заводов — свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями.

Следы былого могущества монастыря видны и сейчас — до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло. Закрыли обитель в 1924 г. — за «контрреволюционную агитацию"… Склады, туристическая база, краеведческий музей, госпиталь…

Возрождение монастыря началось после окончания грузино-абхазского конфликта — в 1994 г.

Количество братии и сейчас невелико — не более десяти человек. Издалека очень красивый и ухоженный, но при более близком взгляде, Новоафонский монастырь поражает какой-то безлюдностью, многие окна келлий до сих пор без стекол, кое-где чувствуется нехватка рабочих рук. Но при этом в обители действует духовное училище, регентские курсы. Немногочисленные мирские прихожане монастыря участвуют в потрясающе торжественной и возвышенной Литургии. Хор поет на нескольких языках — русском, абхазском, греческом, но при этом не возникает непонимания, скорее чувство близкое к ощущениям послов князя Владимира на богослужении в Константинополе — не знаешь на небе ты или на земле. Неземное впечатление создает и архитектура и роспись Пантелеимоновского собора, в котором служится Литургия. Фрески воссозданы по рисункам художника Серебрякова Я.В. и исполнены мастерами под началом братьев Оловянниковых в 1913 г.

Несмотря на смутное для Абхазии время, трудности и проблемы которого не обошли стороной и абхазскую православную церковь, Новоафонский монастырь, расположенный на границе суши и моря, остается своеобразным духовным маяком, мимо которого можно проехать, но не заметить который нельзя. Пусть больше человеческих кораблей-сердец убережется от опасностей бурного житейского моря и откликнется на сигналы этого маяка! И возведут сердца свои — вслед за очами — горе…

http://www.christian-spirit.ru/v13/13.(4).htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru